Голос — как музыкальный инструмент Людмилы Велинской

decoratorlife 09.05.2016 в 17:55


В рамках IX Международного музыкального фестиваля «Порт — Петровские Ассамблеи», который в эти дни проходит в Махачкале, на сцене Кумыкского театра выступила вокалистка из Москвы, лауреат многочисленных международных конкурсов, обладательница колоратурного сопрано Людмила Велинская. Которая любезно ответила на несколько вопросов для наших читателей.

Golos_Ludmila__2

Людмила Велинская относится к тем немногим оперным певицам, кому доступна техника «белькано», зародившаяся в Европе несколько столетий назад и достигшая пика своего совершенства в Италии в XIX веке, когда творили Пуччини, Россини, Доницетти. В переводе с итальянского «бельканто» означает – прекрасное пение. Это совершенная техника владения голосом, когда певец может петь легко и непринужденно, как птица, украшая звук виртуозными пассажами, трелями и другими мелодическими фигурами, пользуясь голосом как музыкальным инструментом. На счету этой вокалистки победы в престижных международных конкурсах, проходящих в Италии – «Анемос», «Джузеппе ди Стефано», «Беллини». Людмила Велинская выступала на сцене театра «Политеама» в Палермо, в Королевской опере Стокгольма, Зальцбургском театре марионеток, в залах Московской консерватории и других престижных площадках.

Фестивальный концерт в Махачкале Людмила открыла исполнением музыки «бельканто». Прозвучали шедевры этого направления: Ария Лауретты из оперы «Джанни Скикки» Пуччини, Ария Линды из оперы «Линда ди Шамуни» Доницетти, «Поцелуй» Ардитти, Вальс Мюзетты из оперы «Богема» Пуччини. А во второй половине концерта Людмила пела русские романсы: Сон», «Ночь печальна», «Не пой, красавица», «Здесь хорошо» Рахманинова; «Отчего», «Скажи, о чем» Чайковского и, конечно, жемчужина русской вокальной классики «Соловей» Алябьева.

Велинская покорила слушателей блистательным исполнением сложнейших арий и романсов. Артистичная, легкая и бесконечно обаятельная, она трижды выходила на бис к зрителям.

— Для нас было огромным наслаждением слышать ваше виртуозное пение. Расскажите о ваших педагогах, кто вам ставил голос?

— Мне очень повезло с учителями. В московской консерватории и аспирантуре я обучалась у величайшей певицы, представительницы «русского бельканто» Клары Кадинской. Представьте себе, она совершенно свободно, без «распевок» во время урока могла напеть арию Царицы Ночи и легко взять «фа» третьей октавы – ноту, которая мало какому сопрано по силам.

А самым первым человеком, который начал мне ставить технику пения «бельканто» был педагог сочинского музыкального училища Алик Тунаянц. Сам же он учился у педагогов ереванской консерватории, получивших образование у итальянцев, так что тут есть прямая преемственная связь с итальянской школой, счастливое совпадение. Он помогает мне до сих пор, как верный тренер, следит за моей техникой и карьерой в целом. Еще одна невероятная встреча произошла, когда я ездила в Европу на международные конкурсы. На одном из мастер – классов я познакомилась с величайшим баритоном современности – Томом Краузе, потом долго брала у него частные уроки. Он со мной разучивал такую сложнейшую партию как Цербинетта в «Ариадне на Наксосе» Штрауса. Это сложнейшая ария, написанная для высокого сопрано. На мой взгляд, она намного сложнее Царицы Ночи Моцарта. Самое интересное, что Алик Тунаянц и Том Краузе объясняли мне одно и то же, но просто разными словами.

Golos_Ludmila__6

Golos_Ludmila__7

-А как часто вы исполняете Царицу Ночи и Цербинетту?

— Вы знаете, это партии на выносливость. Они невероятно сложные и их поешь только тогда, когда их действительно нужно петь.

— Что должна делать певица такого уровня и мастерства, чтобы не терять выносливости?

