Дагестан и дагестанцы в мире

Админ 10.09.2017 в 14:54


«Я смотрю на Дагестан,
как на Мекку».
Мусаб ДАГЕСТАНИ (Сирия)

В этом году исполняется двадцать лет со дня проведения Первого Международного конгресса соотечественников Дагестана, собравшего впервые в Махачкале представителей диаспоры из многих стран Европы, США, Ближнего Востока и СНГ. С каждым годом это яркое историческое событие становится все более давней историей. Каковы же основные итоги конгресса? Что было самым важным в деятельности Дагестанской ассоциации по связям с соотечественниками за рубежом «Ватан? Чем можно объяснить утрату ранее небывалого интереса соотечественников к Дагестану? С этими и другими вопросами наш корреспондент Магомед Кебедов обратился к президенту ассоциации «Ватан», организатору проведения первого конгресса, профессору Абдулле МАГОМЕДОВУ.

— Что понимать под термином «наши соотечественники»?

— Соотечественник — человек, имеющий общее отечество, бывший гражданин Дагестана — России.

— А «диаспора»?

— Пребывание значительной части народа (этнической общности) вне страны его происхождения.

-Как образовавшей дагестанская диаспора?

— На протяжении столетий происходили миграции (переселение, перемещение), были случаи и насильственного высечения.

— Могли бы вкратце назвать основные их причины?

— Можно условно разграничить несколько периодов, в каждом из которых своя причина. В средние века и Новое время имела место так называемая военная эмиграция. Дагестанские феодалы отправлялись на службу по политическим мотивам, то есть, стремясь получить поддержку со стороны могущественных правителей, прежде всего, соседних стран, но и Европы (Полыни, например). У нас всегда актуальна была военная культура.

— Много ли фактов?

— Сотни.

— Можно один пример?

Иранскому шаху служило несколько поколений Эльдар-Шамхала Тарковского. И занимали они при дворе довольно высокие государственные посты. Его сестра была замужем за шахом Аббасом Великим (XVI век). Один выходец из рода Тарковского был знаменитым поэтом Востока, его имя — Али-Кули-Хан-Велих, — значится в энциклопедиях Ирана, Индии (где он похоронен), Афганистана, Пакистана, Турции, Узбекистана. А дагестанские воины — наемники целыми отрядами служили, к примеру, в XVI веке в Иране, обзаведясь там своими семьями. Далее — всем известное массовое выселение дагестанцев в Османскую империю после Кавказской войны, потом выселение было связано с Русско-турецкой войной 1877-1878 годов, после антиколониального восстания в Дагестане в 1877 году. К примеру, почти до половины жителей аулов Цудахара, Согратля, Кулецмы, Кумуха, Рутула, Утамыша, Инхо, Анчих и сотни других уехали за рубеж Эмиграция продолжалась и в годы Гражданской и Второй мировой войн и в последующие годы по разным причинам.

— Сколько же наших соотечественников проживает сегодня за рубежом. И где они сосредоточены?

— Вряд ли кто-нибудь и когда-нибудь определенно ответит на этот вопрос, так как ни одна страна не имеет официальных статистических данных о национальных меньшинствах. В Турции дагестанцы значатся турками, в Англии — англичанами и т. д. По приблизительным подсчетам, в Турции (родине дагестанской диаспоры) около полумиллиона, одном германском городе Мюнхене — 4 тысячи, Нью-Джерси (США)

— 500 чел., Сирии — 30 тысяч, Ираке и Иране по 2 тысячи, Азербайджане — более 600, Туркменистане — 15, Узбекистане — 10, Казахстане — 30, Киргизской Республике — 20 (даргинцы — 8 тыс., кумыки — 6, лезгины — 2,5, аварцы — 2, лакцы — 1, табасаранцы

— 200 человек), Украине — 18, Грузии -7,8, Белоруссии — 5,3 тысячи и т. д. В общей сложности около 680 тысяч наших соотечественников и выходцев из народов Дагестана проживают в более сорока странах мира.

— Могли бы вы назвать несколько имен наиболее известных соотечественников?

