Коков и его политический розыгрыш

kavkaz_blog 28.09.2017 в 14:06


Анализируя события в Кабардино-Балкарии в 2005-2013 годах с позиций сегодняшнего дня, становится очевидно: республика на весь период руководства Арсена Канокова стала площадкой для политического розыгрыша. О действующих лицах и бенефициарах этого представления – в нашем расследовании.

2005 год. Всем жителям Кабардино-Балкарии и руководству страны стало очевидно, что здоровье Валерия Мухамедовича Кокова не позволяет ему в полную силу руководить республикой, которой он, как полновластный хозяин, правил полтора десятка лет. Начался процесс поиска преемника: Арсен Каноков, Валерий Карданов… Поговаривают, закулисно вели борьбу за власть также группировки членов правительства Валерия Кокова – Руслана Хасанова и Хаути Сохрокова.

Победа досталась Канокову – бизнесмену, меценату. 27 сентября президент РФ В. Путин внес на рассмотрение республиканского парламента кандидатуру Арсена Канокова, на следующий день 105 депутатов единогласно проголосовали за наделение его полномочиями президента КБР.

Балкарские старцы, Залиханов, Рахаев и иже с ними

Не прошло и месяца после инаугурации нового главы, как 13-14 октября на столицу республики была совершена террористическая атака. Еще на улицах Нальчика не остыли трупы погибших мирных жителей и уничтоженных боевиков, а несколько «активистов» уже собрались на учредительное собраниеобщественной организации «Совет старейшин балкарского народа». Подтверждением тому – копия учредительного протокола этой общественной организации, датированная 15 октября 2005 года (трупы, по словам очевидцев, лежали на улицах Нальчика до 16 октября).

Совет старейшин собрал вокруг себя балкарских конформистов и стал главной дестабилизирующей силой в республике на ближайшее десятилетие. Организация требовала особых преференций для балкарского народа, ссылаясь на пережитую им в 1940-1950 годы сталинскую депортацию в Среднюю Азию и как следствие – на депрессивность районов его компактного проживания. И хотя эксперты подчеркивали, что аналогичные экономические проблемы испытывают и другие народы, населяющие республику, подготовленные старцами ССБН митинги, голодовки и другие протестные акции регулярно сотрясали населенные пункты Кабардино-Балкарии.

2008 год, сентябрь. Два народа, веками живущих рядом, – кабардинцы и балкарцы – оказались на грани кровопролития. Тогда балкарские активисты образовали живую изгородь в центре селения Кенделен – только бы не пропустить кабардинских наездников, которые совершали конный переход в честь 300-летия победы своих предков над крымским войском Каплан Гирея и планировали установить памятный знак об этом событии в окрестностях селения. Балкарцы же считали землю только своей… Властям и общественности КБР с большим трудом удалось предотвратить межэтническую бойню, хотя масло в огонь конфликта подливалось даже из Москвы. Депутат Государственной Думы Михаил Залиханов (его называют неформальным лидером ССБН) направил телеграмму президенту РФ Дмитрию Медведеву о кровопролитии в республике и геноциде балкарского народа. Позже проверка Генеральной прокуратуры не подтвердила факты, указанные в послании Залиханова.

— Он не желает разобраться с межнациональными проблемами совместно с органами власти, депутатами и представителями гражданского общества КБР. Работая в Москве, М.Ч. Залиханов рассылает руководству страны и правоохранительным ведомствам России обвинительные телеграммы и клеветнические обращения, разжигающие межнациональную рознь. Депутат Залиханов быстро забыл о том, что без поддержки кабардинских и русскоязычных избирателей не стал бы в третий раз депутатом, — написали в 2009 году  руководители группы общественных организаций КБР в обращении на имя спикера Госдумы Грызлова, генпрокурора Чайки и председателя Конституционного суда Зорькина.

2010 год. Суровые аксакалы от имени балкарского народа устроили голодовку в Пятигорске и в Москве – под окнами полпредства президента в СКФО и у стен Кремля. Требования были все те же – преференции для балкарского народа. И организаторы были те же – ССБН.

2012 год. Старцы и близкий к ним глава селения Безенги в Приэльбрусье Мурадин Рахаев подняли местных жителей на протест против строительства здесь одного из курортов госкомпании «Курорты Северного Кавказа» — «Эльбрус-Безенги». Население было настроено воинственно: проводило митинги, перекрывало единственную автомобильную дорогу. В результате КСК отказалась строить туристический кластер в окрестностях Безенги. Тем самым старцы, не устававшие повторять об отсталости экономики Приэльбрусья от равнинной территории Кабардино-Балкарии, сами же и приложили руку к депрессии этого региона. Подобных противоречий в деятельности ССБН – более чем достаточно.

К примеру, если депутата ГД Михаила Залиханова называли неформальным лидером ССБН, то публичными лицами Совета были Руслан Бабаев и Исмаил Сабанчиев. Это отставные милицейские полковники, которые когда-то по роду деятельности боролись с проявлениями экстремизма. Но с созданием ССБН они сами угодили в черный список спецслужб: Совет в 2008 году признавался Верховным судом республики экстремисткой организацией и позже фигурировал в черном списке Росфинмониторинга.

