Горянки в битвах Дагестана

Админ 27.08.2014 в 14:32


Автор Awarshahr

Из истории нам известно, что в периоды тяжёлых кровопролитных сражений женщины Дагестана — горянки, становились в одни боевые ряды вместе с мужчинами, оказывая яростное сопротивление противнику. Если ситуация была безвыходной, они брали детей и вместе с ними бросались в пропасть, погибая.
Так было при штурме Ахульго, Гуниба, Салта и других цитаделей горцев.
Каждая большая война в горах Дагестана рождала всё новых безвестных героинь, сражавшихся за свободу родной земли. Но некоторые имена история сохранила и донесла до нас.
Одной из таких героических горянок была девушка по имени Парту Патима подвиг которой иногда сравнивают с подвигом Жанны д’Арк.

Именно она возглавила войско мужчин в одном из важных эпизодов всенародного сопротивления тирану-завоевателю Тамерлану.

В исламе выход женщины на джихад не предусмотрен, поэтому военное сопротивление женской половины врагу назвать религиозной традицией мы не можем.
Однако сам Имам Шамиль в годы Кавказской войны, вследствие необходимости, издал указ о том, что «всякая женщина должна иметь пику с железным наконечником и в случае надобности сражаться вместе с мужчинами».

Война для горянок было делом не новым.
Ещё в 1741 году во время вторжения полчищ «Грозы вселенной» Надиршаха в Дагестан, женщины Аварии и других мест горного края, переодевшись в мужские одежды, вооружившись мечами, кинжалами, топорами, камнями, вступали в воинские дружины, участвуя в партизанских набегах на солдат противника.

Участник штурма Ахульго — один из летописцев Кавказской войны Милютин писал: «насчитано было свыше 1000 неприятельских трупов, большое число их неслось по реке. В плен было взято до 900 человек, большей частию женщин, детей, и стариков, и те, несмотря на своё изнурение и раны, покушались на самые отчаянные предприятия. Некоторые из них, собрав последние силы свои, выхватывали штыки у часовых, и бросались на них, предпочитая смерть унизительному плену.
Эти порывы исступления составляли резкую противоположность с твёрдостию стоической некоторых других мюридов; плач и стоны детей, страдания физические больных и раненных дополняли печальную сцену».

Ахульго это, вообще, один из наиболее сильных примеров женского бесстрашия и преданности. Эпопея человеческого мужества.
Исторические летописи передают, что на Набатной горе (Ахульго, Akhulgo — авар.) рядом с мужчинами дрались женщины, переодетые в черкески.
Известен случай, называемый в народе «Подвигом ашильтинки», когда жена встала на место убитого мужа (этот случай заслуживает особого внимания, когда одна трагедия изменила жизнь целых поколений), сражаясь до последнего дыхания.
При этом же штурме погибла жена имама Шамиля — Джавгарат и их грудной сын Саид.
А родная сестра Шамиля под конец сражения покончила собой, бросившись в глубокое ущелье. Известны факты массовой гибели женщин, детей и стариков и в других эпизодах Кавказской войны. Предсмертный полёт в вечность избавлял их от плена, переселения и иных насильственных перемен.

Описывая героизм и непреклонность горских женщин, нельзя обойти вниманием и знатных дагестанских правительниц, проявивших себя в качестве бесстрашных воительниц.
Одной из них была властительница Дербента Тути-Бике. Враг осадил город, держа его в осаде 9 месяцев.
За это время вдова Фат-Али-хана практически всё время находилась рядом с защитниками крепости. Надевая на себя боевые мужские доспехи, вооружение, она поднималась на стены Нарын-калы и руководила действиями её защитников, что вселяло надежду и мужество в жителей осаждённого города.

Век спустя в Аварии ханша Баху-Бике выступила на защиту родного ханства. Мюриды в количестве 8 тысяч человек ворвались в Хунзах, чтобы наказать его правителей «за мир» с царскими властями. Увидев такое войско, дружина ханши дрогнула. То, вероятно, был и религиозный страх перед предводителем правоверных, но как бы ни было, отступать назад было нельзя. Баху-Бике, видя, сомнения бойцов, вышла обнажила саблю и вышла вперёд, прокричав: «Если вы испугались, дайте нам, женщинам, ваши мечи и спрячьтесь за нашими юбками!»

