-
Вопрос «культурной идентичности» является одним из важнейших в мировом процессе глобализации. Ведь стирание, размытие своей идентичности это и есть центральная линия политики глобализации, которая была спроектирована и осуществлена мощными мировыми группами влияния. И этот момент достаточно хорошо освещался в прессе всех уровней. За несколько десятков лет были достигнуты значительные результаты в США и Европе. Однако, в последнее время этот проект стал буксовать. Процесс глобализации стал пробуксовывать, наткнувшись на этническую культурную идентичность отдельных стран Европы. Возможно, Германии и Франции удалось бы переломить эти страны через коленку, но неожиданно для всех на сцену вышел Дональд Трамп, выдвиженец не менее мощной группы влияния, которая является противником глобализации. Вопрос, разумеется, идёт об интересах этих групп и в первую и во вторую очередь.
Запад был в шоке, когда Трамп объявил анафему глобализации и объявил себя националистом, для которого интересы и благополучие американской нации превыше всего. Разумеется, защищая культурную идентичность американского народа, а это на самом деле так, ни Трамп, ни группа влияния за его спиной вовсе не являются альтруистами и борцами за народное счастье. Просто на кону стоят триллионы долларов, а скорее всего и более, а кроме того вопросы доминирования в сегодняшнем мире, а также вопросы войны и мира. Как мы знаем, Владимир Путин также сказал, что он националист, и я не исключаю, что именно в этом Путин и Трамп нашли совпадение стратегических интересов.
Владимир Владимирович показал себя патриотом России, для которого интересы страны превыше всего. Об этом говорит известная фраза Путина «Зачем нам такой мир, если в нем не будет России?».
И это не просто фраза. Ведь именно уничтожение культурной идентичности русских является магистральной линией политики Запада по отношению к России в течении значительного периода времени, и на эту политику тратятся огромные деньги. К большому сожалению, проводниками и непосредственными исполнителями в этом стали представители творческой интеллигенции.
И надо сказать, что они добились значительного успеха. Одиозное представление о культурной идентичности русских в виде самовара с водкой и медведя с балалайкой чуть ли не укоренилось на Западе. Да и в России есть негативные тенденции. Если судить по сетям, то наше молодое поколение живёт в твёрдой уверенности, что всё в мире придумали американцы, а сделали китайцы.
Впрочем, для нас, живущих в рассеянии, т.е. в диаспоре, это совсем не новость. Практически во всех новых независимых постсоветских государствах именно творческая интеллигенция выступила ударной силой этнического национализма и внесла огромный деструктивный вклад в государственное строительство и уничтожение культурной идентичности народа, и к этому моменту я ещё вернусь ниже.
Ещё в конце советского периода народ подвергался колоссальному размыванию своей идентичности. Под жёсткую обработку попали армия, православная церковь и духовные скрепы народа, в первую очередь патриотизм. Активным проводником этой политики стала определённая часть интеллигенции, где-то по убеждению, а где-то и за деньги. После распада Союза, на фоне разрухи и нищеты деструктивные процессы пошли семимильными шагами. Культурная идентичность не просто размывалась, а взрывалась и летела клочьями. Казалось, ещё немного и сами понятия «Россия» и «русские» исчезнут с лица земли и из истории. Вероятно, Вы все помните фразу «Патриотизм это последнее прибежище негодяев». Усиленно вбивалась мысль, что патриотом быть стыдно. И это при том, что нет больших патриотов, чем евреи или американцы. Не говоря уж о китайцах или японцах. Евреи мечтают быть похоронены на кладбище Голгофы, китайцы хотят быть похороненными у себя на Родине, а вот в нас убивали даже мысли о патриотизме. А ведь автором этой фразы о патриотизме был Сэмуэль Джонсон. И смысл фразы был совсем иной, ровным счётом наоборот. И он звучал примерно так, если последний негодяй является патриотом, то для него ещё не всё потеряно. Чувствуете, как извратили фразу? А ведь патриотизм был неотъемлемой частью культурной идентичности русского человека всегда и во все времена.
Захар Прилепин, известный русский писатель, выпустил недавно книгу «Взвод». Так вот, в ней автор наглядно показал, что во все времена многие русские люди, бывшие гордостью России и русской культуры, служили офицерами. Собственно, каждый дворянин так или иначе служил. В советские времена армия пользовалась любовью, после революции львиная доля офицеров царской армии перешла на службу в Красную армию. И традиции офицерства в значительной мере сохранили преемственность, в первую очередь патриотизм. И всё это была культурная идентичность русского народа.
