К вопросу о «Завещании имама Шамиля»

Админ 16.07.2017 в 11:24


Автор Патимат Тахнаева

Не существует исторического документа «Завещание имама Шамиля».

Под таким названием широко известно художественно-публицистическое произведение, точнее, текст к театральной постановке, автором которого являлся проф. Магомедов Д.М., председатель культурно-исторического общества «Фонд Шамиля». Оно было создано ко Дню памяти имама Шамиля 4 февраля 1991 г., который тогда впервые торжественно отмечали в Аварском театре.
Для узкого круга специалистов известен другой документ, архивный, официальный, с текстом «Клятвенного обещания» имама Шамиля (на русском и арабском языках), который не имеет ничего общего с пресловутым «завещанием имама».

В «Клятвенном обещании» имам присягает личной клятвой на Коране императору в том, что «взял на себя и обязался служить верою и правдою Его Императорскому Величеству», «предостерегать и оборонять всеми силами души и тела и всею возможностью моею все, что относится к Самодержавству …Императора», «Если же узнаю …о случае и происшествии, могущих обратиться во вред интересам Его Величества… обязуюсь не только извещать об этом немедленно…, но так же с поспешностью устранять и отвращать их», «во всем вести себя так, как прилично верному слуге и честному поданному Его Императорского Величества» (ГАКО. Ф.62. Оп.8. Д. 652, ЛЛ.3-4 (об).

Известно другое письмо имама Шамиля, которое он отправил императору в ответ на его телеграфическую депешу с соболезнованием смерти дочери имама, Нафисат.

Текст письма имама (оно еще при жизни имама было опубликовано в русском переводе) содержал такие слова: «Мой священный долг … внушить ДЕТЯМ МОИМ их обязанности пред Россией и ее законными царями. Я завещал им питать вечную благодарность к Тебе… Я завещал им быть верноподданными царям России и полезными слугами нашему отечеству. …Повели, Государь, где укажешь, принести мне и детям моим присягу на верное подданство. … В свидетели верности и чистоты моих помыслов … я даю клятву пред недавно остывшим телом моей наилюбимейшей дочери Нафисат, на священном Коране» (опубликовано: Военный сборник, СПб, 1866, №10, С. 227).

Совершенно очевидно, в письме речь идет о завещании имама СОБСТВЕННЫМ ДЕТЯМ в частном письме императору, что не представляет оснований для каких либо ссылок на несуществующее завещание имама грядущим поколениям его соотечественников «быть вместе с Россией, быть вместе с братьями русскими» (с).

В своем последнем письме к князю А.И. Барятинскому, незадолго до смерти, от 14 января 1871 г. имам писал: «Полагаю, что это письмо есть прощальное и последнее перед окончательной разлукой с вами искренне преданного вам человека…».

Имам писал: «Я ЗАВЕЩАЛ женам моим и сыновьям не забывать Ваших милостей и оставаться Вам признательными, пока будут жить на земле». (Кн. Александр Иванович Барятинский (1859-1862) // Русская старина, СПб, 1880, Т.XXVII (1-4) , С. 805-811; Зиссерман А.Л. Фельдмаршал князь А.И. Барятинский. М., 1891, Т.3, С. 331-340; Муханов В.М. Покоритель Кавказа князь А.И. Барятинский, М. 2007., С.378-389)

Другими документами или текстами по «завещанию имама» историческая наука по настоящее время не располагает.



    Новости по теме



    38 Онлайн