Аваро — Кахетинская дорога это – новый перспективный проект, нацеленный на восстановление торговых связей с соседней Грузией
«Я призываю с величайшим уважением отнестись к огромному труду дорожников. Хотелось бы, чтобы дороги Дагестана выглядели совершенно по-другому. Убежден, мы это можем сделать». — Рамазан Абдулатипов.
За все годы советской власти и годы, прошедшие после ее неожиданного окончания, мы постоянно слышим разговоры о том, как плохи наши дороги, что надо их строить, что надо асфальтировать, ремонтировать. Дороги, а именно плохие, низкая плотность автомобильных дорог и их неудовлетворительное качество – это один из факторов, отрицательно влияющих на социально-экономическое развитие. Сегодня в России, в том числе и в Дагестане, около 60% дорог не соответствуют нормам.
Часть VII. Дороги Страны гор
Возможность увидеть, что на Кавказе реальна организация строительства хороших дорог, отвечающих всем современным европейским требованиям качества, появилась у многих дагестанцев в конце сентября, когда из-за ремонта взлетно-посадочной полосы махачкалинского аэропорта «Уйташ» жители республики вынуждены были ездить на автомобилях и автобусах в Чечню, чтобы улететь через аэропорт Грозного. Граница между республиками сегодня заметна не полицейскими постами, а резким переходом от разбитой двухполосной дороги с неровно проложенным асфальтом, усыпанным проплешинами и латками, к широкой современной трассе.
В качестве одной из приоритетных задач глава Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов видит опережающее развитие современной транспортной инфраструктуры, основанное на расширении сети автодорог, реконструкции федеральной трассы М-29 «Кавказ» в ее части, проходящей по территории Дагестана, и максимальном использовании геостратегического положения Дагестана на пересечении международных транспортных коридоров «Восток – Запад» и «Север – Юг». Реализация транспортных проектов Дагестана будет дополнительным подспорьем для того, чтобы вытащить его из состояния дотационной республики.
Ускорение строительства
Основную причину плохого состояния дорог руководство Республики Дагестан видит не только в нехватке средств и недостаточной наполняемости территориальных дорожных фондов, но и в их неэффективном использовании. В Госдуме РФ под эгидой Комитета по транспорту состоялся круглый стол на тему «Совершенствование механизмов использования дорожных фондов». На заседании был рассмотрен новый опыт дагестанских дорожников. Осенью 2013 года ОАО «Дорстройотряд-99» поставил всероссийский рекорд по скорости строительства мостовых сооружений. Всего за два месяца был возведен железобетонный 17-пролетный мост длиной 265 метров на автодороге Новогапцах – Тагиркент – Ялама с подъездом к станции «Самур».
Опережающие сроки ввода в эксплуатацию объекта по оптимальной сметной стоимости стали следствием созданных заказчиком условий и сформулированным техническим заданием. При возведении моста были использованы новейшие технологии и высокопроизводительная современная техника. Самое главное в строительстве – безупречная организация строительства с замкнутым циклом – от производства стройматериалов до возведения ответственных конструкций.
Практика повышения эффективности расходования средств дорожных фондов, примененная при строительстве моста в Дагестане, актуальна в регионах с короткими сроками строительного сезона. Переход от долгостроя к финансированию, созданию необходимой инфраструктуры, логистики и организации строительных работ таким образом, чтобы строительство закончить за один сезон, дает немало преимуществ. Самое главное – быстрое освоение выделенных средств, они не замораживаются на длительный срок. И готовый объект достаточно быстро начинает приносить соответствующую пользу и прибыль, следовательно, такое строительство окупается быстро.
Автотрасса М-29 «Кавказ»
В Дагестане начата огромная работа по реконструкции и расширению дороги М-29 «Кавказ», которая связывает между собой Москву и Баку и является частью транспортного коридора «Север – Юг».
