Порядок в Дагестане: медленно, но неумолимо

GI 23.10.2015 в 20:34


Как мы ранее и предполагали, личное вмешательство Рамазана Абдулатипова, наконец, позволило завершить плавную процедуру смены руководства в Хасавюрте, где вчера днем депутаты местного городского собрания утвердили главой города Зайнудина Окмазова, ставшего компромиссной находкой самого Рамазана Гаджимурадовича. В то же время односельчанин Окмазова Сайгидпаша Умаханов продолжает оставаться спикером горсобрания, что вносит долю неопределенности — не получив предполагаемой должностной компенсации, Умаханов теоретически имеет возможность откатить избрание Окмазова и вновь переизбраться главой города.

 

При этом стоит полагать, что избрание Окмазова явилось результатом не гласной, но твердой договоренности, в результате которой уже в ближайшие несколько недель может состояться перемещение Сайгидпаши Умаханова на один из достаточно весомых постов в Махачкале. Не имея на сегодняшний день достойных политических конкурентов в республике, Умаханов может позволит себе «обнажить тылы» и приступить к поискам себя в новой, возможно даже неожиданной для всех ипостаси. К примеру, в роли главного проводника внутренней политики Рамазана Абдулатипова, предположение о чем появилось сегодня в блогосфере.

Окмазов и Умаханов (в центре)

При всей неожиданности подобного умозаключения, оно выглядит довольно логично на фоне раз за разом повторяющихся репутационных потерь Рамазана Абдулатипова, которые он невольно несет в виду недостаточной компетентности руководителя Администрации Главы и Правительства РД (АГиПРД) Рамазана Алиева. Будучи как и сам Абдулатипов «варягом» на исторической родине, Алиев имеет обширный опыт работы в правоохранительных и фискальных ведомствах, однако практически незнаком с реалиями дагестанской политической жизни, изначально смирившись с ролью ведомого, что неизбежно отражается на Главе республики.

Слабое владение Рамазаном Алиевым ситуацией усугубляется его неспособностью самостоятельно решать возникающие проблемы и компенсировать собственные недочеты, не вынося сор из избы. Необходимо признать разительное отличие Алиева от его предшественника Шахабаса Шахова, который также не являясь искушенным знатоком подковерных интриг, тем не менее неизменно принимал удар на себя, компенсируя тем самым риски для Рамазана Абдулатипова и не вынуждая его лично вмешиваться в решение возникающих недоразумений.

Слабость Рамазана Алиева бьет по его тезке

Конечно, выдвижение Сайгидпаши Умаханова на роль управделами в администрации Абдулатипова звучит весьма фантастически, во всяком случае сегодня. Однако, принимая во внимание его непростые личностные характеристики, нужно признать преобладание в нем позитивных качеств и вспомнить, к примеру, что именно Умаханов являлся одной из опор первого президента республики Муху Алиева, в том числе вступив в открытое противостояние с Сагидом Муртазалиевым по вопросу об утверждении в должности руководителя регионального управления ФНС РФ Владимира Радченко, кандидатуру которого усиленно лоббировал Сулейман Керимов.

ДЕРБЕНТСКОЕ ДЕЖАВЮ

Значение Сулеймана Керимова в политических процессах в Дагестане вновь нарастает. Это связано, как с объективными факторами в виде настойчивой воли руководства страны, видящего в олигархах с Северного Кавказа главных инвесторов в родной для них регион. Неофициальный сигнал поддержать родные республики, который получили все северокавказские бизнесмены крупной руки также вынуждает их налаживать и порядок в родном крае хотя бы для того, чтобы сохранить свои инвестиции. Дагестанский олигарх сегодня завершает активный сброс различных активов, высвобождая из оборота значительную сумму денежных средств. Куда намерен вложить свои миллиарды Керимов пока неизвестно, однако определенные выводы можно сделать на основе еще одного ключевого для республики кадрового решения.

Эсенбулат Магомедов — руководитель новой формации?

Вчера на пост главы Южно-Сухокумска был избран Эсенбулат Магомедов, что явилось наиболее неоднозначным кадровым решением в республике за последние несколько лет в виду закрепившейся за ним криминальной репутации. К примеру, в республике несколько лет муссировались слухи о том, что Магомедов может быть причастен к убийству главы Чародинского района Муртазали Курамагомедова, откуда он и сам родом. Среди возможных причин неожиданного выдвижения Магомедова, наиболее вероятной версией представляется намерение Сулеймана Керимова взять под контроль нефтеналивной и нефтедобывающий бизнес Дагестана.

