К сожалению, в нашем обиходе мы редко употребляем слова: этика, этикет. Раньше эти понятия усваивали с детства и следовали им всю жизнь. Может, потому было больше благородства в отношениях людей? Так что же такое этикет?
Этикет – это, пожалуй, установленный порядок поведения человека в обществе, среде обитания, это нравственные требования и нормы, выработанные человечеством за многие века. Есть общечеловеческие ценности морали и нравственности, а есть и особенности, присущие только одному народу или общности нескольких народов, как, например, на Кавказе.
ГОРСКИЙ ЭТИКЕТ
Этические и нравственные нормы играли в культуре народов Северного Кавказа особенно важную роль. Складываясь и развиваясь на протяжении столетий, они способствовали духовному самосохранению и развитию нации, регулировали поведение в обществе и семье, определяли воспитание детей, взаимоотношения с соседями.
У всех народов существовали свято оберегаемые моральные кодексы, совокупности норм и традиций.
У горских народов есть свой горский этикет, где заложены самоочевидные нравственные принципы, не противоречащие общим, но имеющие свои представления о должном, сквозь которые прослеживается наука о природе горца.
Древняя культура горцев не утратила своей актуальности и в наш жесткий век, но все ли знакомы с горским этикетом? Республиканский дом народного творчества Министерства культуры РД по поручению Главы республики в Год культуры издал небольшую брошюрку «Горский этикет», вслед за ней наша газета напоминает читателям о морали горца, складывающейся веками, где нравственность является основополагающим фактором.
Обычаи гостеприимства
Из древних традиций горцев, пожалуй, больше всего поражает впервые посетившего Дагестан человека обычай гостеприимства. Дагестанские пословицы гласят: «Да не придет такой день, чтобы в дом не пришел гость!» По издавна сложившимся обычаям каждый горец считал за честь достойно принять гостя в любое время дня и ночи. У дагестанцев существовал такой обычай: когда садились обедать или ужинать, еду делили поровну между членами семьи и отделяли лишнюю порцию на случай, если вдруг придет запоздалый гость.
Гость ни в чем не должен нуждаться — таков неписаный обычай горцев. Учитывая, что путник мог в дороге промокнуть или простыть, во многих горских домах держали шубы, предназначенные для гостей. Его одежду освежали и выстиранную, поглаженную хозяйкой дома на утро подавали гостю, как и начищенную обувь.
Лакский ученый А. Омаров вспоминал, что «когда случались гости, тогда отец и мать ни за что не прерывали еды прежде, чем не насыщался гость. Когда же последний произносил «хвала Богу», отец все еще потчевал его, прося, чтобы он продолжал есть, причем клал перед ним лучшие куски мяса и хлеба».
Если гость хвалил какую-либо вещь в доме хозяина, будь то кинжал или ружье, вещь эта тут же дарилась гостю, и отказаться было невозможно.
Если горец впервые появлялся в незнакомом ауле, он отправлялся на годекан (а там до глубокой ночи сидели люди), обращался к сидящим с приветствием и затем сообщал, кто он, из какого аула и почему вынужден остановиться в этом ауле. Как только становилось известным, что приезжий не имеет в ауле кунака, сидящие на годекане говорили: «Ты наш гость». Когда на гостя притязало несколько человек, предпочтение принять его уступалось старшему.
В Западной Аварии путник не шел к годекану, а заходил в любой дом и говорил: «Давайте будем братьями». Такой гость считался еще более почетным.
Приезжий мог гостить столько времени, сколько ему нужно было. Существовал обычай в течение трех дней не спрашивать у приезжего ни о чем. По истечении трех дней с ним вели разговор как с равным, как с членом семьи.
По традиции после пребывания в гостях горец произносил благодарственные слова, обращенные к хозяину дома: «Да умножится и не уменьшится хлеб в твоем доме».
Горец никогда не выпустит гостя из дома с пустыми хурджинами. В них он кладет хлеб, мясо, сыр, какой-нибудь подарок. Перед уходом гостя ставили у крыльца кувшин с родниковой водой, что означало: «Пусть дорога будет счастливой, пусть в пути гость не испытает жажды».
Использованный материал:
1. Ш. М. Казиев, И. В. Карпеев. Повседневная Жизнь Горцев Северного Кавказа
2.«Дагестанская правда»
http://dagpravda.ru/rubriki/god_kultury/37043/?sphrase_id=13102
Новости по теме