Рамазан Абдулатипов провозгласил курс на очищение республики от коррупционеров и бандитов, которые засиделись в органах республиканской и муниципальной власти с лихих девяностых. Популистскую риторику Главы республики уже никто всерьез не воспринимает. Люди привыкли к тому, что Глава Дагестана говорит одно, а делает все ровным счетом наоборот. Абдулатипов подражает тем крутым парням из девяностых, которых сам же критикует, называя их бандитами.
Первое разочарование дагестанцев Абдулатипов вызвал, когда приблизил к себе Хизри Шихсаидова, известного своим политическим прошлым с криминальным налетом. Взяв власть в руки в республике, Абдулатипов говорил про очищение, а думал, видимо о том, как побольше «отжать» у местных чиновников, которые по его собственным словам «десятилетиями грабили Дагестан». Лучшим советником в этом деле мог быть только Шихсаидов, прекрасно осведомленный о темных делах дагестанских чинуш и нажитых ими баснословных капиталах.
Много лет проработав председателем правительства и председателем счетной палаты, кому как не Шихсаидову известны грехи бывших коллег. Вероятно сдавая одного за другим своих вчерашних друзей, которые ранее возможно были с ним в доле, Шихсаидов обеспечил себе две ключевые должности – спикера Народного Собрания и секретаря регионального отделения «Единой России», а членов своего клана сохранил на занимаемых ранее должностях.
Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Вячеслав Володин дал установку руководителям регионов, — не вмешиваться в выборный процесс. Для чего он это сказал? Уведет истинный результат. Чтоб члены партии, занимающие ответственные посты не надеялись на административный ресурс, а работали на благо своих избирателей, меняли общественное мнение о партии власти. Но как можно вернуть доверие народа, если партию власти возглавляет Хизри Шихсаидов. Его рейтинг в республике равен, условно говоря, рейтингу Жириновского. Поддержать его могут только большая родня и зависимые люди.
Политическую живучесть Шихсаидова в кулуарах республиканского дома правительства связывают с его «выдающимися» личностными качествами, главное из которых – талант вовремя и с выгодой предавать своих бывших соратников. Переступив через Абдуразака Мирзабекова он получил пост премьер-министра, однако предав Магомедали Магомедова этот пост потерял. Сделав ставку на дружбу с влиятельнейшим Саидом Амировым, отвернулся от него сразу после ареста.
Будучи депутатом Государственной Думы, еще в 2009 году Шихсаидов инициировал обращение к Президенту страны от имени своих коллег депутатов, представляющих Дагестан в Федеральном Собрании с просьбой выдвинуть кандидатом на пост президента Дагестана Саида Амирова. Под письмом подписались практически все дагестанские депутаты, уверяя возглавлявшего в то время страну Дмитрия Медведева, что только Амиров способен навести порядок в республике.
Планы Амирова возглавить Дагестан не сбылись и вот уже Хизри Шисаидова уличают в союзе с его главным оппонентом и личным врагом Сагидом Муртазалиевым, которому он пытался помочь возглавить Махачкалу. Возглавляя в Дагестане отделение «Единой России» Шихсаидов включил в партийные списки кандидатов в муниципальные собрания города сторонников Сагида Муртазалиева, чтобы в последующем они выбрали «Голодного чемпиона» на должность отправленного им за решетку Саида Амирова.
Жизненный и трудовой путь Хизри Шихсаидова можно изучать долго, обнаруживая все новые и новые шокирующие подробности, странно лишь то, почему их в упор не замечают компетентные органы, которые, к примеру, никак не среагировали на открытое и беззастенчивое присвоение стадиона «Хазар», построенного за счет средств дотационного бюджета республики.
Средства на строительство спортивной инфраструктуры для ФК «Анжи» выделялись по распоряжению правительства РД, возглавляемого Шихсаидовым, являвшегося одновременно и президентом ФК «Анжи». В начале «нулевых» у клуба не было своего поля и вырвавшись в премьер-лигу, он играл домашние матчи на стадионе «Динамо», который клану Шихсаидовых не принадлежал. Бюджетные деньги, перечисляемые на аренду стадиона, утекали в чужой карман, и это не могло устраивать нашего героя.
По данным портала «Кavkazpress» на деньги, выделенные распоряжением председателя Правительства Хизри Шихсаидова, были построены стадион на 20 тысяч мест и спортивный комплекс. Оба грандиозных объекта оказались в собственности ООО «Анжи-Холдинг» учредителями которого являлись ОАО АКБ «Эно», а также зарегистрированные в Москве дети Шихсаидова — Индира и Улубий. «Таким образом, в период, когда Шихсаидов Х.И. возглавлял Правительство Дагестана, в результате его действий и за счет средств Республики Дагестан были созданы крупные объекты собственности, оказавшиеся в распоряжении Шихсаидова У.Х. и Салаутдиновой И.Х.», — указывает «Кavkazpress», ссылаясь на материалы следственных органов.
