Автор: Халил Халилов
За все последние годы мы так и не увидели иностранного инвестора, принявшего решения вложить в какой-либо проект или действующего, как было принято раньше называть, совместного предприятия на территории республики Дагестан. С чем же это связано?
С одной стороны, наши неудачи удобно списать на федеральные власти – макроэкономическая нестабильность, санкции, низкая инвестиционная привлекательность страны в целом. С другой стороны, опыт ряда других российских регионов, таких как Татарстан, Калужская, Ульяновская, Белгородская области, показывает, что иностранных инвесторов привлекать вполне реально. Значит, главная проблема – в отсутствии видения и соответствующих амбиций у региональных властей. Чтобы обеспечить экономический рост, необходимо привлекать в республику инвестиции для создания современных рабочих мест. Чтобы привлекать инвестиции, необходим благоприятный инвестиционный климат. Это подтверждает и рейтинг РА Эксперт о состоянии инвестиционного климата − Республике Дагестан присвоен рейтинг «Низкий потенциал — экстремальный риск (3D)» (83-е место). При этом республика занимает 29-е место по критерию «Инвестиционный потенциал» и 83-е место по критерию «Инвестиционный риск» среди 85 субъектов Российской Федерации (2014 году — 81-е место). Как видим, кроме экономического и экологических факторов риска республика занимает практически последние позиции в ранге составляющих рейтинга инвестиционного риска. Особенно красноречиво выглядит ранг риска криминальный — 85 (последнее место среди регионов России) — на фоне декларации о низком уровне преступности в республике по докладам главы РД и отчетам министра МВД РД, а также управленческий риск (81-е место), выступающий контрастным на фоне заявлений главы Дагестана о восстановлении управляемости в регионе. При этом динамика (изменение ранга риска) показала ухудшение инвестиционного риска в Республике Дагестан за последние годы.
Согласну рейтингу Национального рейтингового агентства Республика Дагестан (73-е место) попала в восьмую группу из девяти — группу IC8 с низкой инвестиционной привлекательностью. При этом по рэнкингу (ранжированию) регионов по объему накопленных прямых иностранных инвестиций Дагестан занял 78-место, а по рэнкингу регионов по годовому притоку прямых иностранных инвестиций — 80-е место
Но при этом еще раз отметим, что Республика Дагестан обладает довольно высоким инвестиционным потенциалом (29-е место в ранге среди регионов России). По потребительскому составляющего этого потенциала республика находится аж в первой десятке регионов России. Но при этом присутствуют слабые места для республики — производственная, институциональная, инфраструктурная и туристическая сферы деятельности экономики. Причем динамика показывает, что не меняются ни институты развития, ни инфраструктура в производственной и туристической отраслях.
По рейтингу Минэкономразвития России (проводится по Указу президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. №1276 «Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности») Республика Дагестан находится на 22-м месте среди субъектов, отнесенных к низкой группе, которая состоит из 27 регионов, и на 78-м месте среди всех субъектов РФ.
Но как сделать так, чтобы намерения инвесторов в республике планомерно реализовывались? Что нужно сделать для того, чтобы инвестиционные проекты не носили разовый характер, а переросли в тенденцию? Как запустить конвейер инвестиций в регион?
Во-первых, необходима долгосрочная стратегия работы с инвесторами. По результатам прошедших 4 лет складывается ощущение, что у руководства республики нет долгосрочных планов в отношении потенциальных инвесторов – решения принимаются стихийно и на основе сиюминутных интересов. Не разработана программа инвестиционной политики, нет пула успешных кейсов, об иностранных инвесторах и механизмах их привлечения не говорится в разработанной республиканским правительством Стратегии социально-экономического развития РД до 2025 г. Да и правительство самоустранилось от реализации этой Стратегии. Ведь нельзя просто так выйти на рынок и сказать: «Приходите в Дагестан, куда хотите, а мы вам поможем». Должны быть четко определены ориентиры, проведено позиционирование региона, выявлены конкретные ниши, которые будут интересны инвестору и куда он может прийти. Если правильно задать вектор, сконцентрировать ресурсы и создать работоспособные механизмы реализации инвестиционной стратегии, то только за счет таких решений можно получить 1-2% рост ВРП.