Напомним, что сегодня Махачкалинский международный торговый порт возглавляет двоюродный брат Эсенбулата Магомедова Ахмед Гаджиев, являющийся родным младшим братом депутата Государственной Думы Магомеда Гаджиева, который считается правой рукой Сулеймана Керимова. Назначение Ахмеда Гаджиева директором ММТП в 2010 году связывалось напрямую с усилением позиций Сулеймана Керимова, обозначаемого в то время как якорный инвестор в экономику республики.

Взяв под контроль ключевые объекты логистики, такие как морской и аэропорт, Керимов, в то же время так и не приступил к реализации ожидавшихся от него глобальных проектов. Новый виток интереса Керимова, неожиданно обозначенный в этот раз на севере республики очевидно может быть связан с попыткой перераспределения в сфере дагестанской нефтедобычи, которые обнажилась с момента трагической гибели бывшего руководителя ООО «Дагнефть» Гаджи Махачева. Подтверждением возможного интереса Керимова к нефтяной отрасли Дагестана вероятно станут кадровые перемещения в ОАО «Дагнефть».

Сулейман Керимов и Зиявутдин Магомедов: на чаше весов

Характерно, что встречный интерес к Сулейману Керимову сегодня активно проявляет Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов, который таким образом вероятно желает убить сразу несколько зайцев: привлечь в республику якорного инвестора, богатого налогового резидента, щедрого социального спонсора и заодно выправить в республике баланс политических сил, давший заметный крен в сторону братьев Магомеда и Зиявутдина Магомедовых, один из которых недавно был вновь озвучен, как возможный в недалеком будущем руководитель Дагестана.

Действия Абдулатипова на этом фоне вновь показывают его богатый политический опыт и умение правильно расставлять фигуры. Однако сам Сулейман Керимов пока не спешит принимать участие в громких благотворительных и прочих акциях на территории республики, не проявив интереса даже к празднованию 2000-летия Дербента, являющегося для него родным городом. В отличие от Керимова, активность в Дербенте проявили братья Магомедовы, профинансировавших работы по реставрации и полному переустройству землянки, гденочевал царь Петр I.

СУММА В МИНУС?

Стоит отметить, что медиа-активность братьев Магомедовых и принадлежащей им Группы «Сумма» за последний год в Дагестане заметно возросла, однако их отношения с Рамазаном Абдулатиповым стали явно охладевать. Об этом красноречиво говорят неоднозначные результаты прошедшего в феврале 2015 года «дорожного» форума. Планируемое как триумф Группы «Сумма», инвестировавшей в приобретение нескольких асфальтобетонных заводов, мероприятие стало холодным душем для руководителя республиканского дорожного агентства Загида Хучбарова, чьи амбиции по дальнейшему расширению бюджета агентства были встречены Главой республики изрядной долей критики. Жесткая критика в адрес Хучбарова не осталась незамеченной и на недавнем совещании с участием председателя республиканского правительства Абдусамаду Гамидова.

Загид Хучбаров. Дорогам нужен каток, а не пылесос

В то же время, пока Рамазан Абдулатипов стратегически занят выравниванием баланса политических сил в республике, ситуация в самом Дербенте оставляет желать лучшего. Реальной кандидатуры на пост главы города пока нет, что вдохновляет местную оппозицию раскачиватьситуацию, попутно стараясь привлечь к ней максимально широкое внимание общественности и наблюдателей из Кремля. Фронтменом дестабилизации выступил экономист Маир Пашаев, заявившийо желании принять участие в конкурсе на должность главы Дербента, но пойдя на контакт сразу со всеми оппонирующими Абдулатипову силами, все более напоминающий политического камикадзе.

ДЕСАНТ ВЕТЕРАНОВ

В отличие от дербентской оппозиции, использующей любой удобный повод, чтобы нанести удар по Рамазану Абдулатипову совершенно иную позицию заняла «Партия ветеранов России», представляющие которую депутаты городского собрания Буйнакска 16 октября были избиты и сброшены полицией со сцены в ходе проведения ими встречи со своими избирателями. Как показало проведенное по открытым источникам расследование, активную роль в провокации против муниципальных депутатов сыграли представители нескольких управлений АГиПРД, в том числе по внутренней политике и информации и пресс-службы, задействовавшие как административный, так и информационные государственные ресурсы.

