Неэффективный АПК Шарипа Шарипова

Админ 13.11.2015 в 14:20


Развитие сельского хозяйства Дагестана гораздо лучше шло на бумаге, чем на деле

Шамиль Алиев. журналист

Отставка вице-премьера Дагестана Шарипа Шарипова свидетельствует о том, что глава республики Рамазан Абдулатипов не слишком доволен ситуацией в сельском хозяйстве – отрасли, которую курировал ушедший в отставку чиновник.
За последние два года в Дагестане произошел убедительный рост объемов сельхозпроизводства, но каких-то содержательных изменений в организации АПК при Шарипе Шарипове так и не случилось, несмотря на его репутацию крупного специалиста в этой сфере.

Аграрий-институционалист

Шарип Шарипов стал вице-премьером Дагестана в мае 2013 года на волне объявленного Рамазаном Абдулатиповым обновления правительства республики, которое на поверку оказалось скорее ротацией уже действующих кадров. В результате некоторые заместители бывших министров пошли на повышение, и одним из них был Шарип Шарипов, имевший непрерывный 20-летний стаж работы в Минсельхозе Дагестана.

Передавая бразды правления АПК Шарипову, Рамазан Абдулатипов, очевидно, руководствовался его репутацией человека, обладающего глубокими познаниями в отрасли.

Еще в советские годы Шарип Шарипов закончил наиболее авторитетный профильный вуз страны – Московскую сельскохозяйственную академию имени Тимирязева, а затем состоялся не только как чиновник, но и как ученый. Его докторская диссертация, защищенная в 2009 году во Всероссийском институте аграрных проблем и информатики им.А.А.Никонова, была посвящена «развитию многоукладной аграрной экономики в институциональной среде региона».

Приход столь авторитетного специалиста в сельском хозяйстве породил немалые ожидания, тем более, что незадолго до назначения главой Дагестана в республике были начаты крупные инвестпроекты в АПК – «Дагагрокомплекс», «АгроДагИталия», «Агрико Северный Кавказ» и ряд других. А в числе «приоритетных проектов» Рамазана Абдулатипова «Эффективный АПК» всегда претендовал на первое по значимости место, о чем глава Дагестана неоднократно публично говорил.

«Человек вы грамотный, с отличием окончили вуз, доктор наук. Я надеюсь на позитивные изменения по целому ряду направлений, над которыми нужно работать вместе с новым министром», – сказал Рамазан Абдулатипов Шарипу Шарипову на встрече с обновленным составом правительства Дагестана в сентябре 2013 года.

Но уже тогда глава Дагестана отметил, что за первые месяцы работы Шарипова позитивных подвижек в АПК немного, и из-за этого Рамазан Абдулатипов, по его словам, даже сам стал лучше разбираться в сельском хозяйстве.

Не убедил цифрой

Если судить по данным официальной статистики, то «на бумаге» сельское хозяйство Дагестана за последние два года развивалось более чем динамично.

В 2013 году объем производства сельхозпродукции в республике составил 77,1 млрд рублей, увеличившись в сравнении с предшествующим годом на 6,4 % (растениеводство выросло на 11,3%, животноводство – на 3%).

В 2014 году темпы роста ускорились – индекс производства сельхозпродукции в Дагестане составил 108,7%, заметно превысив соответствующий показатель по СКФО (105,3%) и России в целом (103,7%).

За девять месяцев этого года объем производства в сельском хозяйстве составил 60,3 млрд рублей, и это, по мнению Рамазана Абдулатипова, высказанному на недавнем совещании по продовольственной безопасности республики, «очень хорошие цифры».

Шарипов снял с правительства ответственность за отсутствие результатов в развитии сельхозкооперации

Но одна лишь положительная статистика по объемам производства сельхозпродукции не устраивала главу Дагестана – ему явно хотелось от курирующих АПК чиновников каких-то новых подходов к организации отрасли. С этой точки зрения успехи за два последних года были более чем скромные.

Одним из главных «заваленных углов» в работе Шарипа Шарипова стало развитие сельхозкооперации, о необходимости которого так долго говорил Рамазан Абдулатипов.

Теоретически этот путь развития АПК представляется весьма перспективным для Дагестана, где отсутствует частная собственность на земли сельхозназначения, а у большинства мелких фермеров нет достаточных средств на модернизацию своих хозяйств. В таких условиях кооперация разумным выходом выглядит именно кооперация, позволяющая решать многие проблемы на селе вскладчину.

К тому же в советский период в республике действовала разветвленная сеть потребительских кооперативов (Дагпотребсоюз), ряд структур которой существует и по сей день.

Рамазан Абдулатипов, Шарип Шарипов и министр сельского хозяйства Баттал Батталов

На практике же возрождение сельхозкооперации в Дагестане дальше лозунгов почти не продвинулось, что признавал и сам Шарип Шарипов.

«К сожалению, результаты в сфере развития сельскохозяйственных потребительских обслуживающих кооперативов в республике незначительные, хотя мелкотоварная аграрная структура формирует благоприятные условия для становления сельскохозяйственной потребительской кооперации», – заявил он на одном из последних совещаний под своим председательством.

Правда, при этом Шарипов снял основную ответственность за отсутствие успехов в развитии кооперации с правительства республики. «Это недоработка муниципалитетов, поскольку нет инициативы со стороны глав поселений. Кроме того, отсутствует активная позиция деятелей науки в этом вопросе, имеющиеся методические комментарии считаю недостаточными», – сообщил чиновник.

