Все как один: сколько народов живёт в Дагестане

Админ 09.02.2018 в 20:41


Дагестан – самая многонациональная республика России, здесь веками жили представители разных религий и этносов. Аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы, кумыки, андийцы — несмотря на близкое соседство, все они сохранили уникальные черты.

Разные, но равные

В настоящее время 14 народов в республике имеют официальный статус коренных. Кроме того, на западе горного Дагестана проживают ещё 14 народностей, при проведении переписей их причисляют к аварцам.

— Впервые и наиболее полно этнические группы Дагестана были выделены только в переписи 1926 года. До этого людей делили по религиозному и лингвистическому признакам, но не по этническому, — рассказывает Екатерина Капустина, заведующая отделом этнографии Кавказа в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН.

ПО КОНСТИТУЦИИ РОССИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЯЗЫКАМИ ДАГЕСТАНА СЧИТАЮТСЯ РУССКИЙ И ВСЕ ЯЗЫКИ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ

По её мнению, формирование множества этнических групп на столь небольшой территории объясняется географической особенностью Дагестана:

— Общины в горах жили изолированно — они не заимствовали культуру, традиции и язык, а создавали свои. Поэтому в разных сёлах языки могут отличаться, хотя люди живут буквально через ущелье. Например, диалекты даргинского языка настолько не похожи друг на друга, что можно говорить о них как об отдельных языках.

Классификация государственных языков Дагестана

Большинство языков Дагестана относятся к нахско-дагестанской ветви кавказской языковой семьи. По словам Магомедхана Магомедханова, старшего научного сотрудника Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, за семь тысяч лет до нашей эры на территории современного Дагестана был распространен один праязык, который потом распался на много разных наречий. Но в Дагестане есть носители и тюркских языков, относящихся к другой языковой семье, алтайской: кумыки и ногайцы.

Со временем представители разных народов научились уживаться и понимать друг друга. Большую роль в этом сыграли торговцы. На базаре в Хунзахе они говорили на аварском, а пересекая равнину, где жили кумыки, переходили на их язык. Уникальность дагестанских этносов в том, что они были независимыми друг от друга, но имели много общего, в том числе врагов, против которых могли сплотиться и выступить единой армией. Существовал даже особый воинский язык на основе аварского — болмац, объединявший горцев в Западном Дагестане на время военных действий.

ДО ТОГО, КАК МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫМ ЯЗЫКОМ РЕСПУБЛИКИ СТАЛ РУССКИЙ, ЕГО ФУНКЦИЮ ВЫПОЛНЯЛ КУМЫКСКИЙ ЯЗЫК (ТЮРКСКИЙ)

— Чтобы определиться, на каком языке мне разговаривать, что я спрашиваю в первую очередь? Я спрашиваю, откуда человек родом. Потом говорю, откуда я — вдруг он знает мой язык. Так, аварец и лезгин не знают языков друг друга, но аварцы, к примеру, хорошо знают кумыкский язык, — рассказывает Магомедханов.

Язык костюма

У каждого народа есть свой исторически сложившийся костюм, но разница заметна в основном в женской одежде — её цветах, покрое и украшениях. Традиционно цвет наряда указывал на возраст женщины и социальное положение: молодые носили одежду ярких цветов из тканей с узорами, женщины старшего возраста одевались в тёмное.

Отличительная особенность женского костюма — многослойность. В Нагорном Дагестане — например, аварки, даргинки и лачки — носили длинное широкое платье с поясом, под которое надевали штаны из ситца, бязи или сатина тёмного цвета. Обязательной частью костюма была чухта — плотно сидящая шапочка с мешочком, в который убирали длинные волосы. На неё надевали специальное покрывало, сверху — платок с узорами.

Женщины южной части республики носили яркие нарядные костюмы. Под верхнее распашное платье-валчаг надевали шёлковое платье прямого кроя и дополняли наряд украшениями: драгоценными камнями и золотыми или серебряными монетами.

Мужской костюм примерно одинаков у разных народов — он состоял из белой рубашки, штанов тёмного цвета и суконной черкески с газырями, подпоясанной узким ремнём. Головным убором традиционно была папаха: состоятельные люди носили папаху из каракуля, простые — из овчины.

Кто есть кто

Самые многочисленные народы Дагестана — это аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины и лакцы.

Основные районы расселения народов Дагестана
Свадебный наряд аварской девушки

Аварцы — лидеры по численности, по данным переписи 2010 года их в Дагестане проживает 850 тысяч, в основном в бассейнах рек Аварское Койсу, Андийское Койсу и Кара-Койсу. Соседи считают аварцев суровыми, аскетичными и воинственными. Они селились в среднегорной и высокогорной частях Дагестана — благодаря этому были почти не подвержены внешнему влиянию и приняли ислам позже других народностей.

Из-за нехватки пахотных земель в горах аварцы занимались скотоводством и ремесленным делом. Обработка кожи, дерева, металла, инкрустация металлом по дереву, ковроткачество, производство сукна, ювелирное дело, узорное вязание и шитьё — традиционные занятия жителей аварских сёл.