Факт нечистоплотной игры представителей АГиП РД вызывал шквал возмущения как в самой республике, так и в политсовете партии «ветеранов», где в ходе экстренного заседания было принято жесткое заявление, которое несмотря на суровость большинства формулировок в адрес «отдельных республиканских чиновников» оказалось совершенно комплементарным по отношению к Главе республики Рамазану Абдулатипову и направлено на выстраиваниес ним конструктивных рабочих отношений. Согласно тексту заявления следует, что в ближайшее время в Дагестане высадится внушительный партийный десант «ветеранов», среди которых стоит ожидать несколько Героев России и Советского Союза, отставных военачальников.

Ветераны России. Еще один сокрушительный удар

Подобное нелинейное решение, очевидно принятое опытными генералами, полностью дезавуирует настойчивые попытки отдельных проваливших свою работу чиновников из АГиП РД убедить Рамазана Абдулатипова и доверенным людям из числа его близкого окружения, что события в Буйнакске — это спланированная провокация, оплаченная скрытой оппозицией из числа депутатов Госдумы и московских бизнесменов дагестанского происхождения и что партия «ветеранов» к нему враждебна.

Подтверждением абсудрности таких утверждений является как содержание заявления партийного руководства, которое, по сути, выступило в роли адвокатов Абдулатипова, и, раскрыв общественности глаза на подлинные причины произошедших событий, вывело Главу республики из под информационного удара, организованного высокопоставленными сотрудниками его собственной администрации, так и громкое молчание руководства партии в СМИ. Не была проведена даже обязательная по логике вещей пресс-конференция, отсутствуют и комментарии партии для либеральной прессы, которая уже охотно подхватила эту тему.

Среди лидеров партии «ветеранов» особо стоит отметить: генерала армии в отставке Махмута Гареева, лично знакомого с Рамазаном Абдулатиповым; генерал-лейтенанта Василия Гнездилова, являющегося другом руководителя Администрации Президента РФ Сергея Иванова и сопровождавшего его в поездке в Китай на юбилейные торжества к 70-летию Победы в ВОВ; а также генерал-лейтенанта, Героя Советского Союза Юрия Бабанского, весьма авторитетного в кругах военного руководства страны.

Проанализировав список участников партии, ее можно было бы назвать военным ответвлением «Единой России», но уж никак не «Правым сектором». Сама попытка дагестанских чиновников представить Героев страны в виде неких нацистов и пятой колонны, может быть квалифицирована как клевета и привести к кадровым решениям в АГиП РД. Во всяком случае это следует из текста партийного заявления, где несколько раз подчеркнуто о намерении руководства партии добиваться тщательного расследования и жесткого наказания виновников событий, произошедших 16 октября в Буйнакске. Среди подозреваемых в клевете в том числе оказались и руководители республиканской газеты «Дагестанская правда» и РИА «Дагестан», опубликовавшие в этот день провокационные материалы.

СТОЛИЦУ В ХОРОШИЕ РУКИ

В отличие от Буйнакска информационный фон в Махачкале в последние несколько недель стабильно-рабочий. Исполняющий обязанности главы города Муса Мусаев продолжает свою планомерную работу, отчеты о которой можно видеть на сайте городской администрации и в социальных сетях, однако сам Мусаев уже практически не рассматривается экспертами в роли будущего мэра Махачкалы, как в виду желания Рамазана Абдулатипова дистанцироваться от скомпрометировавшего себя «мекегинского» клана, так и в виду личностных характеристик самого Мусаева.

Администрация от слова администрировать?

Несмотря на опыт хозяйственника, Муса Мусаев, в отличие от скромного Зайнудина Окмазова, представляет собой довольно амбициозного политика, который опираясь на финансовый и электоральный потенциалы дагестанской столицы, наверняка заявит о себе как самостоятельном мощном политическом векторе, стараясь как и Саид Амиров выстраивать свою собственную широкую коалицию, имеющую достаточный запас прочности и способную противостоять нажиму со стороны республиканского руководства.

Стоит понимать, что Рамазану Абдулатипову просто не выгодно своими собственными руками взращивать в Махачкале мощную оппозицию, которая буквально через полгода начнет терять к нему интерес, начав напряженно задумываться над тем кто придет Абдулатипову на смену и выстраивая свои политические отношения с прицелом уже на год-два-три вперед. В свете таких обстоятельств в качестве мэра столицы нужна относительно слабая кандидатура, которая, как Зайнудин Окмазов, не имея за собой влиятельного клана, в то же время обладает внушительным личным багажом опыта и таланта организатора и руководителя.

 

http://kavpolit.com/blogs/kubatov/20005/


Темы:
· · · Загид Хучбаров · Зайнудин Окмазов · Зиявутдин Магомедов · Маир Пашаев · · Партия ветеранов России · · · · · ·

    Новости по теме



    26 Онлайн