Министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан прибыл в Москву не только для того, чтобы обсудить важнейшие вопросы внешнеполитической повестки дня. Он встречался со своим российским коллегой Сергеем Лавровым за закрытыми дверями, и речь шла, как сообщает телеграмм-канал «Незыгарь», об уголовном деле в отношении сенатора Сулеймана Керимова.
Керимов был задержан в аэропорту Ниццы еще 20 ноября прошлого года и помещен под судебный надзор – это одна из форм ограничения свободы, которую применяет французское правосудие. Хотя прокуратуры Ниццы требовала его отправить под арест.
Ведь обвинения, выдвинутые в отношении Керимова, – крайне серьезные. Французское правосудие обвиняет его в уклонении от уплаты налогов на сумму, которая может составить до 400 миллионов евро. Это сумма, которая была не уплачена при риэлторских операциях: виллы на Лазурном берегу покупались через подставных лиц, а сами сделки оплачивались наличными, с занижением первоначальной стоимости. В частности, одна из вилл была официально приобретена за €37 миллионов, в то время как прежние владельцы выставили ее на продажу по цене €150 миллионов.
Кроме того, по версии прокуратуры, Керимов (как сам, так и через доверенных лиц) без декларирования ввез на территорию Франции от 500 до 750 миллионов евро наличными.
Вскоре после задержания Керимов попросился в Москву – якобы, чтобы проведать больного родственника. По приезду в столицу миллиардер заявил, что, в частности, встретился с Валентиной Матвиенко, председателем Совета Федерации. 23 января олигарх вернулся во Францию. Но и месяца не прошло, как он попросился еще раз приехать в Россию, его ходатайство было удовлетворено прокурором Ниццы.
Какова истинная цель приезда Керимова в Россию на сей раз? По версии, которую озвучивает «Незыгарь», Керимов так поспешил в Москву, чтобы срочно заняться решением вопросов «дагестанского ландромата».
Аресты в высшем политическом руководстве Дагестана, которые были инициированы врио главы региона Владимиром Васильевым, не могли не ударить по разветвленному бизнесу Керимова, который прочно укоренился в Дагестане за годы правления Рамазана Абдулатипова. Можно только теряться в догадках, с кем персонально из арестованных чиновников он был связан. И не арестованных тоже: сейчас Генеральная прокуратура продолжает проверки сразу нескольких ведомств в республике.
Министр строительства и ЖКХ Ибрагим Казибеков, которому вменяют хищения бюджетных средств в особо крупном размере при освоении государственных подрядов, и вовсе сбежал. По одной из версий, он уже давно за пределами России – возможно, где-то в Европе, куда предположительно через офшоры и выводились похищенные средства.
Французский министр Жан-Ив Ле Дриан, как сообщает «Незыгарь», предоставил Лаврову неопровержимые факты, собранные в ходе многолетнего расследования. Оно проводилось совместными силами двух структур французского МВД: экономическим отделом судебной полиции и Региональной группой вмешательства (GIR) региона Прованс – Альпы – Лазурный Берег (базируется в Марселе).
В ходе расследования якобы уже установлено, что Керимов занимался подкупом должностных лиц и сотрудников банков на территории Евросоюза, которые помогали ему обеспечить беспрепятственный вывоз капитала из стран бывшего СССР. Фигурантами дела, которым уже предъявлены обвинения, являются агенты по недвижимости, финансисты и нотариусы.
Появился в этом деле и нотариус из Ниццы российского происхождения Александр Гречишкин-Курганский, которого во французской прессе называют «нотариусом звезд». Дело в том, что он специализировался на покупке элитной недвижимости для богатых выходцев из постсоветских стран. В числе владельцев недвижимости на Лазурном берегу французские деловые издания называют, в частности, олигархов Бориса Ротенберга и Романа Абрамовича. Также на Кап-д’Антиб (где и обосновался Керимов) был замок Бориса Березовского.
В числе владельцев элитной недвижимости во Франции есть и ряд высокопоставленных выходцев из Дагестана. Как тут не вспомнить и о депутате Государственной Думы от Дагестана Зауре Аскендерове, который является владельцем риэлторской компании Jennet на Лазурном берегу – там, где Керимов через подставных лиц проводил скупку недвижимости. Специальная служба министерства финансов Франции TRACFIN (занимается борьбой с отмыванием денег) внесла подобные структуры в «черный список», о чем мы уже подробно рассказывали.
Разумеется, после того, как в Дагестане начались массовые антикоррупционные чистки, в ходе которых были арестованы ставленники Абдулатипова и самого Керимова, сенатор не мог пассивно оставаться во Франции. В частности, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов в своем телеграмм-канале пишет, что Керимов во время поездки в Москву пытался получить точную информацию о грядущих действиях силовиков в отношении чиновников Дагестана – кто окажется под арестом следующим.
Схему по выводу средств из республики уже назвали «дагестанский ландромат» (landromate – «прачечная» по-английски). Одним из главных каналов хищения были именно госконтракты с завышенными ценами. Генеральная прокуратура уже объявила, что только по фиктивным контрактам (они были заключены без проведения конкурсных процедур) из бюджета в Дагестане было выведено 2,3 млрд. рублей.
В том числе по государственной программе расселения ветхого и аварийного жилья, которую курировал бежавший из России Ибрагим Казибеков. Расхищались средства также через повышение цен при строительстве социальных объектов (это уже дело бывшего премьер-министра Абдусамада Гамидова и бывшего министра образования Шахабаса Шахова).
Министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан, пишет «Незыгарь», предоставил МИД России данные о том, что сомнительные транзакции по выводу средств проводились даже через «дочки» государственных банков в странах Евросоюза. То есть затем деньги в рамках «дагестанского ландромата» обналичивались уже в Евросоюзе. Результатами расследования стали санкции в отношении «дочки» Газпромбанка в Швейцарии.
Расследование по скупке недвижимости на Лазурном берегу продолжается полным ходом, и наверняка в нем скоро появятся новые фигуранты – и частные лица, и банки. В любом случае, обвинения выдвинуты уже настолько серьезные (отмывание денег и неуплата налогов во Франции – тяжкие преступления), что Сулейману Керимову явно придется готовиться к казенному дому. А вместе с ним еще многим представителям так называемой дагестанской элиты.
Тимур Иванов
Дагестанский портал противодействия коррупции
Новости по теме