Теперь несколько слов о религии. Если взять, к примеру, Западную Европу, то именно религиозные сюжеты ранее составляли основную массу произведений искусства. На Руси было немного не так, вместилищем религиозных смыслов стал сам русский язык. Любой филолог скажет, как много в русском языке православного влияния. Мы произносим слова, поговорки и другое и даже не задумываемся, что всё это пришло через православие. Ну, вот хотя бы «без труда не выловишь и рыбку из пруда» — это библейское. Да, у нас бывают претензии к отдельным священнослужителям, но никуда не уйдёшь от того факта, что православие это часть культурной идентичности русского человека. Ведь в царские времена существовала своеобразная формула культурной идентичности: ты православный человек, говоришь по-русски, значит ты русский человек. Стать русским было достаточно просто, никогда не был решающим цвет кожи или разрез глаз. Арап Абрам Петрович Ганнибал и его потомок Пушкин, Жуковский — сын пленной турчанки, Колчак и Корнилов с азиатскими корнями, а Аракчеев вообще чистый турок. У Суворова мать армянка, львиная доля знатнейших фамилий России корнями из татар, немцев, но пришли на Русь, приняли православие и стали русскими. И чего уж там, русские цари Романовы по крови были немцами, но были православными, говорили по-русски и были патриотами, носителями русской культурной идентичности. Все царицы в обязательном порядке принимали православие и учили русский язык, как обязательную часть культурной идентичности.
Говоря всё это, я вовсе не призываю всех бежать в церковь, бить поклоны, но думаю, будет правильным помнить наши корни и уважать своё прошлое, ценить культурную идентичность своего народа. Вы можете быть неверующим человеком, но церкви — это и культурное достояние народа. Многие ли народы имеют столь выдающиеся архитектурные творения? Я убеждён, и церкви и иконы — это наш культурный код, наша культурная идентичность и плюньте в глаза тому, кто скажет, что всё это дикость и примитив.
Когда развалился Союз, русские из Ташкента рванулись обратно в Россию. Конечно, и не только из Ташкента, но в Узбекистане Ислам Абдуганиевич Каримов установил жёсткие запреты на вывоз многих вещей, в том числе и икон. А ведь Ташкент был губернским городом и там хранилось в семьях огромное количество сокровищ русской культуры. А ещё там был Константиновский дворец с большой коллекцией. Всё это отдавалось за бесценок, бросалось просто так. Итальянцы собрали потрясающую коллекцию икон, издали замечательный альбом. Я видел этот альбом. Это грандиозное собрание, не уступающее любому российскому музею. А ведь всё это наша культурная идентичность. Хотя итальянцам можно сказать спасибо за то, что собрали, сохранили и издали.
Говоря о культурной идентичности, нужно понимать, что основой нашей культурной идентичности является русский язык и это альфа и омега вопроса. Особенно ясно это видно из-за пределов России. Когда развалился Советский Союз, русских, оставшихся за пределами России, разные источники называли в количестве до 36 миллионов человек. Сейчас считается, что нас в диаспоре живёт примерно 20 миллионов человек, что делает русских самым большим разделённым народом мира. И у этого сообщества море различных проблем, однако, впервые в тысячелетней истории русского государства диаспорой не просто кто-то занимается, но и происходит это на государственном уровне. В МИДе России создан Департамент по работе с соотечественниками за рубежом, а вся диаспора объединена под началом Всемирного координационного совета соотечественников.
В прежние времена и при российской империи, и при советской власти, если человек покидал Родину по любым причинам, то как бы пропадал совсем, как в воду канул. Характерна здесь переписка князя Курбского сбежавшего из России и славшего прелестные письма Ивану Грозному. Впрочем, это другая история.
Важно здесь то, что эмигранты, как правило, теряли культурную идентичность уже в следующем поколении. А сегодня мы можем говорить, что диаспора стремится сохранить свою культурную идентичность и часто вопреки давлению и обстоятельствам. К большому сожалению внутри России нас часто не понимают в этом вопросе. Учите, говорят, местные языки и живите. Это вульгарная примитивизация вопроса, где-то совпадающая с высказыванием Мадлен Олбрайт, которая говорила, что для доминирования в той же Средней Азии необходимо вытеснить русский язык. В принципе, так постепенно и происходит. При этом титульное население зачастую стремится обучать своих детей в русских школах. Кстати, если, скажем, в Алма-Ате Вы заглянете в русскую школу, то русских детей особо и не увидите. Примечателен и такой факт, приводимый Нуртаем Мустафаевым, историком и демографом: казахстанское студенческое землячество в России — одно из самых многочисленных. Согласно статистике, большинство иностранных студентов в российских вузах составляет именно молодежь из Казахстана. В 2016/2017 учебном году в России обучались 39 тысяч 757 казахстанцев. От себя добавлю, по многолетнему опыту сотрудничества с российскими вузами можно сказать, что абсолютное большинство из этих ребят уже никогда не вернется домой по окончании учебы.