А вот у Рамазана Абдулатипова на сей счет было как раз противоположное мнение – причину отсутствия успехов в кооперации он видел в слабой работе правительства. В июне этого года, заслушав доклад министров об экономическом положении в республике, он явно не был удовлетворен лишь тем, что сельхозпроизводство в Дагестане показало самую высокую динамику в СКФО.

«Больше – не значит лучше», – заявил Абдулатипов Шарипу Шарипову, напомнив, что ему и премьеру Абдусамаду Гамидову неоднократно поручались вопросы развития потребкооперации, но результаты пока неудовлетворительны. «Если бы вы проводили эту работу, был бы доступ для налоговика туда», – упрекнул Рамазан Абдулатипов вице-премьера.

Тупик для инвесторов

Не удалось достичь каких-то особенных успехов и на противоположном полюсе АПК – в области развития крупных инвестпроектов. Более того, некоторые из них столкнулись с серьезными неприятностями.

Характерный пример – ситуация, сложившаяся вокруг проекта «Дагагрокомплекс» стоимостью почти 20 млрд рублей. На первоначальном этапе его инициатору, бизнесмену Исааку Умалатову, удалось получить большой объем неиспользуемых земель в северных районах Дагестана, а также добиться предоставления проекту статуса приоритетного на региональном уровне и госгарантий правительства РФ.

Однако после того как проект получил заемное финансирование Россельхозбанка, у него стали появляться проблемы – организационные, кадровые, технические, финансовые, погодные и т.д.

Быстро изменилось и первоначальное приветственное отношение властей к «Дагагрокомплексу». Например, в начале 2014 года УФАС возбудило против компании дело по факту предоставления 213 га земель в Тарумовском районе без проведения торгов, а в октябре прошлого года прокуратура Кизляра сообщила о наличии в ООО «Дагагрокомплекс» крупной задолженности по зарплате.

Наконец, Россельхозбанк, по имеющимся сведениям, фактически замкнул управление проектом на себя, а затем и ужесточил условия его финансирования. Как сообщил в мае этого года министр сельского хозяйства Дагестана Баттал Батталов, невзирая на то, что проект развивается, в банке посчитали его финансирование рискованным и отказали в дальнейшем субсидировании.

С большими трудностями столкнулся и проект «АгроДагИталия» стоимостью 14 млрд рублей, первый камень которого был заложен еще осенью 2012 года, когда Дагестан возглавлял Магомедсалам Магомедов.

Инициаторы проекта, структуры, близкие к депутату Госдумы Умахану Умаханову, рассчитывали начать строительство первой очереди (крупный птицеводческий комплекс) еще два года назад, но эти планы не были реализованы в срок.

В начале этого года научный руководитель проекта, вице-президент группы компаний «ИН-Инвест» Анатолий Kопылов рассказал КАВПОЛИТу, что инвестор готов начать строительство, но для этого необходимо окончательно решить вопрос с подведением внешних сетей и созданием жилой зоны.

Из истории проекта «АгроДагИталия» можно сделать вывод, что реальный аппаратный вес Шарипова был не так уж велик

«Затык» возник на уровне Минстроя Дагестана, который в тот момент возглавлял Муса Мусаев, ныне глава администрации Махачкалы.

«Раз они не дают нам строить мегаптицекомплекс, мы остановились в проектировании молочного, мясного и растениеводческого мегакомплексов. Уже бешеные деньги вложены в проект, который стартовал 12 марта 2012 года. Если продолжится сжигание этих денег, с чем же мы останемся?» — посетовал Копылов, уточнив, что куратором проекта является Шарип Шарипов.

Из этой истории можно сделать вывод, что реальный аппаратный вес теперь уже бывшего вице-премьера был невелик, раз реализация столь крупного и перспективного проекта АПК споткнулось о непрофильное ведомство – министерство строительства.

Впрочем, здесь можно вспомнить, что Муса Мусаев всегда считался человеком, близким к премьеру Дагестана Абдусамаду Гамидову, а тот, в свою очередь, близок к другому приоритетному инвестпроекту республики – созданию в Кумторкалинском районе предприятия по производству керамической плитки ООО «Мараби». Одним из инициаторов этого проекта выступил коммерческий банк «Эльбин», контролируемый семьей Гамидовых.

Земляк-преемник

После отставки Шарипа Шарипова пост «аграрного» вице-премьера Дагестана занял Билал Омаров, с 2012 года возглавлявший Западно-Каспийское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов (ФГБУ «Запкаспрыбвод»).

До этого Омаров на протяжении шести лет, как и Шарип Шарипов, был заместителем министра сельского хозяйства Дагестана. Кроме того, и Шарипов, и Омаров – выходцы из Новолакского района, так что в новом назначении прослеживается определенная преемственность.

После отставки Шарипа Шарипова пост «аграрного» вице-премьера Дагестана занял Билал Омаров

​Одним из ключевых эпизодов в биографии Билала Омарова было покушение на его жизнь в 2011 году – киллер стрелял наверняка, но чиновник чудом остался жив. По некоторым сведениям, покушение было связано с распределением дотаций для сельхозпроизводителей.

Согласно другой версии, с Омаровым пытались свести старые счеты, связанные с тем периодом, когда он был главой Новолакского района (2004-2006 годы). Так или иначе, виновники этого преступления до сих пор не найдены.

http://kavpolit.com/



    Новости по теме



    21 Онлайн