— Вокалист — это почти спортсмен. Обязательно должен быть режим дня – рано ложиться и рано вставать, очень важно правильно питаться. Нельзя ничего такого, что может травмировать слизистую горла и рта – нельзя соленое, острое, жирное. Меньше стресса — больше спорта, все время нужно быть в форме и наготове. И, конечно, необходимы регулярные занятия, потому что голосовые связки — это мышцы, требующие систематического тренинга. Если их не тренировать, то они расслабляются.

— Людмила, у вас очень много событий профессиональной жизни происходит заграницей, в разных странах – учеба, конкурсы, фестивали, гастрольные концерты. Какими иностранными языками вы владеете?

— Сейчас я очень интенсивно занимаюсь немецким языком, хорошо говорю на английском, а итальянским владею так же свободно, как и русским.

Golos_Ludmila__3

Golos_Ludmila__4

— Это вам помогло большое количество итальянской музыки в репертуаре?

— Не только. Самый лучший стимул научиться говорить на иностранном языке — заграничные путешествия. А итальянский я несколько лет практиковала с моим итальянским другом и партнером по дуэту пианистом Андреа Мерло. Хотя он прекрасно говорит на русском, я принципиально разговаривала с ним на его родном языке, чтобы лучше изучить его.

— Какие моменты в вашей карьере были самыми волнительными?

— Один из случаев, когда меня прямо – таки холодный пот прошиб — выступление перед королевой Бельгии Паолой. Это получилось случайно. Я приехала на международный конкурс в Бельгию. Королева пришла на него, потому что он был посвящен памяти ее матери. После всех выступлений она подошла к нам – конкурсантам и со всеми поговорила. Было очень волнительно, при том, что королева выглядела очень открытой и простой, но в ней чувствовалась какая- то мощь, сила и харизма.

Еще один момент восторга — выступление в Театре «Политеама» в Палермо. Меня пригласили выступить в нем, после того как я выиграла конкурс Беллини. Это была самая лучшая акустика из всех залов, в которых я когда – либо пела. В «Политеама» можно послать совсем маленький звук и этого достаточно – голос разлетается и множится эхом. Ощущения невероятные! Несмотря на то, что в «Политеама» концертный зал размером со стадион, куда несколько тысяч слушателей вмещается, петь в нем было очень легко.

Golos_Ludmila__1

Golos_Ludmila__8

— Какие чувства вы испытали, когда получили приглашение на фестиваль «Порт – Петровские Ассамблеи?

-Ваш фестиваль уже девятый год проводится, и я была впечатлена именами музыкантов, которые уже в нем участвовали. В Махачкалу я впервые приехала и пока сюда собиралась, получила полярные мнения от своих друзей. Те, кто знают о вашей республике только из выпусков новостей, отговаривали меня, считая, что это очень опасно. А мои коллеги — музыканты, которые уже к вам приезжали, наоборот, полны самых восторженных воспоминаний о встрече с Дагестаном. И я с ними согласна. У вас замечательные доброжелательные люди, красивая природа, невероятно вкусная еда. Я успела увидеть море, горы, вашу столицу.

— Вы выступали на фестивальном концерте вместе с Камерным оркестром Дагестанской филармонии. Какие впечатления остались от работы с нашими музыкантами?

— Зарифа Ахмедовна – очень опытный дирижер, мне понравился баланс оркестра, было очень комфортно работать. Есть оркестры, которые в кульминации перекрывают голос исполнителя, но это не тот случай. Мы с вашими музыкантами друг друга слышали – это главное.

— Людмила, через несколько часов у вас самолет, но вы успели сегодня дать мастер – классы студенткам вокального отделения махачкалинского музыкального училища. Как они прошли?

— Мне говорили, что дагестанцы хорошо поют, и я в этом убедилась сегодня. У девочек, с которыми я занималась, действительно, от природы тембрально красивые насыщенные голоса. Скоро перед ними встанет вопрос – где и у кого продолжать учебу, очень важно – найти своего педагога. Мы обменялись контактами, может быть я смогу им чем- то помочь на расстоянии, подсказать – сейчас есть интернет и скайп. Я для сотрудничества всегда открыта.

Текс и фото: Мария Шерматова

Источник: социально-культурный проект «Декораторы Жизни»


Рубрики:
Гость дня

    Новости по теме



    12 Онлайн