В Дагестане началось очищение власти от многочисленных представителей рода Абдулатипова – тех, кто еще не успел обосноваться за границей
Экс-глава Дагестана Рамазан Абдулатипов родился в многодетной семье, где было девять детей. (В живых сегодня не все – один из братьев, Абдулмуслим, умер несколько лет назад.) На рубеже 2000-х Рамазан объявил себя главой рода – как добившийся наибольших высот в жизни. К тому времени он побывал депутатом Верховного Совета РСФСР, членом Совета Федерации и министром по национальным отношениям в правительстве Евгения Примакова. По собственному признанию Абдулатипова, в большом роду около сотни молодых людей – его племянников и племянниц. «…я вам всегда помогаю. Помогаю поступать в институты, техникумы. Помогаю устраиваться на работу. И ничего в этом роду не должно делаться без моего одобрения, без согласования со мной», — так об этом рассказывал недавно сам Абдулатипов.
Венцом и одновременно концом карьеры Рамазана Гаджимурадовича стала должность главы Дагестана, которую он занимал с 2013 года и которую покинул добровольно-принудительно в октябре 2017-го.
Покидал свой пост Абдулатипов под шумное народное улюлюканье – весь 2017 год в республике и даже за ее пределами, в Москве, проходили акции с требованием о его отставке.
В числе причин, по которым народ Дагестана так стремился избавиться от главы, была склонность Абдулатипова к кумовству, хотя сам он пришел когда-то в республику с лозунгами об обелении и очищении власти. Лозунги на самом деле обернулись отставками, но освободившиеся места занимали дети и те самые многочисленные «племянники рода Абдулатипова» с амбициями и неплохими, как теперь выясняется, аппетитами до бюджетных средств.
Старший сын Абдулатипова — Джамал, которому не было и 30 лет, в 2013-м получил должность заместителя мэра Каспийска. Напомним, городом до недавних пор руководил старый приятель Рамазана Гаджимурадовича – Джамалудин Омаров, (а сегодня мэр – зять Омарова, Магомед Абдулаев). Осенью в доме экс-мэра Каспийска прошли обыски по делу о хищении порядка 90 млн рублей при строительстве в городе многопрофильного лицея. В этом же деле фигурирует близкий соратник Абдулатипова Шахабас Шахов, недавно лишившийся должности министра образования РД. Не исключено, что и Джамал Абдулатипов станет фигурантом этого уголовного дела.
Младший сын Абдулатипова – Абдулатип, в 2013 году еще студент Академии правосудия, какое-то время работал советником руководителя аппарата администрации главы и правительства республики. Он же был замечен в официальном представительстве республики в Москве, где якобы недолго трудился. Теперь же, судя по всему, юрист занялся бизнесом, во всяком случае издание «Кавполит» считает, что младший сын Абдулатипова через сеть подставных компаний контролирует мусорного оператора Махачкалы.
Зять (муж дочери Абдулатипова от первого брака – Заиры) Магомед Мусаев в 2013 году возглавил исполком Стратегического совета при главе Дагестана. Этот родственник Рамазана Гаджимурадовича известен своей работой руководителем Всероссийского выставочного центра (бывшее ВДНХ) в начале 2000-х, самым громким эпизодом которой стала продажа за границу скафандра Юрия Гагарина, много лет хранившегося на ВДНХ.
Стратегический совет, у руля которого встал Мусаев, являлся по сути, общественной организацией. Но эта организация де-факто получила функции правительства, перераспределяя имущество и финансовые потоки в республике, связанные с так называемыми приоритетными проектами ее главы Абдулатипова. Одним из них было создание акционерного общества «Государственная нефтегазовая компания», которое должно была начать освоение недр шельфа Каспийского моря и построить в районе Махачкалинского морского торгового порта завод для сжижения природного газа и терминал для отправки его продукции на экспорт. Проект так и не был полноценно реализован, а глава ГНК Лев Юсуфов проигнорировал недавнюю просьбу депутатов Народного собрания прийти к ним с отчетом.
Магомед Мусаев о своей работе в исполкоме Стратегического совета также не отчитывался ни перед депутатами, ни перед общественностью, и оценить ее смогут, очевидно, только правоохранительные структуры в рамках своих расследований. (По нашей информации, уже возобновлено уголовное дело против Мусаева, открытое в 2014 году по фактам хищений сотен миллионов бюджетных средств в дагестанском образовании. Деньги выделялись на питание учащихся республиканского многопрофильного лицея и на поставки компьютеров в рамках проекта «Школа будущего», но в итоге, по версии силовиков, оказались на счетах подконтрольных Мусаеву фирм.)
Племянник Аблуатипова Абдулмуслим Ханипов, таможенный работник, с 2013 года работал заместителем министра труда и социального развития Дагестана. В декабре 2015 года был переведен начальником организационно-проектного управления администрации главы и правительства республики.
Супруг племянницы Абдулатипова – Магди Гитинов – в прошлом году получил кресло руководителя ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания». Напомним, что Дагестан – один из регионов с высокой задолженностью потребителей за энергоносители. По данным на конец декабря, только предприятия ЖКХ должны энергетикам баснословные 1 151,64 млн рублей!
