Кумыкский костюм: элегантная простота

Админ 28.07.2017 в 14:58


Дагестан имеет богатейшие культурные традиции, в частности это касается национальных костюмов жителей нашей республики.

Сегодня мы поговорим о традиционном костюме кумыков. Об его особенностях корреспонденту «Проджи» рассказала искусствовед, заслуженный деятель искусств РД Маймусат Коркмасова.

– Кумыкский костюм, как и культура кумыков, сформировался много веков назад. Он имеет общекавказские черты. Особенно близок кумыкский костюм к традиционному костюму Северной Осетии, у кумыков даже есть термин «осетин къабалай» – это традиционная нарядная одежда кумычек.
Одно из главных отличий женского традиционного кумыкского костюма от костюмов жителей горных районов заключается в том, что он всегда был длинным – до пола. Некоторые кумыкские модницы даже имели нарядные костюмы со шлейфом.

Повседневный костюм кумычек – это платье-рубаха, отрезное по линии талии, присборенное книзу или уложенное складками. Называлось это платье «бузмагейлек». В нем обычно ходили дома, а когда нужно было выйти в свет, поверх этого платья обязательно надевали «полушу» и «къабалай». Верхняя часть платья шилась на подкладке с целью красивой посадки и долговечности, т. к. одежда была дорогой (на изготовление платья-рубахи шло 6-10 м ткани), и платье чаще всего передавалось по наследству (от свекрови к снохе). Повседневное платье шилось без воротника с круглым вырезом и застегивалось встык на застежки, которые назывались «къаржума». Их делали ювелиры из серебра с позолотой филигранью или эмалью. Очень популярны были застежки в форме кинжальчиков, которые были также в ходу у ногайцев и кабардинцев.

Рукава были длинными, зауженными книзу, а рукава нарядных платьев могли быть настолько длинными, что доходили до подола. Во время танца такой рукав полностью закрывал лицо от постороннего взгляда. Рукава отделывались тесьмой, вышивкой и т. д.

К XIX веку выработался другой вид кроя кумыкского костюма – прямой сверху донизу, а сбоку и сзади – отрезной, это позволяло создать более элегантный силуэт, подчеркивающий женскую фигуру. Еще один вид кроя – распашной сверху донизу. Такой крой одежды появился в Европе,
а затем на Кавказе в эпоху Возрождения. Приталенное платье-рубаха было распространено у кумыков вплоть до начала XX века, а примерно в 30-е годы в Дагестане, в том числе у кумычек, получили распространение рубахи и платья-рубахи на кокетке. В первом случае они шьются более короткие и узкие, а во втором – шире и длиннее. Такие платья получили популярность среди женщин среднего и пожилого возраста.

Распашное платье – «полушу» – шили с прямым сверху донизу вертикальным разрезом, отрезным по линии талии, с лифом, плотно облегающим фигуру, с глубоким грудным вырезом – овальным либо (чаще) треугольным, острым в нижней части, без воротника, с несколько смещенными (как у черкески и мужского бешмета) назад боковыми швами на лифе, с узкой спинкой, с широкой либо прямой, или расклешенной и длинной до икр, нередко даже до пят, юбкой. Юбка пришивалась к лифу мелкой сборкой или складками. Рукава были узкие, чаще сшитые лишь до локтя, а ниже – до кисти руки – откидные в виде
лопастей. В XIX – начале XX в. «полуша» появилась лишь у кумычек, позже этот вид одежды заимствовали другие народы – лакцы, даргинцы, некоторые аварцы. Как традиционный костюм дагестанских женщин «полуша» перестала бытовать в предвоенные годы XX века.