Не следует, конечно, думать, что русские люди в той же Киргизии только и думают с утра до вечера о том, как бы сохранить свою культурную идентичность, но и терять свою русскость мало кто хочет. К тому же существует и такой момент, что русские и не могут слиться с титульным сообществом. В Средней Азии сейчас сильно утвердилось родоплеменное начало. В том же Казахстане все казахи делятся на три жуза, которые в свою очередь делятся на роды. При этом каждый казах должен знать минимум 7 поколений предков. При таком раскладе любой не казах является человеком без рода и племени. А если учесть, что любые назначения сейчас производятся в увязке с родоплеменным фактором, то понятно, шансов на рост маловато. Есть такой блогер Ермек Тайчибеков, умный и грамотный человек, который, например, часто приводит статистику по составу судейского корпуса: даже в местах компактного проживания неказахского населения 97% судейских это казахи. Такое же положение и в силовых структурах и в любой государственной службе.
Как долго будет удерживаться такая ситуация непонятно, многое зависит от баланса интересов и от того, сколь много будет значить «русский мир». Само по себе это понятие стало широко употребляться не столь давно и само по себе оно многослойно и многозначно. Есть немало людей, кто относится к нему саркастично, есть такие, кто стремится дезавуировать само это понятие, и мы зачастую можем видеть этих людей на экранах российского телевидения. Стоит относиться к этому спокойно. Ненавидят, значит боятся, боятся, значит уважают. Пусть себе «возмущаются», а караван «русского мира» пойдёт дальше.
Понятно, что само понятие «русский мир» много шире этничности. Часто это именно консолидирующее начало, вбирающее в себя всех, кому близка русская культурная идентичность, а таких людей миллионы. При этом «русский мир» не стремится уничтожить или даже подавить национальную культурную идентичность. Приведу такой пример. Расул Гамзатов, любимый поэт миллионов, но какова была бы его судьба без русского языка и культуры? В Дагестане добрый десяток народов и каждый говорит на своём языке. Расул Гамзатов аварец, и только переводы на русский язык сделали его известным и популярным не только на малой Родине, но и по всей России и даже шире. Его стихи переведены с русского на многие языки мира. Или вот стихи Гамзатова «Журавли», которые перевёл на русский язык Наум Гребнев, а музыку к ним потом написал Ян Френкель. Песня стала всенародным гимном павшим воинам, которую любят все, стала кодом культурной идентичности «русского мира». Точно так же через русский язык стали известны и популярны многие национальные авторы.
Прошло почти три десятка лет, как развалился Союз, как стали травить и изгонять русский язык из новых независимых государств, и скажите мне теперь, где современные великие или хотя бы мало-мальски значимые авторы из всех независимых государств? Таких нет, как нет приличных современных кинофильмов и много чего другого. Отказ от причастности к «русскому миру», к русской культурной идентичности, привёл и к потере самого творчества.
Вопрос культурной идентичности стал моментом жёсткого противостояния. И не просто вербального. Поляки сносят памятники советским солдатам, спасшим их от фашизма, а после революции 17-го года они же снесли православный собор в Варшаве, построенный на собранные народом деньги. Мы наблюдаем акты вандализма в Прибалтике и даже в Болгарии.
В этом плане я, например, с пониманием отношусь к позиции Трампа, как американского националиста, желающего добра и пользы американскому народу. И, безусловно, поддерживаю Владимира Владимировича, как патриота России, как человека, как лидера поднявшего Россию. Надо понимать, что культурная идентичность это не чай с пряниками. В 90-х годах только ленивый не плевал в сторону России и на русских соответственно. Но, по мере роста мощи и богатства России, менялось и отношение. Вновь появились «друзья». Дай только Бог, чтобы урок был нам всем впрок, в мире уважают только силу и сильных.
Станислав Епифанцев
Источник: http://www.russkie.org
Пресс-служба Россия в Кыргызстане
- Создано: 30.11.18 /
- Категория: Русский мир
Новости по теме