Одна из малых народностей, которую причисляют к аварцам, — андийцы, живущие на границе с Чечнёй. Их традиционным промыслом были бурки — лучшие на Кавказе. Михаил Лермонтов писал об этом в этнографическом очерке 1841 года «Кавказец»:

«… у него сильное предубежденье против шинели в пользу бурки; бурка его тога, он в неё драпируется; дождь льёт за воротник, ветер её раздувает — ничего! Бурка, прославленная Пушкиным, Марлинским и портретом Ермолова, не сходит с его плеча, он спит на ней и покрывает ею лошадь; он пускается на разные хитрости и пронырства, чтобы достать настоящую Андийскую бурку, особенно белую с чёрной каймой внизу, и тогда уже смотрит на других с некоторым презрением».

Белые и светлые бурки делали, как правило, штучно — для знатных заказчиков. Андийские бурки были лёгкими и тёплыми, а в бою могли защитить воина от удара сабли и даже от пуль. Их цена в XIX веке могла достигать 40 рублей серебром — больше, чем месячное жалованье военного в звании поручика.

Даргинцев в современном Дагестане 490 тысяч — это второй по численности народ республики. Они живут в предгорных и горных районах Среднего Дагестана и традиционно занимались пашенным земледелием и скотоводством. Кроме того, мужчины издревле обрабатывали металл и дерево, женщины валяли шерсть и ткали ковры. Кайтагская вышивка тоже родом из даргинских сёл. Но прославила даргинцев работа с драгоценными камнями и металлами, а село Кубачи ещё со времён Средневековья известно ювелирными изделиями и богато украшенным оружием.

Даргинский язык включает множество диалектов, среди которых акушинский, урахинский, цудахарский, кайтагский, кубачинский, чирагский, мегебский и другие.

Пища даргинцев соответствовала традициям сельского хозяйства в той или иной местности: в высокогорье преобладала молочно-мясная пища, в богатых пахотными землями районах — растительная. Из мучных изделий наиболее распространёнными были хинкал и пироги чуду с разными начинками.

Девушка в национальной даргинской одежде
Девушка в национальной кумыкской одежде

Кумыки — третий по численности народ Дагестана. По данным последней переписи, на территории Дагестана их проживает 432 тысячи человек — на равнинах и в предгорьях. Здесь сосредоточено больше половины плодородных земель республики, поэтому кумыки традиционно занимались хлебопашеством, садоводством и виноградарством, культивируемым ещё с VIII—IX веков. Сельское хозяйство наряду с кузнечным делом — мужской труд, а женщины ткали ковры, вышивали золотом и плели кружева. Считается, что кумыки более открытые и нравы у них свободнее, чем у горцев.

Кумыкский язык является одним из старописьменных литературных языков Дагестана. Наиболее близки к нему карачаево-балкарский, крымско-татарский и караимский языки.

Лезгин в Дагестане 385 тысяч. Они живут в Южном Дагестане и северных районах Азербайджана. Традиционно они занимались земледелием, садоводством, виноградарством и производством шёлка. Здесь довольно долго сохранялись языческие верования, распространённые в Азербайджане.

— Есть общедагестанский стереотип, что лезгины — интеллектуалы: для них важно образование, и они решают вопрос не силой, а «ручкой», то есть официальными соглашениями или протестами. Они одними из первых в Дагестане занялись промышленным отходничеством — уходили на заработки в другие районы и даже страны. Ещё в начале XX века они нанимались на бакинские нефтепромыслы и заводы. Из их среды вышло тогда немало революционеров, — замечает Капустина.

Главные промыслы лезгин в Дагестане — обработка шерсти, овчины, кожи, узорное вязание и ковроткачество. Кроме того, лезгинские сёла Испик и Кала были известны производством редкой глазурованной керамики — одна тарелка в наше время может стоить сотни тысяч рублей.

Национальная одежда лезгинской девушки
Лакская девушка в национальной одежде

Лакцев в республике 161 тысяча. Они живут в Центральном Дагестане в бассейне реки Казикумухское Койсу. Традиционно лакцы занимались обработкой металла и камня, были лудильщиками — обрабатывали посуду оловом, отливали из меди котлы, подносы, водоносные кувшины и блюда. Местные ювелиры известны не меньше кубачинцев, а лакское село Балхар славится своей неглазурованной расписной керамикой.

— В Дагестане считается, что лакцы изобретательны. Лакец — это такой Ходжа Насреддин. Из-за малоземелья и скудности почв многие из них становились отходниками, трудовыми мигрантами,— говорит Екатерина.

День единства

С 2011 года в республике установлен «День единства народов Дагестана», он отмечается ежегодно 15 сентября. В этот день в 1741 году горцы объединились против вторгшихся в Дагестан персов под предводительством Надир-шаха. Объединённые силы местных жителей на голову разбили прославленного полководца и вынудили его отказаться от попыток покорить Дагестан.

Теперь каждый год 15 сентября по всей республике проходят праздничные мероприятия, отражающие единство не только народов, но и культур региона.



    Новости по теме



    36 Онлайн