165 лет назад 4 марта 1852 года ушел из жизни 43-летний Николай Васильевич Гоголь.
«Знаю, что мое имя после меня будет счастливее меня». Это сказал великий писатель, драматург, поэт, публицист. Николай Васильевич Гоголь. Имя которого еще при жизни стало великим. Хотя он сам и не был счастлив. А вот судьба его произведений действительно счастливая. Впрочем, его имя до сих пор склоняют со всех сторон. И те, кто любит. И те, кто ненавидит. Может, потому, что по сегодняшний день Гоголь является одним из самых, самых популярных писателей. После Библии, после Достоевского – он, Гоголь. И поэтому какими слухами земля полнится!
И параноик, и сумасшедший, и отшельник, и колдун, и Пушкин его не терпел, и оказывается завел дружбу с дьяволом, и в гробу он перевернулся. И вообще родился в день дураков – 1 апреля… А он даже и не в апреле родился, а в марте (по старому стилю). А остальное…
Действительно для дураков, уважаемый Николай Васильевич! От подобных слухов можно действительно перевернуться в гробу.
«Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки»… Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился…» (Пушкин) «Что такое Тарас Бульба? Герой, представитель жизни целого народа, целого политического общества в известную эпоху жизни…» (Белинский) » Ну, и пьеска! Всем досталось, а мне – больше всех…» (Николай I о «Ревизоре») «Мне очень приятно, что г.Гоголь знает, что в глубине Сибири он имеет пламенных почитателей…» (Декабрист В.Л. Давыдов)
Литература Гоголя такая неправдоподобно разная. И народная, и романтичная, и комичная, и реалистичная, и фантастичная, и символичная, и мистичная. А еще он, безусловно, первым предвосхитил модернизм. Гоголь очень был сложен, очень противоречив. Если бы он был простым и прямым, вряд ли мы вообще бы узнали его имя. Не в этом ли тайна такого таинственного писателя?
В основном, творчество писателей совпадает с их мировоззрением. Гоголь, пожалуй, единственный из писателей, мировоззрение которого всю жизнь воевало с его произведениями. Его произведения были гораздо смелее. И шли гораздо, гораздо дальше его мировоззрения. Дальше вверх. Потом дальше вниз…
Крайности. Сам Гоголь всегда мог остановиться. Его талант – нет. Он часто отрекался от того, что любил. И часто принимал то, что ненавидел.
Гоголь – это и украинские Сорочинцы, где он родился. И Петербург, где он стал писателем. И Рим, где он прожил с перерывами десять лет и писал «Мертвые души». И Москва, где он умер и похоронен…
Он был ни с кем. Ни со славянофилами, ни с западниками. Ни с революционерами, ни с государственниками. Хотя в начале его горячо поддерживали прогрессивные силы. Как его произведения – их. В конце – реакционные.
А он сам?.. В этом весь Гоголь. Он был сам по себе. А вот его творчество – нет. Когда его творчество желало, жаждало немедленной борьбы и справедливости. Он сам останавливался.
Когда его творчество желало, жаждало немедленной смиренности, покаяния. Он сам останавливался. Впрочем, шумиха вокруг его имени была, есть и будет не столь литературная, и тем более личная – сколь идейная. Разве не символично, что в истории остался первый том «Мертвых душ». Для истории. Главное произведение Гоголя.
«Мертвые души» – история болезни, написанная рукой мастера» (Герцен). История болезни России, диагноз которой поставил Гоголь. Пушкин после знакомства с первыми главами этой грандиозной поэмы грустно произнес: «Боже, как грустна наша Россия!»
«Будьте не мертвые, а живые души,» – завещал нам Гоголь. Его всю жизнь мучили мертвые души. Он мучит своим невероятным талантом живые. По сей день.
По сей день среди нас живут пять характеров гоголевских помещиков. Слащавые паразиты маниловы, безалаберные панибраты ноздревы, сетующие торгашки коробочки, твердолобые грубияны собакевичи, патологические скряги плюшкины. Ни одного утешения! Мертвые души. Умирание человеческого в человеке. Сегодня они живучи, как никогда.
И конечно – главный мерзавец. Чичиков. Этакий мошенник, авантюрист, скупающий мертвые души. Точнее, по-Гоголю, – «хозяин», «приобретатель», а по-простому – «подлец». Этакий представитель бандитского капитализма в России. В советский период был перерыв для чичиковых. Они, конечно, были. Но не как явление. Явление их случилось позднее. Они ворвались в нашу жизнь вместе с перестройкой, уже откровенно скупая мертвые души и убивая живые. Они были гораздо, гораздо хуже…
Сегодня пришло время другой эпохи. Когда вор Чичиков должен сидеть в тюрьме! И как же не хватает сегодня Гоголя!..
Гоголя могли обвинить в мраке, безнадежности, в депрессивности поэмы. Но ведь он завершил первый том «Мертвых душ» на высокой ноте: «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются, и дают ей дорогу другие народы и государства…»
А еще когда-то сказал: «Если русских останется только один хутор, то и тогда Россия возродится». И в этом тоже Гоголь. Уж если великий фантазер верил в Россию. Нам сам бог велел верить.
Второй том «Мертвых душ» Гоголь сжег. Почему? «Почему» неуместно. Хотя над этим почему-то бьются несколько веков. Он знал – почему. И этого достаточно. Если талант победил свое произведение, уничтожая его. К тому же он не раз сжигал свои рукописи. И не раз рвал их. Для этого нужно не просто мужество. Для этого нужно понять, что творение оказалось не достойным гения. А на меньшее он не соглашался…
Хотя Гоголь не был максималистом. Скорее наоборот. Особенно к концу жизни. А в смерти шептал: «Лестницу, поскорее давай лестницу!..»
Он всю жизнь шел по этой лестнице. Которая все выше, выше, ступенькой за ступенькой вела его к бессмертию. Как и другие писатели, которые потрясли мир.
Елена Сазанович,
член Союза писателей России
Новости по теме