16 июля 2016 года на 100-м году жизни скончался известный фотограф-пейзажист Вадим Евгеньевич Гиппенрейтер — человек, ставший символом российской видовой фотографии второй половины прошлого века.
Во многом благодаря его творчеству мы узнали «в лицо» самые отдаленные уголки нашей страны тогда, когда интернета еще не было в помине. Будь то камни Белого моря, пустыня Казахстана, озеро Сары-Челек, горы Киргизии или Камчатки, Ленские Столбы или подмосковные пейзажи — всегда чувствуется его «почерк», который можно озаглавить «лирический фотолаконизм». Он как бы отсекал из кадра все лишнее, что нарушало композицию, оставляя только главную суть фотографического высказывания, краткого и емкого. Остается законченная композиция, которая легко «читается» зрителями.
Технически это подкреплялось выбором «нормальных» (не суперширокоугольных) объективов, несильно искажающих пространство, — от этого все фотографии воспринимаются примерно так, как их видит глаз человека. Сложность задачи сводится к решению двух составляющих: поиск идеальной точки съемки (а это при использовании всего нескольких объективов с фиксированным фокусным расстоянием означает бесконечное количество шагов по пересеченной местности, иногда по вертикали). И второе необходимое условие — наличие выразительного состояния природы. Без этого кадр не состоится. «Заполучить» это состояние непросто, для этого нужен опыт жизни в природе, позволяющий спрогнозировать такое состояние, выдержка и удача, которая любит тех, кто терпелив. Так что одна из составляющих успеха Вадима Гиппенрейтера — это огромный труд профессионала, ставящего и решающего сложные творческие задачи.
У Гиппенрейтера был талант оказаться в нужном месте в нужное время. И речь не только об эпохальных извержениях вулканов на Камчатке в 1966 и 1975 году, а практически обо всех съемках фотографа, каждая из которых стала образцом стиля в жанре. Если Мещера — то в момент апогея талых вод, если Батхыз — то в момент цветения маков «до горизонта». Если Кавказ — то в изобилии снега, солнца, воды и альпийских лугов, если Север — то в тот волшебный момент, когда камни и море отражают солнце, не заходящее ночью за горизонт. А если пустыня Репитек — то в момент максимального иссушения жизни.
Еще важная составляющая — огромная самодисциплина и высокая требовательность к себе: только лучшие кадры, никак иначе. Кадры, качество которых намного превосходило возможности полиграфии и широкоформатной печати того времени и которое полноценно раскрылось в наше время.
Хорошие фотографии, как хорошее вино, не стареют. Предлагаем побывать в этом мире удивительно точных и лаконичных фотографических образов, главное содержание которых — красота родной страны.
http://www.moya-planeta.ru/travel/view/lakonichnyj_fotograf_krasoty_22853/
Новости по теме