Нарядное платье кумычек называлось «къабалай». Шили его из самых дорогих тканей – шелка, шерсти. Повторяя по своему покрою распашное платье, отрезное по линии талии, оно в то же время делалось с плотно облегающим лифом на подкладке, с плечевым швом, длинной юбкой. Основной особенностью этого платья была вставка спереди, которая шилась либо из той же ткани, либо из другой. В целом эта вставка имитировала наличие нижнего платья. Еще одно отличие – «къабалай» имел двойные рукава: нижние – узкие, застегиваемые у запястья на мелкие пуговицы, и верхние – широкие, длинные и, как правило, откидные, несколько расширенные и закругленные книзу. Через кумыков «къабалай» постепенно проник в горы, где стал элементом костюма знатных женщин.

«Къабалай» постепенно перестает бытовать к концу 30-х гг. XX в. В то же время оно, как и распашное платье , является одним из популярнейших видов дагестанского косюма участников художественной самодеятельности, танцевальных ансамблей, национальных театров и т.д.

Традиционный головной убор кумычек, как и всех дагестанок, состоял из чепца (чутху) и верхнего платка. Кумычки покрывали голову легкими кружевными, часто вязаными крючком ажурными платками – «тастар» или шелковыми платками – «гульменди». К середине XIX века кумычки, особенно молодые, отказались от чутху и стали покрывать голову только платками, откидывая назад его концы.

Обувь шилась в прежние времена из дубленой кожи на мягкой подошве и обшивалась красивым узором. Кумычки, в отличие от других народов, имели еще специальные деревянные платформы, которые надевались на обувь в сырую погоду, чтобы не запачкать подол платья и обувь. Верхняя одежда кумычек была разнообразной. Ввиду относительно теплой зимы верхней одеждой часто служила «полуша» с простеганным на легком слое ваты лифом. Иногда шили шубы «тон» из вывернутых шкур, сверху их украшали бархатом, парчой и другими дорогими тканями, а края рукавов и низ шубы отделывали меховой каймой из дорогих видов меха.

Кумычки, как и все дагестанки, носили украшения – серьги, кольца, пояса и т. д. В основном украшения были позолоченными. К костюму часто носили изящные сумочки, сшитые из бархата или другой дорогой ткани и украшенные красивой вышивкой.

Традиционный мужской костюм кумыков, как и повсеместно на Кавказе, состоял из нательной рубахи, штанов, бешмета и черкески. Черкеска считалась у кумыков обязательным элементом и в состоятельных семьях ее шили даже для мальчиков. Мужская шуба у кумыков была нескольких видов: «тери тон» (овчинная), «керпе тон» (каракулевая), «элтир тон» (из шкур недоношенных ягнят). У богатых кумыков шубы покрывались сукном, атласом, сатином, крашеной бязью. У знати были дорогие соболиные, бобровые шубы. Иногда они доставались в качестве дара от русских вельмож.

Профессиональной одеждой чабанов и табунщиков был «къаптал тон», который отделывался по краю борта черным мехом.
Походной одеждой кумыков была бурка – колоколообразная или прямая, накидываемая, как правило, на левое плечо. Позже она стала профессиональной одеждой чабанов. Немаловажным элементом мужского костюма был пояс, богато украшенный серебряными вставками. Он поддерживал саблю, кинжал, ружье и винтовку.
Головным убором кумыка была овчинная папаха цилиндрической формы, обычно с плоским верхом, или полусферической формы. В отличие от других народов, на Кавказе не снимали папаху в общественных местах. Всадники поверх папахи надевали капюшон – башлык.

Основной обувью кумыка были чарыки из сыромятной кожи, вязаные носки и кожаные сапоги.
Как это ни печально, надо признать, что традиционное искусство сейчас утрачивает свою популярность. Национальные костюмы в наше время мы можем увидеть только на сцене, даже традиционные ювелирные украшения теперь уже мало кто носит. В связи с этим хочется призвать дагестанцев понять, что традиционная одежда возникла не просто так, а вырабатывалась веками и отражает наш национальный характер. Конечно, сейчас мы не можем вернуться к «къабалай», но мы можем использовать элементы традиционного костюма в нашей современной одежде.

http://prodji.ru/kumykskij-kostyum-elegantnaya-prostota/



    Новости по теме



    20 Онлайн