«Черные банкиры», или Главарь без банды

Админ 14.09.2015 в 18:09


Дело о 600 миллионах рублей из Дагестана обещает быть резонансным

Рустам Джалилов. Автор статьи

Бесплатный сыр бывает только в мышеловке, гласит народная мудрость. По-русски иногда говорят еще проще – дармовой закуски не бывает. Если бы дагестанец Абдулла Гасанов помнил эти изречения, возможно, не оказался бы там, где находится сейчас.
А пребывает он в московском СИЗО №4 и обвиняется ни много ни мало в организации преступного сообщества для ведения незаконной банковской деятельности. И это притом что сам Гасанов – хоть и был депутатом Левашинского района – занимался лишь базарной торговлей и даже намека на высшее образование, тем более финансовое, не имеет.

Преступная схема

Пару лет назад новостные полосы облетела весть о задержании в аэропорту Внуково «черных инкассаторов» из Дагестана, перевозивших наличными баснословную сумму – 600 миллионов рублей.

МВД РФ отрапортовало в марте 2013 года «о пресечении деятельности группировки из Махачкалы, которая за семь лет вывела в теневой сектор экономики более 100 млрд рублей».

В аэропорту Внуково при задержании группы «черных» инкассаторов бойцы спецназа даже открыли огонь по бронированному микроавтобусу. Всего в ходе операции были изъяты 350 кг наличности на сумму более 600 млн рублей и 12 единиц огнестрельного оружия. Задержаны 20 человек.

Уголовное дело возбудили по статье 210 УК РФ (организация преступного сообщества) и статье 172 УК РФ (незаконная банковская деятельность).

Суть аферы заключалась в том, что денежные средства клиентов – в большинстве своем торговцев с рынков Дагестана и бизнесменов, не желавших платить налоги, – переводились по поддельным платежным поручениям и мнимым сделкам на счета фирм-однодневок, затем обналичивались через дагестанские банки и хранились в специально оборудованных тайниках.

Потом крупные суммы денег переправлялись авиарейсами из Махачкалы в Москву и вновь становились безналом. Здесь уже в дело включались крупные московские финансово-кредитные организации.

Транспортировкой специфического груза всего за полпроцента от суммы перевозимой наличности занимались сотрудники дагестанского ЧОП «Карат-1», который, как и его владелец Магомед Каратов, ранее не раз всплывал с крупными суммами непонятно откуда взявшихся денег.

Сторонние наблюдатели уже тогда задавались вопросом, удастся ли компании отвертеться? Они полагали, что, учитывая их миллиардные обороты, это вполне возможно.

Главарь без банды

Год спустя правоохранители задержали Абдуллу Гасанова – владельца нескольких торговых точек на махачкалинских рынках и одновременно депутата Левашинского райсовета.

Его дело до сих пор расследуется Следственным комитетом России. Следствие сначала признало Гасанова руководителем одной из структур преступного сообщества, занимавшимся «незаконной банковской деятельностью».

Главой другого подразделения того же преступного сообщества назывался вышеупомянутый Каратов. А руководителем всего сообщества считается некий Кузнецов, который и запустил «черную» финансовую схему в связке с неназванным банкиром.

Через какое-то время позиция следствия по Гасанову несколько изменилась. Из руководителя преступного сообщества он перешел в статус организатора преступного подразделения и стал считаться «начальником» того самого Каратова. Дальше – больше: Каратов вообще исчез из дела.

«В общем-то, к 600 миллионам, изъятым в аэропорту Внуково, Гасанов никакого отношения не имеет. Есть собственники этих денег, которые на законных основаниях представили документы, что эти деньги принадлежат им, – рассказал в беседе с КАВПОЛИТом адвокат обвиняемого Гасанова Умалат Сайгитов. –   Гасанов проживал в Махачкале, а всей аферой занимались люди и организации, располагавшиеся в Москве.