— Мухаммед Фазил-паша Дагестанли, маршал Турции при Османской империи; он же был губернатором Ирака; турецкие генералы — Нурмагомед Хазар, Мехти-паша, Сунгур-паша, Мехмет Гельхан (министр обороны Турции, доктор экономических наук), Темир-Булат Бамматов, генеральный авиаконструктор Франции; его именем назван самолет; Мизанчи Мурат-бей, автор шеститомника истории Османской империи; Ашар Айдемиров, физик-атомщик Калифорнийского университета, Халилбек Мусаясул — выдающийся художник, Мустафа Дагестанли — олимпийский чемпион, Абдулла Акушали — профессор Сирийского университета, Саид Мухаммед Башир Исмаил — мэр Амана, Хаджи — Мурад Дагестанли — балетмейстер и т. д. Тысячи и тысячи таких самородков и интеллектуалов в политике, науке, литературе, искусстве, спорте… дало миру дагестанское зарубежье.

— Как можно выразить идентификацию соотечественников, скажем, одной формулой?

— «Мы — турки, мы — арабы (сирийцы, иорданцы), мы — американцы и т. д. — по внешнему облику и быту, и дагестанцы — по внутреннему содержанию». Дагестанская диаспора формируется нашими соотечественниками на основе осознания единства их характерной черты — дагестанской культуры, языка. Историческая память и тяга людей к поиску собственных корней объединяют дагестанцев за рубежом. А в наши дни — и бизнес на исторической родине.

РЕВОЛЮЦИОНЕР ВЕКА – Махач Дахадаев, Уллубий Буйнакский, Джелал-Эддин Коркмасов, Гарун Свидов, Казимагомед Агасиев, Солтан-Саид Казбеков, Зайнулабид Батырмурзаев, Алибек Богатырев
ПОЛИТИК ВЕКА – Абдурахман Даниялов
ПРОСВЕТИТЕЛЬ ВЕКА – Алибек Тахо-Годи, Саид Габиев, Гасан Гузунов, Али Каяев, Александр Назаревич, Абуталиб Абилов, Ахмед Магомедов, Магомед Джамбулатов, Магомед Максудов, Омар Омаров, Шейих Исмаилов, Маил Аминов, Халид Магидов, Бадави Гаджиев
УЧЕНЫЙ ВЕКА – Хабибула Амирханов, Гаджи Гамзатов
ИСТОРИК ВЕКА – Расул Магомедов, Хаджи-Мурад Хашаев, Магомед Дандамаев, Гаджи-Али Даниялов, Гамид Османов, Рауф Мунчаев, Нурмагомед Эмиров, Сакинат Гаджиева, Гани Каймаразов, Магомед Шигабудинов, Амри Шихсаидов, Хидир Рамазанов, Ахмед Османов, Владлен Гаджиев, Ильяс Керимов, Омар Даудов, Магомед Гасанов, Магомед Гаджиев, Амин Алиев, Шарапудин Магидов, Аким Акимов, Газимагомед Ичалов, Мурад Магомедов, Мамайхан Агларов, Алимпаша Сотавов, Гаджи Джахиев, Махач Магомедов, Магомед Шайдаев, Бадрудин Кашкаев, Шугаиб Магомедов, Акверди Аквердиев

— Когда образовалась ассоциация «Ватан», какова ее предыстория?

— В конце 60-х — начале 70-х годов XX века по всей стране, во всех республиках и краях были созданы отделения общества «Родина» по культурным связям с соотечественниками за рубежом, естественно, и в Дагестане. Руководителями в разные годы работали известные общественные деятели, профессора: Хаджимурад Хашаев, Магомед Максудов и Магомед Джамбулатов. Исключительную роль в становлении и развитии общества «Родина» сыграл являвшийся его ответственным секретарем все эти годы доктор исторических наук Сагим Сулейманов.

