УНИКАЛЬНЫЙ ВИД ДАГЕСТАНСКОГО ИСКУССТВА-КАЙТАГСКАЯ ВЫШИВКА

Админ 04.12.2016 в 15:44


Кайтагские вышивки имели ритуальное значение и были связаны с тремя главными событиями в жизни человека: рождением, свадьбой и смертью.

1.
1 (624x336, 360Kb)
После рождения ребенка, чтобы защитить его от дурного глаза, мать покрывала головной конец люльки вышивкой, рисунком вовнутрь. То есть, вышивка выступала как оберег.
2.
27 (624x336, 428Kb)
В том же качестве она использовалась и на свадьбе, когда невеста несла свои украшения, подарки и прочие свадебные атрибуты, завернутые в вышивку, вышитой стороной вовнутрь.
3.
1Р° (700x256, 272Kb)
С этой же целью в некоторых домах вышивкой покрывались сундуки с приданым. Вышивки сопровождали человека и в последний путь. Ими закрывали лицо умершего, также рисунком вниз.
4.
2 (700x367, 474Kb)
Потом ее передавали сыну покойного, оставляя для следующих поколений.
5.
3 (700x339, 415Kb)
Именно ритуальным назначением объясняется столь архаичный орнамент вышивок.
6.
4 (653x647, 450Kb)
Здесь присутствуют символы, идущие из глубины веков и сопровождающие человека еще с доисламского периода: солярные знаки, знаки вечности, мужского и женского начал как символы плодородия, стилизованные изображения животных: туров, оленей, птиц, змей, и др.
7.
5 (700x408, 491Kb)
Нередко на вышивках встречаются антропоморфные изображения.
8.
6 (700x400, 548Kb)
Мастерицы при вышивке экономно использовали ценные, привозимые издалека шелковые нити, но иногда и вышивали золотой или серебряной нитью.
9.
7 (700x345, 265Kb)
Вышивкой украшали занавеси на окна, покрывала, накидки. Основу вышитого узора, составляли различные символические знаки: «солярные розетки», знаки огня, кресты и др. фигуры.
10.
8 (624x336, 457Kb)
Сочетания цветов очень мягкие, органичные, с плавными переходами, на серо-голубом или зелено-синем фоне располагался светло-желтый, золотистый, коричневый и сдержанно красный узор различных оттенков.
11.
9 (700x530, 501Kb)
Рисунки в старинных работах, как правило, не повторялись. Мастерицы в основном ткали по памяти, поэтому совершенно невозможно обнаружить две одинаковые работы.
12.
10 (577x320, 329Kb)
Кайтагская вышивка – один из самых древних видов вышивки. Она очень сложна, прежде всего тем, что в ней используются «перемычки».
13.
11 (700x482, 480Kb)
Гладью может вышивать любая женщина, крестиком тоже, но кайтагская вышивка намного сложнее.
14.
12 (700x393, 405Kb)
«Перемычки» должны быть расположены в строгой последовательности. Каждая «перемычка» должна находиться на определенном расстоянии друг от друга, и это расстояние нельзя изменять.
15.
13 (700x420, 351Kb)
На вышивку одного орнамента может уйти от трёх-четырёх до шести месяцев.
16.
14 (679x454, 333Kb)

В композиции орнамента часто отсутствует симметрия, но в этом есть своеобразная гармония. Асимметрия придает композиции динамику, ощущение изменчивости.
17.
15 (624x336, 342Kb)
Орнамент кайтагских вышивок вызывает ассоциацию с наскальными рисунками, во многом мотивы кайтагских вышивок перекликаются с орнаментом резного дерева и камня.
18.
16 (532x323, 158Kb)
Обилие знаков, символика кайтагской вышивки колоссальны. Большинство из них так же встречаются в петрографике, на надмогильных камнях, дагестанских клинках. И их семантика до сих пор полностью не разгадана. Поэтому даргинские «панно» можно только копировать.
19.
17 (403x500, 323Kb)
В селении Гапшима Акушинского района, где и было обнаружено наибольшее количество вышивки, кайтагская носила название «ччаралла гянила» — подушка для детской люльки.
20.
18 (378x587, 270Kb)
Использовалась она так: люлька с младенцем накрывалась вышивкой, обращенной лицевой стороной вниз, что, по поверью, служило оберегом. Вышивка на люльке накрывалась сверху ситцевой тканью с узором или без. Чаще всего отдавали предпочтение орнаменту «бута», или как его называют в народе «огурец» или «къакъба» — «куропатка».
21.
19 (289x216, 104Kb)
Для вышивок селения Танты Акушинского района характерен геометрический орнамент, наличие крупных деталей. Чаще всего это стилизованные женские фигурки, солярная символика, «древо жизни», зоо- и антропоморфные изображения.
22.
20 (700x394, 498Kb)
В Танты вышивкой накрывали сундук с приданым невесты, что также служило оберегом. В Танты вышивку называли «белкун гянила», т.е. «расписная подушка».
23.
21 (700x397, 297Kb)
В селении Цугни Акушинского района вышивки особенно ценили, так как они были необходимым атрибутом свадебного обряда. За день до свадьбы в вышивку заворачивались серебряные украшения невесты, причем обязательно лицевой стороной внутрь. Затем приданое относили в дом жениха.
24.
22 (480x512, 262Kb)
В Цугни вышивка именовалась «ардугела гянила», т.е. «подушка предыдущей ночи».
25.
23 (382x265, 149Kb)
dagestan.rgo.ru/o-regione-2/narodnye-xudozhestv…
26.
24 (700x464, 465Kb)

27.
25 (643x642, 469Kb)

28.
26 (624x336, 357Kb)

http://www.liveinternet.ru/



    Новости по теме



    20 Онлайн