После этих слов мужчины яростно бросились в бой и вытеснили наступавших далеко за пределы ханства. Эту победу отметили и в Санкт-Петербурге, царь пожаловал Аварскому ханству знамя с гербом России. Несколько годами позже Баху-Бике погибла от руки мюрида, храбро встретив смерть.
Где героизм, где безрассудство женщин,
судить не нам… А лишь Тому, кто сотворил их прежде…

Вписаны в воинскую летопись и терские казачки Кизляра, принимавшие участие в обороне станиц от набегов.

Современные казачки-воительницы

Женщину-воительницу, женщину, готовую пожертвовать собой ради отчизны знает мир. Этот образ знаком многим народам, он стал легендой во многих культурах. Но интересно, где истоки воинской доблести и бесстрашия женщины, а в нашем случае горянки, если не в духе и в зове Родины. Это, да, и это пафос, подлинный пафос этого явления под названием героизм женской души, женской воли.

Но где же исторические корни боевых традиций этих женщин?

Не от таких ли женщин-воиительниц, как царица саков[1] Зарина, тянутся нити воинских традиций?

Древнегреческий историк Ктесий писал в своей летописи: “Над саками в это время царствовала Зарина, женщина воинственная и далеко превосходящая смелостью и деловыми качествами всех прочих сакских женщин. В народе этом вообще женщины помогают мужьям своим в военных делах” (18, с.11).

А амазонки[2] Кавказской Албании, жизнь и быт которых описывал Страбон (I в. до н.э. — I в.н.э.), не являются ли они в некотором роде праматерями горянок?

Как говорят, в горах над Албанией обитают амазонки… Амазонки живут в соседстве с гаргарейцами в северных предгорьях тех частей Кавказских гор, которые называют Керавнийскими… Десять месяцев в году амазонки живут сами по себе: пашут землю, занимаются садоводством, скотоводством и ухаживают за особой породой лошадей. Самые сильные амазонки учатся охотиться верхом на конях, и занимаются военной подготовкой. В детстве им прижигают правую грудь, чтобы они могли легко выполнять любую работу, в особенности метать копьё правой рукой. Амазонки широко пользуются луком и стрелами, секирой и легким щитом; из кожи диких животных они шьют боевые шлемы, одежду и ремни.
Два особых месяца в году амазонки поднимаются на гору, которая отделяет их от гаргарейцев. Согласно очень древнему ритуалу, гаргарейцы также поднимаются на эту гору, чтобы совместно с женщинами принести жертву богам и сблизиться с ними для зачатия потомства. Они встречаются друг с другом тайно, под покровом ночи. Сблизившись с женщинами, гаргарейцы отпускают их домой. Всех родившихся девочек амазонки оставляют у себя, а мальчиков отдают гаргарейцам на воспитание. Каждый гаргареец признает любого принесенного ему ребенка своим сыном и принимает его» (3, с.22).

Быть может это красивая легенда или отголосок событий, когда племенные дружины, оставшиеся без женской половины объединялись с реальными дикими амазонками, предки которых по мужской линии покинули их или погибли в боях. Легенда наслаивается на легенду… Но исторический факт то, что в рядах войск албанов — предков дагестанских и нахских народов, состояли женщины. Римляне свидетельствовали, что среди албан воевали и женщины, одетые в доспехи, вооружённые мечами, луками, дротиками, на конях и в пеших строях. Та отвага и храбрость, которую проявляли они, заставляло думать наблюдателей и участников тех событий о неком женском воинском сословии, участвующих в битвах с римлянами на стороне албанских воинов.

Легенда это или нет, но мы продолжим думать о них, об амазонках Кавказа, что гибли в неравных боях пока их племя полностью не исчезло. И мы видим его остатки в боевых горских женщинах, проявлявших свою дух и храбрость в самых жестоких схватках на стороне своих мужчин, на стороне своих отчизн, окружённых исполинскими скалами, врезающимися остриями башен в тёмно-синие полотнища небесных сфер.



    Новости по теме



    31 Онлайн