Кайтагские вышивки имели ритуальное значение и были связаны с тремя главными событиями в жизни человека: рождением, свадьбой и смертью.
![1 (624x336, 360Kb)](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/9/126/131/126131641_1.jpg)
После рождения ребенка, чтобы защитить его от дурного глаза, мать покрывала головной конец люльки вышивкой, рисунком вовнутрь. То есть, вышивка выступала как оберег.
2.
![27 (624x336, 428Kb)](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/9/126/131/126131640_27.jpg)
В том же качестве она использовалась и на свадьбе, когда невеста несла свои украшения, подарки и прочие свадебные атрибуты, завернутые в вышивку, вышитой стороной вовнутрь.
3.
![1Р° (700x256, 272Kb)](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/9/126/131/126131642_1R.jpg)
С этой же целью в некоторых домах вышивкой покрывались сундуки с приданым. Вышивки сопровождали человека и в последний путь. Ими закрывали лицо умершего, также рисунком вниз.
4.
![2 (700x367, 474Kb)](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/9/126/131/126131644_2.jpg)
Потом ее передавали сыну покойного, оставляя для следующих поколений.
5.
![3 (700x339, 415Kb)](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/9/126/131/126131645_3.jpg)
Именно ритуальным назначением объясняется столь архаичный орнамент вышивок.
6.
![4 (653x647, 450Kb)](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/9/126/131/126131646_4.jpg)
Здесь присутствуют символы, идущие из глубины веков и сопровождающие человека еще с доисламского периода: солярные знаки, знаки вечности, мужского и женского начал как символы плодородия, стилизованные изображения животных: туров, оленей, птиц, змей, и др.
7.
![5 (700x408, 491Kb)](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/9/126/131/126131647_5.jpg)
Нередко на вышивках встречаются антропоморфные изображения.
8.
![6 (700x400, 548Kb)](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/9/126/131/126131648_6.jpg)
Мастерицы при вышивке экономно использовали ценные, привозимые издалека шелковые нити, но иногда и вышивали золотой или серебряной нитью.
9.
![7 (700x345, 265Kb)](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/9/126/131/126131649_7.jpg)
Вышивкой украшали занавеси на окна, покрывала, накидки. Основу вышитого узора, составляли различные символические знаки: «солярные розетки», знаки огня, кресты и др. фигуры.
10.
![8 (624x336, 457Kb)](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/9/126/131/126131650_8.jpg)
Сочетания цветов очень мягкие, органичные, с плавными переходами, на серо-голубом или зелено-синем фоне располагался светло-желтый, золотистый, коричневый и сдержанно красный узор различных оттенков.
11.
![9 (700x530, 501Kb)](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/9/126/131/126131651_9.jpg)
Рисунки в старинных работах, как правило, не повторялись. Мастерицы в основном ткали по памяти, поэтому совершенно невозможно обнаружить две одинаковые работы.
12.
![10 (577x320, 329Kb)](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/9/126/131/126131652_10.jpg)
Кайтагская вышивка – один из самых древних видов вышивки. Она очень сложна, прежде всего тем, что в ней используются «перемычки».
13.
![11 (700x482, 480Kb)](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/9/126/131/126131653_11.jpg)
Гладью может вышивать любая женщина, крестиком тоже, но кайтагская вышивка намного сложнее.
14.
![12 (700x393, 405Kb)](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/9/126/131/126131655_12.jpg)
«Перемычки» должны быть расположены в строгой последовательности. Каждая «перемычка» должна находиться на определенном расстоянии друг от друга, и это расстояние нельзя изменять.
15.
![13 (700x420, 351Kb)](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/9/126/131/126131656_13.jpg)
На вышивку одного орнамента может уйти от трёх-четырёх до шести месяцев.
16.
![14 (679x454, 333Kb)](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/9/126/131/126131657_14.jpg)
В композиции орнамента часто отсутствует симметрия, но в этом есть своеобразная гармония. Асимметрия придает композиции динамику, ощущение изменчивости.
17.
Орнамент кайтагских вышивок вызывает ассоциацию с наскальными рисунками, во многом мотивы кайтагских вышивок перекликаются с орнаментом резного дерева и камня.
18.
Обилие знаков, символика кайтагской вышивки колоссальны. Большинство из них так же встречаются в петрографике, на надмогильных камнях, дагестанских клинках. И их семантика до сих пор полностью не разгадана. Поэтому даргинские «панно» можно только копировать.
19.
В селении Гапшима Акушинского района, где и было обнаружено наибольшее количество вышивки, кайтагская носила название «ччаралла гянила» — подушка для детской люльки.
20.
Использовалась она так: люлька с младенцем накрывалась вышивкой, обращенной лицевой стороной вниз, что, по поверью, служило оберегом. Вышивка на люльке накрывалась сверху ситцевой тканью с узором или без. Чаще всего отдавали предпочтение орнаменту «бута», или как его называют в народе «огурец» или «къакъба» — «куропатка».
21.
Для вышивок селения Танты Акушинского района характерен геометрический орнамент, наличие крупных деталей. Чаще всего это стилизованные женские фигурки, солярная символика, «древо жизни», зоо- и антропоморфные изображения.
22.
В Танты вышивкой накрывали сундук с приданым невесты, что также служило оберегом. В Танты вышивку называли «белкун гянила», т.е. «расписная подушка».
23.
В селении Цугни Акушинского района вышивки особенно ценили, так как они были необходимым атрибутом свадебного обряда. За день до свадьбы в вышивку заворачивались серебряные украшения невесты, причем обязательно лицевой стороной внутрь. Затем приданое относили в дом жениха.
24.
В Цугни вышивка именовалась «ардугела гянила», т.е. «подушка предыдущей ночи».
25.
dagestan.rgo.ru/o-regione-2/narodnye-xudozhestv…
26.
27.
28.
Новости по теме