Во-вторых, принцип информационной открытости. К сожалению, реалии таковы, что за пределами страны о Дагестане никто не знает – республика слабо представлена на международных экономических форумах, не работает механизм зарубежных представительств, и только происходящие негативные события террористического характера выставляет регион с отвратительным имиджем на международной карте. Однако форумы не дают никакой гарантии интереса иностранных инвесторов к республике, поскольку важна абсолютная информационная открытость, одним из компонентов которого является региональный брендинг, подобный Invest in Tatarstan. В нашей республике такие инициативы даже не обсуждались, но качественная репутация – это фундамент для ведения диалога, особенно с новыми инвесторами, а региональный бренд – это лидеры и события, бренды компаний и товаров региона, города и качество жизни, отдельные кластеры и сектора. Наряду с брендом и репутацией важное значение имеют конкретные практические характеристики инвестиционного климата. Сегодня в Дагестан и в любой другой регион России приходят, прежде всего, инвесторы, которые приняли стратегическое решение о входе на российский рынок, они, как правило, сравнивают 3-5 регионов. И дальше вопрос самих регионов конкурировать за этих инвесторов или нет: кто быстрее окажет поддержку, расскажет об имеющихся ресурсах, площадках, возможностях и потенциале.
В-третьих, наличие сильных республиканских институтов развития. За последний год новости были неутешительными – Министерство торговли и инвестиций расформировали, создали Агентство по предпринимательству и инвестиций, но не видим серьезных наработок в плане улучшения инвестиционного климата, Корпорация развития РД за годы своего существования из крупных зарубежных инвесторов никого не привлекла, и сама чуть не попала в дефолт от разного рода рисковых операций в угоду узкочиновничьих интересов. Однако для полноценной работы с инвесторами требуется заново создать мощный институциональный базис – агентства по привлечению инвестиций, корпорации и фонды развития, пригласить высококвалифицированных инициативных специалистов со знанием языков, бизнес-этикета и экономики, для которых необходимо установить разумные качественные и количественные KPI.
Важно, чтобы республиканские власти понимали, что привлечение инвестиций – это тоже инвестиция, требующая первоначальных вложений в человеческий капитал и новые технологии. Это также «игра в долгую», в большей степени, рутинный технический процесс и расчет на быстрые результаты тут крайне наивен. От шести месяцев до двух лет уходит просто на переговоры с инвестором, а профессиональная команда региональных институтов развития может сыграть решающую роль.
В-четвертых, активно внедрять инструменты и механизмы привлечения инвестиций. По данным рейтингового агентства Эксперт РА республика характеризуется сравнительно высокими инвестиционными рисками – по качеству управления мы находимся на 81 месте, по социальным рискам – на 77, по экологическим – на 22 месте по России, при этом мы остались на самом конце списка регионов с интегральным рангом рейтинга риска — 83-е место из 85. Для того чтобы нивелировать высокие инвестиционные риски, очень важна предприимчивость регионального руководства — любая инициатива, предложенная федеральным центром должна быть немедленно отработана. В этом плане опять показателен пример Татарстана — в этой республике очень внимательно отслеживают все предложения Москвы, которые еще не успевают вступить в действие, а Татарстан уже их реализует и обращается за инвестициями. Очень эффективно в этом направлении работают также Ульяновская и Калужская области.
Не важно, как сейчас называются механизмы привлечения инвестиций: ГЧП, кластеры, индустриальные парки, особые экономические зоны — если они помогут привлечь капиталы в регион и создавать новые рабочие места, то с ними нужно работать.
В-пятых, создать беспрецедентные условия для инвесторов. Важным элементом работы с инвесторами является предоставление инвестиционных стимулов в виде налоговых льгот, субсидий, бюджетного доступа к инфраструктуре. Кроме того, любой регион инвестор оценивает по объективным критериям – это экономический потенциал, транспортная доступность, доступность источников энергии, сырья, IT-инфраструктура, цены на земельные участки, тарифы на коммунальные услуги и их предсказуемость. Особую роль играют и субъективные критерии, к которым относятся уровень бюрократических барьеров, политическая стабильность, квалификация населения, соблюдение законности и правопорядка, профессионализм и последовательность местной администрации. Именно по субъективным критериям у Дагестанаа и, в особенности, у Махачкалы огромный пробел – произвол и личные интересы муниципальных чиновников сводят на нет все усилия вышестоящих ведомств. Произвол в сфере землепользования сводит на нет все планы инвестиционного характера. Земельно-имущественные отношения являются причиной затягивания или полной заморозки многих других инвестиционных проектов. В результате, республика и особенно столица имеют крайне неоднозначную репутацию – двойные и тройные стандарты, смена правил игры, коррупционные скандалы, судебные тяжбы – всё это отторгают желание вкладывать деньги в развитие бизнеса на территории РД.
Тем не менее, нужно продолжать работать, поскольку в условиях дефицита федерального и регионального бюджетов, падения реальных доходов и роста уровня безработицы, едва ли не единственным критерием эффективности руководства республики будет её способность привлекать долгосрочных инвесторов. И неважно иностранные это инвесторы или российские, а важно лишь то, что это позволит создать новые и качественные рабочие места, увеличит налоговые поступления, обеспечит рост региональной экономики и повысит общий уровень качества жизни в республике.
http://dag.life/2017/02/26/pochemu-inostrannye-investory-ne-speshat-vkladyvat-v-respubliku/
Новости по теме