Фактически Гасанов был одним из более чем 50 клиентов, передававших свои наличные сбережения для банковских операций. А теперь он, по версии следствия, признается руководителем и даже организатором столь сложного преступного сообщества.

Как он это умудрился сделать, будучи простым человеком, не имеющим мало-мальски соответствующего образования и специализации, остается загадкой».

«Гасанов не очень себе представлял, чем занимается. Сначала он отправил деньги за машину, а потом передумал покупать, ему предложили вернуть безналом, но чуть-чуть побольше. Ему это понравилось.

Один из знакомых сказал: если у тебя есть наличные деньги, отправляй в Москву, звони такому-то человеку, он примет их и безналом на какую-то организацию вышлет гораздо больше.

Гасанов стал собирать у знакомых деньги и отправлять их в Москву. Конечно, в принципе, по большому счету, данное деяние следовало бы квалифицировать как незаконную предпринимательскую деятельность. Потому что выгода в этом была. Но уж никак не организацию незаконной банковской деятельности и тем более преступного сообщества. Ведь все было организовано задолго до Гасанова и без его участия», – поясняет наш собеседник.

«Уголовное дело сразу было возбуждено по статье 172 УК (незаконная банковская деятельность), но данная статья не предполагает избрание меры пресечения в виде заключения под стражу и поэтому зачастую следователи возбуждают еще и уголовное дело по статье 210, – преступное сообщество. На основании данной статьи можно людей запросто заключать под стражу и более чем полтора года держать в тюрьме, что и происходит с Гасановым», – отметил адвокат.

По его мнению, в деле его подзащитного имеется одна странность. В отношении всех участников, включая Каратова, уголовное дело по статье 210 (организация преступного сообщества и участие в преступном сообществе) было прекращено. В отношении Гасанова – нет.

Дело было раздроблено на ряд дел по разным фигурантам. И сегодня Гасанов остался организатором без организации, так сказать, главарем без банды.

Куда девались деньги?

«Мы официально обращаемся к следствию, просим разъяснить, кем и как руководил Гасанов, что и когда он организовывал, если он руководитель структурного подразделения.

Кем он руководил, кто эти люди, чем занимались, с кем связывались и какие поручения исполняли? Следователь обязан обвиняемому (в данном случае Гасанову) объяснить суть обвинения. Потому что человек, не понимая, в чем его обвиняют, не имеет возможности грамотно защищаться.

И поэтому мы просим – разъясните нам суть обвинения, нам в этом отказывают, хотя при предъявлении обвинений мы с подзащитным указали на это.

Ведь получается, что Гасанов, по мнению следователей, создал и возглавлял преступное сообщество в котором нет участников, вернее, есть некие неустановленные лица, конкретная роль которых неизвестна.

Поэтому мы и заявляем, что суть обвинения нам непонятна. В настоящее время я как адвокат в порядке статьи 125 УПК РФ обжалую в Басманном суде решение следователя об отказе удовлетворения ходатайства об объяснении обвинения», – подчеркивает защитник Гасанова.

​«У всех, кстати, вопрос, где эти 600 млн? Скорее всего, они как вещдоки в судебном рассмотрении дела Гасанова не будут присутствовать. Тогда где они?

Следствие уже более двух лет ведется. Собственники этих средств, которые не являются фигурантами этого уголовного дела, не могут вернуть свои деньги.

Может встать вопрос об упущенной выгоде, многие другие вопросы, которые лягут бременем на государство, а не на тех людей, которые эти деньги придерживают за следствием по неизвестным причинам», – недоумевает адвокат Сайгитов.

Он не уверен, что «басманное правосудие» воспримет все доводы защиты, но считает, что рассмотрение дела «главаря всех черных банкиров» будет «интересным и резонансным»

http://kavpolit.com/

 


Темы:
МВД РФ · Черные инкассаторы · ЧОП «Карат-1»

    Новости по теме



    15 Онлайн