А летом 1991 года, когда уже страна стала другой, так сказать, открытым обществом, «Родина» была преобразована на учредительной конференции в ассоциацию по связям с соотечественниками за рубежом «Батан» со своим уставом как общественное объединение и на условиях уже самофинансирования. По рекомендации руководства республики на учредительной конференции (представители более 50 предприятий, учреждений, вузов…) в августе 1991 г. меня избрали президентом. Государство перестало финансировать деятельность ассоциации и управлять ею. Деятельность ассоциации основывается на принципах добровольности, самоуправления, законности и гласности.

— Теперь перейдем к главным проблемам нашей беседы. Что удалось сделать за эти годы? Пожалуйста, коротко о наиболее важных, существенных делах ассоциации.

— Для сплочения «дагестанского мира» сначала необходимо было расширить информационное пространство, которое, на мой взгляд , тогда было недопустимо сужено. Фактически диаспора не была изучена. Только за один первый год работы мы отправили более 500 писем, телеграмм, телексов, факсов российским послам почти всех стран Ближнего Востока, губернаторам, мэрам зарубежных объединений не только кавказских, но и русских общин, редакторам зарубежных изданий. Я считаю, что за полтора-два года по поиску соотечественников было сделано больше, чем за все 150 лет существования массовой эмиграции. Мы искали соотечественников от Франции до Эфиопии, от Италии до Калифорнийского центра «Кавказ». Составили картотеку, справочники, даже карту сел компактного проживания в Турции. Хорошим результатом поисков можно считать проведенный 28-29 августа 1991 г. в Махачкале первый конгресс соотечественников.

За эти годы вышла шестиполосная газета «Дагестанское зарубежье» (26 номеров) как явление культуры и коммуникации. Как вы понимаете, не так-то просто собрать материал для газеты со всех концов мира. Издана моя книга — «Дагестан и дагестанцы в мире» (20 тыс. экземп.) — не только на русском, но и на арабском языке в Сирии и Тунисе. Также вышли книги «Писатели дагестанского зарубежья» Ахмеда Муртазалиева, «Дагестанская диаспора в Турции» Магомедхана Магомедцибирова, «Лезгины в Турции» Ахмедулы Гюльмагомедова. Вышла книга об истории кумыкских сел в Турции профессора Империят Халипаевой. Переведены на русский и аварский языки и издана книга «Рассказы моего деда» известной сирийской писательницы рутульского происхождения Эльфат Эдельби и многое другое. В следующем году выйдет энциклопедического содержания книга «Новый Дагестан — соотечественники зарубежья: единое культурное пространство».

Одно из существенных конкретных наших дел — строительство Джума-мечети в Махачкале и мечети в аэропорту, мебельной фабрики «Престиж» и завода «Заря Востока» в г. Каспийске по производству 1500 электро-газовых печей в месяц. Ассоциация инициировала открытие отделений турецкого и арабского языков в педуниверситете.

Одно из главных направлений — поиск родственников: 600 тухумов, родственников объединила ассоциация за эти годы. Тем не менее, мы в долгу перед дагестанцами. Мы не смогли пока дать ответ на более 160 писем по розыску родственников.

Очень много фактов и примеров установления культурной связи (совместно с Министерством культуры): Кумыкский театр и фольклорный ансамбль Буйнакского и Каякентского районов, детский ансамбль «Ватан», ансамбль «Молодость», творческий коллектив телесериала «Семья» и другие выступали перед соотечественниками в городах Турции, Франции, Нью-Джерси (США). Многие соотечественники брали шефство над творческими коллективами. Провели дни иранского кино в Махачкале и Каспийске, с участием 1-го секретаря посольства Ирана в Москве. Сотни детей соотечественников окончили российские, в частности, дагестанские государственные вузы по линии ассоциации. Только из Сирии более 200 человек С помощью Федеральной миграционной службы нам удалось по индивидуальным трудовым контрактам отправить около 50 дагестанских граждан для работы в США (8 строителей), Иран (3 нефтяника), остальных — в Германию, у нас сегодня такой возможности, к сожалению, нет.

