Ветераны войны в Афганистане остались без жилья и обещанного им медицинского центра
После нашумевшей голодовки дагестанских «афганцев» в 2008 году республиканские власти пообещали построить для них многоквартирный дом и открыть медицинский реабилитационный центр. Лечебное учреждение «Афганец» много рекламировали, но все обещания так и остались просто словами. Квартиры же выделили лишь махачкалинским «афганцам», которые не участвовали в пикетах и голодовке. Подробности истории выяснял корреспондент КАВПОЛИТа.
Благими намерениями
В октябре 2008 года, как известно, войны-интернационалисты, воевавшие в Афганистане, устроили голодовку в Махачкале, чтобы обратить внимание государства на свои проблемы. Итог ее печален: скончались два ветерана.
Но цель, казалось бы, была достигнута. Власти республики заверили, что построят жилой дом и выделят нуждающимся квартиры.
В ряды благодетелей примкнул и депутат Народного собрания РД Гази Газиев. Он пообещал создать медицинский центр и тоже построить многоквартирный дом для «афганцев».
Средства на медучреждение собирали с мира по нитке. С 2012 года реабилитационный центр обосновался на четвертом этаже восьмиэтажного бизнес-комплекса Гази Газиева, расположенного у моря, на улице Пушкина, напротив Родопского бульвара.
Фото: Фаина Качабекова / КАВПОЛИТ
И вроде бы Газиев частично выполнил обещание – медицинское учреждение было создано, а он стал там генеральным директором.
«Когда нам сообщили о том, что хотят открыть медицинский центр “Афганец”, на встрече с Гази Газиевым мы задали ему вопрос: для чего ему это нужно и не будет ли как обычно – имя афганцев используют и ничего не сделают? На что он ответил, что желает помочь афганцам, что мы этого давно заслуживаем», – вспоминает Сулейман Дукиев, председатель Российского отделения «афганцев» Хасавюртовского района.
О центре и о дальнейших планах, связанных с покровительством «афганцев», депутат рассказывал много раз. А в интервью под заголовком «Бескорыстная помощь людям», опубликованном в 2012 году, депутат в красках описывает, как уже функционирует медико-лечебный центр:
«Задумывая наш центр, мы хотели создать настоящий комплекс для «афганцев», в котором, помимо медицинской помощи, будут оказываться и бытовые услуги. Поэтому при центре будут работать бесплатная аптека, бесплатная парикмахерская, кафе, а также диспетчерский пункт для оказания бесплатных транспортных услуг участникам боевых действий в Афганистане и их семьям. Для этой цели закуплены 10 автомобилей «Лада-Калина». Вы, наверное, уже замечали в городе автомобили с надписью «Афганец»?
Гази Газиев (на переднем плане). Фото: mkala.ru
Звонки поступают, в основном, бытового характера, зачастую просят отвезти на рынок или в поликлинику. С недавнего времени нам уже начали поступать звонки с благодарностью. Это я считаю лучшим признанием нашей работы! Самое главное – это уверенность наших ветеранов, что их не забыли, что есть люди, которые искренне беспокоятся за их жизнь и здоровье и хотят сделать все, чтобы им было комфортно.
Всем «афганцам» мы вручаем пластиковые карты, по которым они смогут войти в центр и пользоваться всеми услугами. Придя в регистратуру, ветерану нужно будет только предъявить эту карточку».
Но, как говорят сотрудники медучреждения и сами «афганцы», организация так и не заработала. А те карточки, о которых упоминал Газиев, по словам ветеранов, им выдали, но вот в центре их не обслуживали, а автомобили с надписью «Афганец» никто из них не видел.
«Пусть помогает государство»
Несмотря на то, что в медицинском учреждении не было пациентов, с 2013 года его начал финансировать ФОМС. Однако, по словам сотрудников центра, все это время они ничего не делали, им постоянно называли причины, которые препятствовали тому, чтобы начать обслуживать граждан.
Позже выяснилось, что за период финансирования ФОМСом на счета организации было перечислено семь миллионов рублей, пять из которых, как утверждает главврач медицинского реабилитационного центра «Афганец» Асият Чарандаева, были украдены.
«Коллективу перестали выплачивать зарплату, не платили налоги в Пенсионный фонд, нас стали обманывать. Люди заподозрили неладное и обратились к Гази Газиеву, – рассказывает Чарандаева.
– Начали разбираться, выяснили, что на счет центра ФОМС перечислил семь миллионов, пять из них украли. В результате уволили бухгалтера и начальника отдела кадров, и Газиев написал на них заявление в УБЭП. Но уже полтора года ни слуху ни духу о результатах расследования.
В общем, ходу этому делу не дали. ФОМС занес центр в черный список и перестал финансировать. После этого организовали собрание и председателем правления центра Газиев назначил моего отца.