Племянник Махмуд Магомедов – это бурно обсуждалось в соцсетях несколько лет назад – с приходом Абдулатипова в Дагестан получил непыльную должность заместителя начальника госучреждения «Президент-комплекс».
Еще одного племянника Басира Курбанова Абдулатипов назначил своим помощником, но по неизвестным причинам в мае 2015 года освободил от должности. Родственник не оправдал доверия?..
Много лет назад Абдулатипов, назначая себя главой рода, то ли в шутку, то ли всерьез предупреждал племянников, что «если кто-то будет вести себя «не так», то он будет изгонять из рода. Пока же все идет к тому, что изгонять родственников экс-главы будут с насиженных чиновничьих мест – правоохранители и новый врио главы республики Владимир Васильев.
Нечто похожее в ближайшее время ожидает, судя по всему, племянника экс-главы Дагестана Асхабали Абдулатипова, который руководит ГКУ «Автохозяйство» (бывший гараж дагестанского Совмина). Как вчера сообщил «Черновик» со ссылкой на источник в УЭБиПК МВД РД, в учреждении выявлены факты мошенничества с бюджетными средствами. Якобы руководитель «Автохозяйства» лично и в сговоре со своими подчиненными в течение полутора лет (в марте 2016 – июле 2017 годов) подделывал документы ради хищения денег, предназначавшихся на содержание служебного транспорта (иномарок «Тойота Лэндкрузер-200» и «Мицубиси Паджеро»). Сумма похищенного пока не разглашается.
Другой родственник Абдулатипова — муж его племянницы Тагир Мансуров, предположительно замешан в хищении бюджетных средств возглавляемого им управления образования Махачкалы. 11 января в учреждении прошли обыски, сотрудники УЭБиПК МВД Дагестана вместе с представителями регионального УФСБ изымали финансовую документацию.
Очевидно, пока Рамазан Абдулатипов стоял во главе Дагестана, его чиновные родственники и ближайшее окружение имели нечто вроде охранной грамоты – никто из них в тот период не стал фигурантом уголовных дел. Хотя «звоночки» от правоохранителей были слышны уже тогда. К примеру, в феврале 2016 года в администрации Тляратинского района, по версии СМИ, проходили оперативные мероприятия федеральных силовиков – изымались документы. Районом с 2015 года руководит один из племянников Абдулатипова – Раджаб Раджабов. Сам Раджабов тогда заявил, что прибывшие федералы проверяют «оперативную готовность работников администрации». Сообщений о возбуждении уголовных дел после визита силовиков из Москвы не последовало. Но, возможно, материалы лишь ждали своего часа.
Возможной досрочной отставки Рамазан Абдулатипов ждал и готовился к ней своеобразным способом. Не зря его брат Раджаб Гаджимурадович, почти десять лет руководивший миграционной службой в республике, в 2016 году неожиданно баллотировался в Народное собрание. Причем, пройдя в парламент, он возглавил Комитет по образованию, науке и культуре, хотя отношения к этим сферам никогда ранее не имел.
Вместе с мандатом Раджаб Гаджимурадович приобрел и новый статус – политического деятеля, в связи с чем в республике стали обсуждать возможность передачи власти в Дагестане от одного брата – к другому. Слухи усилились, когда стало известно, что в том же году Рамазан Абдулатипов (это был год его 70-летия) передал Раджабу и неофициальное звание «глава рода». Однако федеральный центр не поддержал эту идею (если она на самом деле существовала) и мало того, что побудил Абдулатипова к добровольно-принудительной отставке, так еще и прислал на его место варяга из Москвы, бывшего замминистра внутренних дел Васильева.
После отставки министра образования Шахова, обысков в доме экс-мэра Каспийска Омарова и оперативных действий в отношении начальника правительственного автохозяйства Абдулатипова и руководителя Махачкалинского гороно Тагирова становится понятно, что охранная грамота Рамазана Абдулатипова истекла. Любой из тех, чьи фамилии мы сегодня назвали, в ближайшее время может стать подследственным – по нашей информации, правоохранители республики получили «добро» на возобновление расследований против ближайшего окружения бывшего главы республики. Помимо зятя Магомеда Мусаева фигурантом возобновленного уголовного дела вот-вот станет близкий соратник Абдулатипова, руководитель Главного бюро медико-социальной экспертизы по республике Магомед Махачев. Следственные действия в одном из подразделений бюро уже ведутся. По нашей информации, фигурантами дела о махинациях с присвоением инвалидности Махачев станет вместе с родственниками, одновременно являющимися его подчиненными. Мы первыми расскажем об этом и других уголовных делах против представителей клана Абдулатипова в ближайшее время – следите за новостями нашего Портала.
… В соцсетях комментаторы и эксперты из Дагестана задаются лишь одним вопросом: не пора ли у многочисленных родственников Абдулатипова изъять их заграничные паспорта? И это очень своевременный вопрос. По нашим данным, часть рода экс-главы Дагестана уже обосновалась за пределами России.
Руслан Магомедов
Дагестанский портал противодействия коррупции
Новости по теме