Еще одно противоречие старцев: будучи «борцами с геноцидом балкарцев», они не брезговали пользоваться поддержкой кабардинского олигарха, главы республиканского филиала «Роснефти» Валерия Карданова. С последним была аффилирована «Газета Юга», которая занималась информационным сопровождением всех акций балкарских старцев. Говорят, что и голодовка на Манежной площади в Москве, и многие другие протесты ССБН финансировались из кармана Карданова. (Кроме того, старцы посматривали в сторону Турции – известно, что спецслужбы этой страны в свое время «подкармливали» оппозиционных крымско-татарских общественников. Не исключено, что и балкарские оппозиционеры могли воспользоваться такой возможностью).

Яганов и «Великая Черкесия»

Параллельно с балкарскими старцами в республике начал общественную деятельность Ибрагим Яганов– кабардинский коннозаводчик и бывший полевой командир, в 1990-е годы участвовавший в вооруженном конфликте между Грузией и Абхазией на стороне последней.

2009 год. Общественник объявил себя организатором движения «Хасэ» и стал жесточайшим оппонентом ССБН. Он безапелляционно заявлял, что малочисленное балкарское население в республике доминирует и что территория Балкарии быстро расширяется. (В ответ раздавались обещания чуть ли не истребления на национальной почве). Разумеется, противостояние ССБН и «Хасэ» добавляло накала и без того неспокойной межэтнической обстановке внутри Кабардино-Балкарии.

2011 год. Как ССБН собрал вокруг себя балкарских конформистов, так Яганов возле себя – черкесских: лидеров «Черкесского конгресса» Руслана Кешева, «Всемирного адыгского братства» Замира Шухова, «Черкесии» Абубекира Мурзаканова и других. Эта компания активистов принялась будировать «черкесский вопрос», требуя власти России признать геноцид народа и выступая против проведения в 2014 году Белой Олимпиады в Сочи. По мнению общественников, олимпиада не могла проводиться на земле, где полтора века назад в столетней Кавказской войне проливалась кровь черкесов.

Выступления активистов не только будоражили кабардинское население, но и осложняли образ России накануне Олимпиады. Как считает политолог-кавказовед Сергей Маркедонов, события XIX века вряд ли можно рассматривать как геноцид черкесов (адыгов), зато в попытке раскачать ситуацию вокруг Олимпиады читалось желание властей Грузии и их американских «кураторов» посильнее насолить России из-за признания ею Абхазии и Южной Осетии. Не даром в мае 2011 года грузинский парламент принял крайне спорную резолюцию о геноциде черкесов. Научный сотрудник Института востоковедения РАН Алексей Малашенко в свое время подчеркивал, что черкесов на темы «геноцид» и «Олимпиада» кто-то раскручивает. «Есть разные люди и в Вашингтоне, и в Тбилиси», — отмечал эксперт.

Ряд СМИ намекали на то, что Ибрагим Яганов является агентом Госдепа. Сомнения у многих отпали после публикации в соцсетях журналисткой «Голоса Америки» Фатимой Тлисовой фото Яганова в обнимку с экс-главой Грузии Михаилом Саакашвили в коридоре Джеймстаунского фонда. Как известно, эта организация создавалась в Вашингтоне в 1980-е годы для адаптации к жизни в Америке перебежчиков, в том числе советских дипломатов и интеллектуалов. С самого начала деятельность фонда курировали спецслужбы – в его управляющий совет входили экс- советник президента США по национальной безопасности Збигнев Бжезинский и экс-глава ЦРУ Джеймс Вулси. С начала 2000-х годов Джеймстаунский фонд провел несколько конференций на тему Северного Кавказа, которые даже были поводом для вручения российским МИДом ноты протеста послу США в РФ Уильяму Бёрнсу.

К слову, совместный снимок Яганова и Саакашвили чуть не привел к настоящему расколу между черкесами и абхазцами. Яганова в Абхазии считали народным героем, защитником от грузинской агрессии, и увидеть его в обнимку с Саакашвили для жителей этой республики означало только одно – предательство.

— Несмотря на то, что кабардинцы сыграли весомую роль в войне Абхазии против Грузии, именно она протянула нам руку в вопросе о геноциде черкесов, — так пояснял Яганов свой мировоззренческий поворот на 180 градусов.

В итоге национальным организациям Абхазии с одной стороны и Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи – с другой – пришлось изрядно потрудиться, сбивая градус взаимных упреков представителей двух близких народов.

Чуть не рассорив черкесов с жителями Абхазии, Яганов вдруг заделался миротворцем внутри республики. В 2011 году Яганов неожиданно нашел общий язык со старцами ССБН, и совместно с ними созвал в республике гражданский форум под названием «Земельные и социальные вопросы». После нескольких совместных акций, не нашедших большой поддержки у населения, бывшие непримиримые оппоненты создали объединенную организацию под названием «Россия многонациональная». Это указывало на то, что обе организации (ССБН и «Хасэ») управляются из единого штаба, и в нужный момент от них потребовали объединить протестные группы своих этносов. Где располагался этот штаб – в Нальчикском офисе Кабардино-Балкарского филиала «Роснефти», в Анкаре, Вашингтоне или, быть может, в Москве на Петровке, 38?..

