«Слава о творениях кубачинских мастеров простиралась далеко за границы Дагестана. Кубачинцы уверяют, что двурогий шлем Александра Македонского так же, как и щит Александра Невского, был сделан их мастерами. Известно также, что император Александр III заказал кубачинцам набор холодного оружия, который подарил английской королеве Виктории. Этот набор до сих пор составляет гордость музея Виктории и Альберта в Лондоне. Рассказывая о кубачинских мастерах, невозможно не упомянуть династию мастеров-ювелиров Кишевых. Долгие десятилетия работы, созданные ими, приносят славу и являются гордостью Дагестана. Наша выставка открывает зрителю очень важный аспект развития ювелирного искусства – преемственность поколений знаменитых кубачинских мастеров», – говорят в музее.
В экспозицию вошли работы известных златокузнецов, начиная с Гаджимаммы Кишева (1886-1983), который был одним из лучших мастеров-граверов артели «Кубачинский художник». Работал по своей специальности в Баку, Владикавказе. Неоднократно его работы были представлены на выставках в СССР и за рубежом. Основную часть жизни он проработал в селе Кубачи. На выставке экспонируются предметы из чайного сервиза работы Гаджимаммы Кишева. Покрытый позолотой сервиз дополнительно декорирован черневым орнаментом и глубокой гравировкой, настолько тонкой и изящной, что невольно вспоминается притча об иранских мастерах, пославших вызов кубачинцам и посрамленных ими.Прекрасным мастером был двоюродный брат Гаджимаммы Кишева – Гаджи Кишев (1900-1987). Неоднократно он избирался членом правления артели, разрабатывал образцы новых изделий. В 1937 году на всемирной выставке в Париже вместе с другими лучшими произведениями кубачинских мастеров экспонировались работы Гаджи Кишева – чернильный прибор и сахарница.
С тех пор мастер неоднократно участвовал в различных вернисажах; его работы были представлены как на республиканских, так и на всесоюзных выставках. С 1943 года он обучал гравировке многих выпускников Кубачинской НСШ. Делал гравировку серебряной сабли в дар командующему Югославской народно-освободительной армией И. Б. Тито.
За успехи в творческой деятельности мастер Кишев был удостоен звания лауреата Государственной премии РСФСР имени И.Е.Репина и заслуженного деятеля искусств ДАССР. На выставке экспонируются редкие очень значимые экспонаты работы Гаджи Кишева из собрания ДМИИ: изящные кумганы, декорированные чернением и эмалью, сахарницы в виде кубачинских котлов.
Дело Гаджимаммы и Гаджи Кишевых продолжили сыновья: Кадир (1934) и Магомед-Расул (1944-2010). Кадир Кишев работал на Кубачинском художественном комбинате, а также на Художественном комбинате Махачкалы. В отдельной витрине на выставке зритель сможет увидеть элегантное серебряное блюдо с просечным растительным орнаментом по борту и на зеркале, дополненное предметами из чайных и коньячных сервизов (рюмки, стопки, чайники, сахарница), украшенных черневым орнаментом и глубокой гравировкой.
Магомед-Расул Кишов – один из самых талантливых и известных дагестанских мастеров-ювелиров современности, достойный продолжатель как богатого традиционного искусства аула Кубачи, так и непосредственно знаменитой династии златокузнецов Кишевых.
Мастерству ювелира Магомед-Расул научился у своего прославленного отца, с которым в дальнейшем создал немало совместных прекрасных произведений. Каждое изделие художника поражало виртуозным владением материала, широкой палитрой технико-декоративных приемов. На выставке зритель может увидеть уникальное оружие: саблю с ножнами, полностью покрытыми резной костью с персидским лезвием XIX века, и короткую саблю, ножны которой украшены моржовым клыком с рисунком, изображающим жизнь народов Севера.
В витринах представлены большие и малые шкатулки работы Магомед-Расула Кишева, в которых сочетаются разнообразные техники исполнения: глубокая гравировка, чернение, резьба по слоновой кости, позолота. Шкатулки Кишева напоминают сказочные ларцы, наполненные таинственными сокровищами. Также в экспозиции представлено большое блюдо с многослойным богатым декором работы Магомед-Расула Кишева из собрания ДМИИ.
Сегодня традиции династии Кишевых продолжает сын Кадира – Гаджирабадан Кишев (1967). Придя в 1985 году после школы на Кубачинский художественный комбинат, он проработал там до 1996 года, освоив все азы и тонкости профессии и став признанным мастером. Несмотря на работу реставратором по металлу в ДМИИ с 2012 года, Гаджирабадан находит время для участия в различных выставках: «Осенний вернисаж» (2012, Махачкала), к 90-летию Расула Гамзатова в ВЗ ДОВТОО СХ РФ (2013, Махачкала), «Юг России» (2013, Грозный), выставка художников Дагестана (2014, Махачкала), выставка «Память» к 70-летию Победы (2015, Махачкала), «Искусство народов Дагестана» в рамках Дней Дагестана и Дербента в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже (2015, Париж), «Искусство народов Дагестана» в Центре Г. Алиева (2016, Баку).
Гаджирабадан Кишев создает своими руками настоящие шедевры. Его сабли и кинжалы с глубокой гравировкой, чернением, резной костью расходятся по всему миру. Один из наборов оружия Гаджирабадана Кишева был подарен экс-президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву, другой – экс-главе Дагестана Магомедсаламу Магомедову. В экспозиции выставки представлено оружие и парадная посуда, выполненные мастером. Уникальны сабля и кинжал, выполненные в одном стиле. На одной стороне мастер выполнил классические растительные узоры, на обратной мастер выгравировал цветочные розетки. Мелкие цветы едва выделяются из черни, так что кажется, что сабля покрыта лаком.
Среди парадной посуды выделяется самовар, покрытый позолотой с ритмично повторяющимися эмалевыми вставками и накладками с резной костью. Дополняет самовар в витрине изящный кувшин, покрытый позолотой, чернением, с поясом из овальных накладок из резной кости, придающим кувшинчику хрупкость и невесомость.
Наряду с этими изделиями Гаджирабадан делает традиционные женские украшения: серьги, колье, браслеты с удовольствием носят и гости, приезжающие в нашу республику из других регионов, и дагестанки. Свое мастерство он с успехом передает сыну Магомеду, продолжая вековые традиции своей семьи.
Особенностью этой выставки, по словам организаторов, является то, что большая часть экспонатов (90%) – предметы из частных коллекций, и зритель имеет возможность увидеть настоящие шедевры ювелирного искусства, находящиеся вне музейного собрания.
http://www.riadagestan.ru/
Новости по теме