Мы решили, что теперь сами будем вести центр, ведь столько сил было в него вложено. Договорились, что будем платить за использование помещения. Но чтобы начать работу, он попросил 200 тысяч рублей. Мы дали эти деньги, есть расписки, затем ремонт сделали, готовились к открытию, пригласили телевидение. А через два дня после открытия, нас не запустили в центр, потребовав 200 тысяч за аренду».
Как отметила Чарандаева сейчас все имущество медицинского центра, купленное на пожертвования для «афганцев», в руках у депутата. При этом часть оборудования и лекарств была приобретена на средства, выделенные ФОМСом.
«Более того, через пару недель наше помещение вместе с нашим оборудованием сдали в аренду другому медицинскому учреждению. Нам ничего не отдают и требуют денег. Хотя мы даже открыться не успели, – сетует Асият Чарандаева.
– Недавно Газиев прислал мне письмо с требованием заплатить за использование помещения, в котором мы даже не успели поработать, – иначе он подаст на нас в суд. Мы надеялись наладить работу, принимать пациентов, чтобы ФОМС увидел наши реальные труды и вновь начал финансировать центр. С Газиевым мы договаривались, что будем платить за помещение с того момента, как нас начнет финансировать ФОМС, в договоре аренды это прописано.
Договор Газиев подписал, но юридически не заверил и теперь этот документ не имеет силы, а значит, и денег он требовать с нас не может. Но и мы не можем требовать вернуть нам помещение. Хотя нам это уже и не нужно – лишь бы нам вернули имущество медицинского центра. Но Газиев говорит, что все это имущество принадлежит ему».
Услышав о конфликте, к депутату приехали «афганцы», чтобы узнать причины. Но выяснили лишь, то, что их «покровителя» никогда не интересовало благополучие ветеранов.
«Используя имя афганцев, нас постоянно “кидали” и “кидают”, – возмущается Джалал Джалалов, председатель “афганцев” городского совета Буйнакска. – В последнюю встречу с Гази Газиевым я у него спросил, если он хотел нам помочь, как говорил раньше, то почему требует 200 тысяч рублей у Асият за аренду помещения, в котором находился медицинский центр «Афганец». В чем заключается тогда его помощь, если он деньги берет с центра? Он ответил, что помещение в аренду давал, а помогает пусть государство».
«А Аушев в курсе?»
Меж тем о создании медицинского центра в свое время гремели многие СМИ. Как уже было сказано, Гази Газиев с большим энтузиазмом давал интервью, были опубликованы брошюры с информацией об учреждении и создан благотворительный Фонд помощи ветеранам-«афганцам».
Помимо этого, в сборе средств были задействованы уважаемые люди страны. В буклетах центра «Афганец» было опубликовано обращение от имени бывшего президента Ингушетии, Героя Советского Союза Руслана Аушева.
Согласно содержащей там информации, администрация города Махачкалы выделила участок для строительства 60-квартирного жилого дома. Коллектив махачкалинского отделения СКЖД ОАО «РЖД» выделил однодневный заработок в размере 1,5 миллиона рублей для строительства «афганцам» медицинского центра и жилого дома.
Благую идею поддержали и другие трудовые коллективы общественных объединений городов республики. А по инициативе глав администраций Ростова-на-Дону, Волгограда, Астрахани, Ставрополья, Краснодара в фонд перечислили более 50 миллионов рублей.
Но, как говорят обманутые защитники отечества, депутат уверяет, что все это была пиар-компания, а денег он и не видел.
«Газиев нам сказал, что всех этих денег вообще не было. Просто для рекламы об этом написали. Если все, что тут написано ложь, то мне интересно, знает ли такой уважаемый человек, как Руслан Аушев, что, пользуясь его именем, людей вводили в заблуждение?» – продолжает Джалалов.
Ветераны не верят словам бывшего «покровителя» и намерены узнать, куда делись средства Фонда помощи воинам-«афганцам». Только вот выяснить это могут прокуратура и УБЭП. Но, как говорит Асият Чарандаева, правоохранительные органы пока этой истории не заинтересовались.
Сами ветераны афганской войны уверяют, что очень нуждаются в собственном медицинском центре и наивно полагали, что для них в республике хоть что-то уже сделают.
«Дело в том, что сейчас “афганцам” за 50 лет. Например, я после армии в больницах не бывал, знал только одно – работать, работать и работать, чтобы семью содержать. Но сейчас уже приходится обращаться к врачам, – говорит Сулейман Дукиев.
– Конечно, можно обратиться и в простую поликлинику, но там очереди и обязательно нужно “отстегивать” за обслуживание. Анализы почти все платные, да и дорогие. А сделать пенсию вообще невозможно, даже если ты болен. Поэтому у нас очень большая потребность в своем медицинском центре».