Строительство транспортной развязки в районе махачкалинского Северного поста ГИБДД началось весной 2014 года. Ее особенность в том, что тут дорога М-29 пересекается с автодорогой Махачкала – Гуниб. Развязка включает в себя путепровод, кольцо и полосу для разворота. Она не только разгрузит этот участок дороги, но и преобразит въезд в город. В сутки по данному участку проезжает свыше 70 тысяч автомобилей, хотя он рассчитан на 35–40 тысяч автомобилей в сутки.
Компания «Мостоотряд-99» выиграла тендер на строительство развязки, предложив современные технологии строительства дороги. Для строительства второго яруса дороги применяются габионные каркасы, которые заполняются камнем твердых водостойких пород, размерами не менее ячейки габионной сетки – 4 см. Таким образом, вода, которая в основном портит дорогу, подмывая ее основание, просто проходит сквозь габион, не нанося никакого ущерба.
Строительство новой развязки предусматривает расширение автотрассы на 10 м и полную перестройку инфраструктуры в месте ее нахождения – перенос заправок и объектов торговли на положенное по нормам расстояние от трассы, строительство новых объектов инфраструктуры.
Скоростная дорога в аэропорт
Новая дорога в аэропорт строится уже несколько лет. Начались работы по реконструкции уже построенного последнего участка длиной 5,6 км – от выезда из Каспийска до самого аэропорта «Уйташ». В строительстве используются современные немецкие технологии, благодаря чему на дороге асфальт уложен бесшовной полосой шириной 12 м. Отсутствие швов положительно влияет на продолжительность эксплуатации дороги.
В реконструкции дороги используется немецкая техника – два гусеничных асфальтоукладчика Vogel 1900-3 и 4 катка фирмы Hamm. Высококвалифицированные специалисты из Германии обучили местных мастеров технологии бесшовной укладки асфальта. Время работ с использованием новой техники сократилось в 2 раза. Отметим, что асфальт для укладки привозят своевременно с асфальтового завода в поселке Тюбе недалеко от Махачкалы.
Благодаря использованию немецких технологий мы можем рассчитывать на эксплуатацию дороги Махачкала – Аэропорт в течение 15–20 лет с минимальными ремонтными работами. Инновационные технологии строительства и качественный асфальт в несколько раз увеличивают срок эксплуатации дорог. И опять же, работы ведутся опережающими темпами, чтобы в начале следующего года можно было сдать участок дороги в эксплуатацию.
Инновации в дорожном деле
Проблемы состояния дорог по всей России связаны с недостаточным контролем в процессе их эксплуатации. Дорога должна постоянно поддерживаться в должном состоянии.
Эксплуатация построенной дороги – это комплекс задач, связанных с ее регулярной диагностикой и обследованием с целью выявления достоверной информации о текущем транспортно-эксплуатационном состоянии и своевременном ее обслуживании и ремонте. До последнего времени паспорта дорог составлялись вручную и не всегда отражали их истинное состояние. По инициативе руководителя Дагестанавтодора Загида Хучбарова была создана автоматизированная система информационного обеспечения управления сетью автомобильных дорог общего пользования республиканского и межмуниципального значения Дагестана.
Была проведена аэросъемка по всему Дагестану, а также мобильная панорамная сферическая съемка. Все это позволило провести более точную координатную привязку объектов на местности с помощью технологии ГЛОНАСС, а также перерасчет километража и корректировку протяженности дорог с точностью до сантиметра. Сегодня можно с экрана компьютера увидеть любую точку на оси дороги и осмотреть прилегающие окрестности. Причем можно видеть все объекты в зоне, прилегающей к дороге. Создание паспорта дороги и его постоянное обновление стало гораздо более оперативным.
Работа продолжается – проводится анализ всех происходящих дорожно-транспортных происшествий в Дагестане с целью выявления наиболее опасных участков дороги. Карты дорог сверяются и с кадастровыми картами, что помогает в отводе земель под дороги и соответствующих полос отчуждения.
Дороги в райцентры Дагестана
В 2020 году в соответствии с республиканской целевой программой «Развитие территориальных автомобильных дорог» предусмотрено довести асфальтное покрытие дорог до всех райцентров республики.