Получается, что спортивная инфраструктура и участок земли, рыночная стоимость которых может достигать нескольких десятков миллионов долларов, даром получили родственники Шихсаидова. А ведь всю эту инфраструктуру правительство Дагестана могло позднее продать структурам Сулеймана Керимова по рыночной цене и на вырученные средства завершить строительство ряда социальных объектов — школ, детских садов, больниц.
Незаконно приобретенным объектом недвижимости можно назвать и ресторан «Хазар», который в нарушение федерального законодательства построен прямо на территории городского пляжа. Известно, что подобных незаконных застройщиков с экрана телевизора клеймил позором и сам Шихсаидов, однако ресторан работает как прежде и ни кто его не собирается трогать, хотя достаточно известные люди ставили вопрос о том, чтобы жителям города дали выход к морю и освободили захваченную набережную.
Кому-то подобные «деловые интересы» Шихсаидова могут показаться слишком мелкими для подобной исполинской фигуры, клан которого уже более полувека удерживается у разных сытных государственных кормушек в республике. Однако не стоит забывать, что не будучи в состоянии возглавить весь Дагестан или его столицу Махачкалу, Шихсаидов уже давно контролирует ряд муниципалитетов Дагестана, среди которых Каякентский район, который ранее возглавляя его племянник Мурат Шихсаидов, и Буйнакский район, где до своего ареста по факту мошенничества с бюджетными средствами, правил старыий сын Шихсаидова Даниял.
Целью Шихсаидова, по словам знающих его людей, было взять под контроль и город Буйнакск, который в руках такого опытного дельца способен принести очень большую прибыль. Но и здесь у него все срывалось в виду национального квотирования: по негласному правилу до последнего времени считалось, что Буйнакским районом должен управлять кумык, а возглавлять Буйнакск вправе только аварец. Попытка Шихсаидова изменить прежние правила, по словам знатоков, привела к политическому кризису в городе и сильно ударила по Абдулатипову.
Уже скоро год, как в Буйнакске продолжается борьба за власть, однако до сих пор не понятно когда и чем она закончится. Пользующийся поддержкой народа единоросс Осман Османов с подачи Хизри Шихсаидова стал непроходной кандидатурой в глазах Рамазана Абдулатипова, но вопреки тому, что сторонников Османова не включили в партийные списки «Единой России», он сумел привести свою команду к победе и в результате заручиться поддержкой подавляющего большинства депутатов буйнакского городского собрания, которые по закону должны были избрать его главой города.
Непроходной кандидатурой Османов стал потому, что он был неудобен Хизри Шихсаидову, который, по мнению горожан, неофициально владеет в Буйнакске крупными объектами недвижимости. Приход Османова к власти в Буйнакске угрожает деловым интересам Шихсаидова, затаившего на него давнюю обиду с тех времен, когда Османов в первый раз возглавил город. По некоторым данным, Османов в то время добился выделения из федерального центра колоссальных средств на строительство нового водовода для города, сметная стоимость которого в два превышала размер городского бюджета.
Возглавлявший правительство Шихсаидов якобы предлагал Османову освоить федеральные деньги не по прямому назначению, но получил категорический отказ. После этого отношения Османова с Шихсаидовым не сложились и в скором времени он был вынужден уступить должность главы города человеку Шихсаидова, которого очень мощно поддержали на выборах чиновники из Махачкалы. В итоге водопровод так и не построили, а город до сих пор испытывает острый дефицит воды.
Решение вопросов развития республики по применяемому Шихсаидовым принципу «свой-чужой» привело к тому, что экономика Дагестана находится в стагнации, последние предприятия разваливаются, а реальных инвесторов уже давно нет. Естественно, что инвесторы не будут вкладываться в экономику региона, где у руля власти находятся чиновник с репутацией «кидалы», на слово которого нельзя положиться, а неуменые аппетиты поражают даже бывалых российских бизнесменов не понаслышке знающих, что такое «откат».
Тандем Абдулатипова и Шихсаидова, придя к власти, объявил войну коррупции и кланам, но в народе сразу заговорили о том, что когда отец является спикером парламента, сын главой района, а куча родственников занимают различные посты, — это и есть самый настоящий коррупционный клан. Но видимо Глава Дагестана все еще нуждается в «творческих способностях» Шихсаидова, которого он не отправил в отставку даже после ареста его сына, вызвавшего громкий коррупционный скандал. Остается надеяться, что вертолет, прилетевший за сыном, все-таки вернется и заберет отца.
Мурад Алиев
http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:U74JNsD2XsoJ:kavpolit.com/blogs/chest/24098/+&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru
http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:cbU_dYmM-EAJ:riaderbent.ru/inosmi/1003-kreyser-hizri-shihsaidov-utonul-v-buynakske.html+&cd=2&hl=ru&ct=clnk&gl=ru
http://kavpolit.com/blogs/chest/24098/
Новости по теме