«Я очень обрадовался тому, что меня направляют в Афган, и, кроме радости, в тот момент никаких чувств не испытывал. Хотел, даже рвался. Многие сослуживцы и командиры удивлялись, но у меня было желание проверить себя на прочность», — вспоминает самые первые дни службы старший прапорщик ОМОН (г. Каспийска) Управления Росгвардии по Республике Дагестан Гамзат Адилов.
Боевой путь героя нашей зарисовки начался в 1986 году, когда его, 18-летнего, призвали на службу в армию. Изначально планировалось, что он будет служить в морфлоте в Калининградской области, однако по распределению из города Батайска его направили в столицу Туркмении Ашхабад, а оттуда после учебной сержантской роты он попал в 70-ю мотострелковую бригаду в провинцию Кандагар в Афганистане.
— Я знал, что родители будут очень переживать поэтому не сказал им, куда меня направляют, не сообщал об этом и в редких письмах. О месте службы родители они узнали только, когда я ве
рнулся на Родину. Мама улыбалась и плакала, когда встретила меня, а отец, как никогда, прижал меня к груди и тихо сказал на ухо: «Сынок, ты настоящий мужчина!», — рассказывает Гамзат Адилов.
Служба, дружба, смерть товарищей…
– Сейчас я понимаю, почему я так легко принял известие о том, что меня направят в Афганистан. Со мной были ребята, пятеро наших дагестанцев, мы быстро подружились, держались друг за друга и помогали во всем. У меня до сих пор сохранились фотографии с сослуживцами и блокнот, куда мы записывали собственные стихи об Афгане, о матери. В этом же блокноте и координаты сослуживцев.
Но вернуться удалось не всем. Два боевых товарища Адилова были убиты в бою с душманами. Один на «Черной площади» в Кандагаре, а другой – во время очередного рейда.
— Мы понимали, что рано или поздно подобное может случиться с каждым из нас. Наш 1-й спецбатальон выезжал на прочесывание местности вместе с десантно-штурмовым батальоном, нас привлекали к сопровождению колонн, высоких начальников, генералов. Боестолкновения происходили при каждом
пересечении «Черной площади». Обстреливали нас из различного оружия. Однажды после ночного намаза душманы, видимо, решили застать нас врасплох и стали обстреливать из тяжелого оружия. Мы отбились!
За полтора года службы в Афгане наш собеседник принял участие в 20 сражениях. Награжден медалью «За отвагу». У Гамзата много боевых наград, но самые дорогие – это медали «За отвагу» и «За воинскую доблесть».
«Терпите!»
– Нас предупреждали, что служба в Афгане будет сложной, но мы и представить не могли, насколько. Самой большой проблемой была нехватка воды. Вот идешь ты по сухим афганским горам, солнце печет, жара 70 градусов, 60-65 градусов в тени, а воды нет. Приходилось обыскивать кишлаки. Выезжая в рейд на 2-3 дня, чтобы занять высоту, пока не проедет колонна, мы брали воду с запасом. Ее не хватало, и, несмотря на это, мы должны были ждать, пока наши ребята проедут опасный участок. Часто бывало так, что без еды и питья мы проводили по 2-3 дня. На все вопросы нам отвечали: «Терпите!».
После Афгана Гамзат Адилов вернулся домой, женился. Переехал из Дербента в Каспийск и пошел работать на кирпичный завод. Через три года знакомые предложили работу в налоговой полиции, но спустя два с половиной года попал под сокращение и остался без работы. Волею судьбы и по простой случайности он встретился с Героем России, афганцем Загидом Асмалаловым, который предложил ему работу в только создаваемом при МВД Дагестана специализированном батальоне. Вот так в 29 лет он попал в ОМОН, где отслужил уже 21 год.
Сегодня Гамзату Адилову 50 лет, работает наводчиком-оператором БТР-80. Работа устраивает, денежное довольствие тоже. Он доволен своей судьбой. На вопрос: «Что бы изменили в своей жизни, если бы могли вернуться на 20 лет назад?» – отвечает: «Ничего!».
Семья у Гамзата большая, четверо детей: три девочки и мальчик. Старшие дочери вышли замуж и приезжают в гости. Это бывает настоящий праздник. Третья дочь и младший в семье Расул учатся в школе. Служба в Афгане некоторым образом отразилась и на воспитании сына.
– Несмотря на малый возраст, он уже привык к режиму: подъем в 6 часов утра, на пробежку вместе с отцом, потом завтрак и по рабочим местам, кто на службу, кто в школу, — рассказывает наш собеседник.
Жена Замира всегда его поддерживает. Супруги через два года отметят жемчужную свадьбу.
Гамзата очень уважают коллеги. В силу возраста его все называют «дядей», но, глядя на него, не скажешь, что ему 50 лет и за его плечами война. Бодр, подтянут, активен. Перед нашей беседой старший прапорщик Адилов вместе с сослуживцами сдавал спортивные нормативы и бежал в конце строя. Вначале сложилось впечатление, что человек в возрасте, поэтому не успевает за молодыми, однако это был маневр. Он просто подгонял отстающих. Вот так всю жизнь в строю, всю жизнь в бою.
Новости по теме