По словам Асият Чарандаевой, она не может все бросить ведь в центр она вложила много сил времени и средств. Женщина искала поддержки и писала письма в разные инстанции, но не везде ей ответили.
Когда медико-лечебное учреждение выставили на улицу, главврач Чарандаева договорилась с разными больницами, чтобы «афганцев» там принимали без очереди и бесплатно. А направления на различные медицинские процедуры она выписывала на дому.
«Вот мне Асият выписала направление на томографию, которая стоит четыре с половиной тысячи рублей. Я с этим направлением без проблем сделал томографию в Махачкале. Так же, как и я, мои товарищи по направлениям, что Асият выписывает, обслуживаются в больницах, делают анализы. Для нас это уже большая помощь», – рассказывает Джалал Джалалов.
Участники войны в Афганистане верят Асият Чарандаевой и вместе намерены вновь открыть медицинский центр. Помещение они уже сняли, но для начала работы нужно, чтобы Гази Газиев вернул им имущество медицинского учреждения. Правда, это будет сделать нелегко, ведь депутат считает оборудование центра своей собственностью.
О каком патриотизме может быть речь?
Ветераны афганской войны с обидой говорят, что они нужны были только, когда возникла необходимость воевать. Сейчас их проблемы никого не интересуют.
«В 2008 году в Афганском парке 17 человек разбили палаточный лагерь и устроили там голодовку. Две недели я вместе с товарищами там голодал. Там были люди, которые действительно нуждались в жилье и были доведены до крайности. В результате два человека умерли, – вспоминает участник афганской войны Муршид Абдулгусейнов.
Сулейман Дукиев (крайний справа) и Муршид Абдулгусейнов (второй справа). Фото: riadagestan.ru
– Муху Алиев выделил на строительство 60-квартирного дома 30 миллионов рублей. Эти деньги куда-то потерялись, поэтому в 2010 году 45 человек устроили пикет. После чего Магомедсалам Магомедов выделил 75 миллионов рублей для строительства дома.
Но ни один из “афганцев” – участников голодовки и пикета не получил квартиру. Люди, которые, привлекли внимание к проблеме “афганцев”, которые остро нуждались и заслужили этот дом, не получили ничего.
Квартиры выдали “афганцам”, которые не участвовали в голодовке и пикете – вот что обидно. Нам говорят, они ведь тоже “афганцы”, но ведь они не вышли с нами требовать, то, что нам положено, значит, не нуждались, как мы».
Как было уже сказано, Гази Газиев тоже собирался построить многоквартирный дом для воинов-интернационалистов. Согласно данным «Российской газеты», бывший мэр Махачкалы Саид Амиров в 2013 году выделил для этого благородного дела участок. И тогда же на народные средства началось строительство.
Но, видимо, что-то пошло не так: о судьбе депутатского дома больше ничего не сообщалось.
«Тот дом, что обещали республиканские власти, и под который выделялась земля, не был построен. Вместо этого “афганцам” предоставили квартиры в пяти готовых домах», – поясняет Джалал Джаладов.
Согласно Жилищному кодексу РФ, ветераны, вставшие на учет нуждающихся в жилье до 1 января 2005 года, должны быть обеспечены жилплощадью за счет средств федерального бюджета. А улучшать жилищные условия ветеранов, что зарегистрировались в очереди после этой даты, должны республиканские власти.
Но, как говорят ветераны, власти республики все сделали наоборот. Новые квартиры, профинансированные региональным бюджетом, которые граждане выбивали голодовкой и пикетами, предоставили «афганцам», вставшим в очередь до 2005 года.
Оставшиеся без квартир воины-интернационалисты сильно разочарованы в государстве. И все же заканчивается наш разговор рассуждениями о любви к Родине.
«Когда, школьники, молодежь видят, что я, “афганец”, хожу в одном костюме и туфлях уже четыре года, знают, что мы объявляли голодовку, пикеты устраивали, отстаиваем свои законные конституционные права, они думают, о каком же патриотизме рассказывают им взрослые? – говорит председатель Дербентского отделения «Российского союза ветеранов Афганистана» Гасани Гасайниев.
– Мои сыновья у меня спрашивают: что сделало для меня государство, что я так стараюсь воспитать в них чувство патриотизма? Решив основные проблемы «афганцев» с жильем и реабилитацией, государство покажет молодежи, что оно уделяет внимание гражданам, которые защищали свою Родину. Только в этом случае у молодых людей проснется чувство патриотизма и любви к своей стране».
http://kavpolit.com/articles/dagestanskie_afgantsy_nas_postojanno_kidajut-26748/
Новости по теме