Спецоперация «Филармония»

Июнь 2012 года. 100 спецназовцев спецбортом, в сопровождении десанта из десятков журналистов центральных телеканалов и газет, высадились у дома правительства в Нальчике. Можно было подумать, что ожидается показательное задержание  вооруженных террористов. Но в действительности силовики арестовали троих чиновников: руководителя администрации главы Кабардино-Балкарии Владимира Жамборова, министра по управлению госимуществом и земельными ресурсами Хабдульсалама Лигидова и его заместителя Руслана Жамборова. Всех троих обвинили в приватизации полуразрушенного здания бывшей филармонии в Нальчике по заниженной стоимости. Здание предназначалось модельеру Мадине Хацуковой, родственнице жены тогдашнего главы КБР Арсена Канокова, которая планировала отремонтировать его и затем приспособить под ателье народного костюма. Модельер получила здание за 1 млн рублей, следователи же настаивали, что его рыночная стоимость – в двадцать раз больше.

Задержанных чиновников и Хацукову увезли в Москву, оставив жителей Кабардино-Балкарии в предчувствии скорых перемен в Белом доме. Всем было понятно, что дело филармонии – лишь повод для передела власти в республике. Вскоре арестованный Владимир Жамборов назвал в качестве заказчика своего уголовного преследования Юрия Кокова – руководителя Департамента по противодействию экстремизму МВД РФ.  Затем эту же версию подтвердил в одном из интервью глава республики Каноков.

О том, что клан прежнего главы КБР Валерия Кокова (глава филиала «Роснефти» Карданов, руководитель Центра «Э» Коков, ученый и депутат ГД Залиханов) ведет войну против Арсена Канокова, рассказывала уехавшая в США и уже упомянутая нами журналистка и правозащитница Фатима Тлисова. А исламская правозащитница Лариса Дорогова отмечала в свое время, что в отдельных терактах в республике, например, в расстреле московских туристов в Приэльбрусье в феврале 2011 года, замешаны силовики. Результат теракта – введение в туристическом районе Кабардино-Балкарии режима КТО – был выгоден, по мнению Дороговой, «кому-то в Москве». Ведь этот режим сорвал в Приэльбрусье не один туристический сезон и ударил по доходам местных жителей-балкарцев – чем не питательная среда для громогласных акций ССБН …

Лицом клана долгое время оставался Карданов – до тех пор, пока не сбежал заграницу от правоохранителей. Против олигарха возбудили уголовное дело о незаконной продаже санатория «Роснефти» в Приэльбрусье (снова, как видим, след силовиков – не исключено, что это Ю. Коков избавился от политического конкурента за кресло главы КБР). В итоге

основным бенефициаром войны против Канокова и разыгрываемого в течение 2005-2012 годов политического спектакля стал Юрий Коков. В декабре 2013 года он был назначен исполняющим обязанности главы КБР.

Бенефициар политического спектакля

2013 год. Вступив в должность, Коков заявил, что принял «нищую» республику. Однако это не помешало ему сразу же распорядиться о дорогостоящих ремонтах в Белом доме и на правительственной даче. В левом крыле правительственного здания к инаугурации Кокова  был проведен капитальный ремонт стоимостью в сотни миллионов рублей. Строители по требованию Кокова также полностью переделали его кабинет.

2017 год. Республика из бурлящего общественного котла превратилась в закрытую полицейскую вотчину Кокова. Общественники резко «снизили» градус своей активности.

Бывший депутат Госдумы Михаил Залиханов вернулся к работе в Высокогорном геофизическом институте Росгидромета в Нальчике – он трудится над созданием противоградовых установок.

Исмаил Сабанчиев и его коллеги по ССБН (к примеру, эк-глава поселения Безенги Мурадин Рахаев) в нарушение закона получили землю в районе Нальчика Белая речка – под строительство коттеджей кооперативом «Эркин езен». Периодически Сабанчиев и Рахаев дают Кокову о себе знать, причем, их общественная активность по времени совпадает с трудностями, которые испытывает ЖСК «Эркин езен».

Ибрагим Яганов посвятил себя коневодству, но еще устраивает конные переходы в Приэльбрусье, правда, теперь в основном для иностранцев. Хотя и этим не на шутку раззадоривает старцев ССБН, которые в прошлом году, к примеру, потребовали Кокова остановить переход, пригрозив ему «вторым Кенделеном».

Валерий Карданов по-прежнему в бегах и вряд ли вернется, пока у руля Кабардино-Балкарии находится его бывший соратник Коков.

Жители Кабардино-Балкарии, в 2005-2012 годы наблюдавшие за политическим розыгрышем Канокова, теперь вынуждены наблюдать за социально-экономическим падением республики во главе с Коковым. Однако это тема для нашего отдельного расследования.

КАВКАЗСКИЙ ДНЕВНИК


Рубрики:
СКФО

    Новости по теме



    18 Онлайн