Принято решение ускорить эти работы. Сегодня остались без асфальта дороги в восемь районных центров Дагестана. В текущем году асфальт дойдет до административного центра Гумбетовского района – села Мехельта – и будет проложено 8 км асфальта до Кураха – административного центра одноименного района. До Тляратинского и Цунтинского районов асфальт будет доведен в 2018 году. Дорога будет связывать с Махачкалой три горных района республики.
Жители Тляратинского, Цунтинского районов и Бежтинского участка, которые добирались до Махачкалы в течение 7–8 часов, по завершении работ смогут достичь цели за 3–4 часа. Работы предстоит еще много. Необходимо привести в порядок откосы, которые постоянно осыпаются, избежать возможности камнепадов, которые случаются неоднократно на участках с очень сложным рельефом.
Аваро-Кахетинская дорога
Вероятно, что дорога, ведущая из Махачкалы в районные центры Тляратинского, Цунтинского районов и Бежтинского участка, станет частью международного транспортного коридора «Аваро-Кахетинская дорога». Эта дорога – новый перспективный проект, нацеленный на восстановление торговых связей с соседней Грузией – расстояние от Махачкалы до Тбилиси сокращается в 3 раза. Она может дать толчок в развитии районов, через которые будет проходить.
Масштабный проект Аваро-Кахетинской дороги имеет перспективу также для увеличения товарных потоков между Россией и Арменией, которая в текущем году стала 4-м участником Таможенного союза. Трансрегиональная Аваро-Кахетинская дорога может использоваться для межгосударственных автомобильных перевозок пассажиров и грузов. Следует учитывать, что 1 млн руб. дополнительных инвестиций в дорожное хозяйство обеспечивает экономический эффект от 6 до 40 млн руб. прироста валового регионального продукта. Эффективность инвестиций в строительство автомобильных дорог в России составляет более 1 000%.
Учтем также, что наблюдается высокая корреляция, связывающая развитие транспортной инфраструктуры (по уровню густоты, связности) с уровнем урбанизации, демографическим индексом, уровнем производственно-технического развития территории. Внетранспортный эффект от улучшения обеспеченности дорогами в 8–10 раз превышает эффект на транспорте.
Широкие возможности открываются для развития торговли в зоне строительства дороги и других объектов – заправок, станций техобслуживания, мотелей, магазинов и кафе. Создаются тем самым новые рабочие места – и в инфраструктуру, и в обслуживание самой автодороги. Отдельно надо рассматривать развитие инфраструктуры приграничной торговли, складских и терминальных площадок. Доступность сельскохозяйственного сырья из Грузии и Азербайджана обеспечит развитие перерабатывающих мощностей в Нагорном Дагестане. Все это окупит расходы на строительство Аваро-Кахетинской дороги в течение трех лет с момента эксплуатации. Самое главное – эта дорога преобразит жизнь и укрепит экономическую основу Нагорного Дагестана.
Промежуточные итоги дорожного строительства
С начала 2013 года построено 40 км автодорог, в том числе Кизляр – Речное – 5,06 км, участок Маджалис – Сурхачи – 26 км (Кайтагский район), участок Джиных – Оттал – 1,7 км (Рутульский район) и др. За это же время реконструировано и отремонтировано 400 км дорог, в т. ч.: в Шамильском и Тляратинском районах и Бежтинском участке – 59 км, в Табасаранском районе – 11,5 км, Леваши – Сергокала – 21 км, Бабаюрт – Гребенская – 16,5 км, Мамраш – Ташкапур – Араканский мост – 16,2 км и другие.
Построено также 11 мостов общей протяженностью более 250 погонных метров, в том числе в Гергебильском, Кайтагском, Рутульском, Цунтинском, Ботлихском, Лакском, Магарамкентском районах и на Бежтинском участке.
До конца 2014 года планируется ввести в эксплуатацию более 225 км автодорог, 9 мостов протяженностью свыше 526 погонных метров.
http://mkala.mk.ru/articles/2014/10/31/dagestan-dorozhnoe-stroitelstvo.html
Новости по теме