Много и других примеров сотрудничества в области науки, образования, спорта, детского отдыха. Ассоциация добилась открытия в Дагестане челночного маршрута — прямой рейс Махачкала — Стамбул. Тысячи людей имели возможность заниматься малым бизнесом в то трудное время. Именно «Ватан» впервые открыл воздушное сообщение между Дагестаном и Турцией, пригласив тоща пограничников из Ростова за свои расходы…

— Были ли в работе моменты больших трудностей, разочарования, апатии, непонимания? Какие из них наиболее впечатляющие для вас?

— Невероятный ажиотаж и провокация за 12 дней до проведения первого конгресса. Многотысячный митинг на площади (яблоку негде было упасть). Говорили о том, якобы на конгресс приглашены соотечественники — евреи из Израиля. Мне пришлось подняться на КамАЗ и выступить на этом митинге и объяснить, что никто никого из Израиля не приглашал. Выйти из этой ситуации мне помогли Магомедали Магомедович, Сура кат Асиятилов, поэт Адалло, Магомед Курбанов, тоща управляющий делами религии. А исполнителем политического провокатора, который пустил такую «утку», оказался тот, в чьей жизни моя помощь была судьбоносной.

Еще один факт. Правительство меня командировало в 1995 году на официальном государственном уровне (с письмами) в Анкару, чтобы пригласить в Дагестан министра торговли и промышленности Турции Ялима Эрези (его жена родом из селения Инхо Гумбетовского района). По этому случаю можно написать целый роман. 7 сентября 1995 года он на своем частном самолете с более 30 крупными бизнесменами и госчиновниками, тележурналистами из 5 компаний прилетел в Махачкалу. Два дня его не принимал Председатель Правительства А.М. Мирзабеков. Жил он в гостинице «Ленинград» и не выходил даже на улицу. Ялим Эрез грустно мне говорил: «Что ты сделал со мною? Видишь, с какими людьми я прилетел, среди них еще два министра, в том числе сельского хозяйства. Если меня не примут на правительственном уровне — я должен немедленно уйти в отставку…». Не было предела его возмущению. Только на третий день в 10.00 утри принял его Председатель Правительства. Закончилась эта встреча заключением Соглашения между Союзом Торговых палат Турции и Правительством Дагестана. В чем было дело — не скажу. Это уже былое и не хочу публично об этом говорить.

А в последующие годы — чеченская трагедия, распространение криминального стиля жизни, религиозно окрашенный экстремизм, превращение российского Кавказа в средоточие политического терроризма, и многие другие вызовы и опасности отразились и на жизнедеятельности ассоциации «Ватан». Многие бизнесмены — соотечественники уехали из Дагестана, резко прекратился поток соотечественников.

— Это о грустном, а были ли моменты, скажем, абсолютного счастья?

— Да. Когда открывал первый конгресс, когда меня встречали в Ялове сотни и тысячи соотечественников из многих стран и скандировали долго и дружно: «Шамиль, Расул, Абдулла-бей!», и когда американский генерал в отставке Хаджи Алтын Эр с высокой горы моего аула Чуниб сказал: «Дух древности и величие нетронутой свободы — вот сила Дагестана…». Или когда наши соотечественники в Азербайджане по нашему обращению — письму, опубликованному в 30 бакинских газетах, активно поддержали Ильхама Алиева на президентских выборах.

— Что для вас самое главное в жизни?

— Как бы это высокопарно ни прозвучало… — применительно к моей общественной деятельности это служение нашим соотечественникам, нашим дагестанцам. В силу своих возможностей я это делаю честно, от души.

— Что бы вы пожелали дагестанцам?

— Надо наладить добрые человеческие отношения, основанные на реалиях социальной справедливости без лукавой или фальшивой улыбки. Даже несмотря на то, что у рынка нет и не может быть совести. Ведь дагестанский народ с достоинством преодолевал еще больше трудностей в своей истории. Моим землякам — дагестанцам желаю согласия, стабильности, терпения и горского оптимизма! Тогда вновь появятся потоком на нашей земле соотечественники из-за рубежа.

 

http://logos-dag.ru/i


Темы:
Ватан

    Новости по теме



    15 Онлайн