Надежды на очищение республики от коррупционеров, на зачистки и посадки проворовавшихся чиновников, с которыми в октябре 2017 года жители республики встречали нового главу Дагестана Владимира Васильева постепенно сменяются разочарованием и опасениями за будущее республики.
С Васильевым у дагестанцев были связаны надежды на позитивные перемены в республике, на то, что будут построены новые дороги, открыты детские сады и школы, которых будет хватать на всех детей, беспорядочная застройка Махачкалы сменится спокойным развитием города согласно градостроительному плану, а задержки и без того одних из самых низких зарплат по России у дагестанских бюджетников прекратятся. Однако то, что мы видим сейчас не даёт более поводов даже для осторожного оптимизма насчёт развития Дагестана при «генерале» Васильеве.
Долгая артподготовка в СМИ по поводу грядущих отставок дагестанских чиновников обернулась арестом одного только мэра Махачкалы Мусы Мусаева, про которого незадолго до этого положительно отзывался Владимир Васильев. Да, Мусаева уличили в превышении должностных полномочий, но все же мы понимаем, что есть в Дагестане более «крупные рыбы», а их почему-то не трогают. Всё это напоминает сюжеты пятилетней давности, когда арестовывали предыдущего мэра Махачкалы Саида Амирова, вот только он действительно был зубром дагестанской политики, и «держал» чуть ли не половину Дагестана в своих руках, а Мусаев всегда шёл в фарватере своего давнего шефа ещё по банку «Эльбин» – нынешнего врио премьера Дагестана Абдусамада Гамидова. Получается, что Абдулатипов в 2013 году смог снять и нейтрализовать действительно мощного игрока, практически теневого главу Дагестана, а теперь, спустя 5 лет всё повторяется, но уже в виде фарса, когда «генерал» Васильев сажает практически безобидного Мусу Мусаева за какой-то миллион, хотя всем понятно, что воруют миллиардами, и в принципе даже понятно кто ворует.
В тот же день, когда задержали Мусу Мусаева, коллегия верховного суда Дагестана отменила оправдательный приговор его сыну Бадрудину Мусаеву, обвиняемому в нападении на сотрудника полиции. Опустим то, что это явное сведение счётов с Мусой Мусаевым, и не будем тут касаться виновности или невиновности сына экс-мэра Махачкалы, отметим одно – пока отец находился у власти – сына суд оправдывал, как только отец власти лишился – сын снова стал обвиняемым. Тут вопрос в том, что те же судьи что оправдывали, теперь обвиняют, так не выгнать ли их взашей из судов, не привести ли в порядок сначала дагестанскую фемиду, чтобы иметь достойных судей, которые не станут подходить к рассмотрению дел исходя из политической конъюнктуры, а начнут судить исключительно по законам Российской Федерации?! «Телефонное право» дагестанских судов при «генерале» Васильеве становится нормой, вопрос «А судьи кто?» звучит банально, когда никто не может быть защищён от судебного произвола, хотя судить нужно начинать именно нынешних судей, но их «генерал» Васильев не тронет, так как ручные «служители Фемиды» ему будут нужны всегда, хотя мало кто верит в их бескорыстное служение закону.
Случай с семейством Мусаевых показывает, что при Васильеве Дагестан может погрузиться в самые темные годы прошлого, когда фраза «член семьи врага народа» перестанет казаться архаикой. Это подтверждает и случай с директором «Избербашской школы-интерната», которая была уволена за то, что является сестрой мэра города. В насаждаемой Васильевым в Дагестане атмосфере ненависти к любым представителям власти, когда все чиновники как класс, поголовно обвиняются в коррупции, хотя многие из них никогда закона не преступали, правило «сын за отца не в ответе» более не действует. Это может привести к очень тяжелым последствиям, тем более, что родственные связи в Дагестане значат и чтутся больше, чем в других регионах, и родственников у любого чиновника могут быть сотни, не увольнять же их теперь только за успешного чиновника в родне?! Назначение на должности должно проходить согласно действующему законодательству, на конкурсной основе, и если так получилось, что у чиновника родственник побеждает на конкурсе, то это далеко не всегда означает куначество, возможно, что человек оказался талантливей.
От Васильева ожидали создания механизмов противодействия коррупции, борьбы с гнилью, которая разлагает чиновничество – вседозволенностью крупных коррумпированных боссов, а вместо этого под удар попали рядовые чиновники, чья деятельность оказалась фактически парализована из-за развернувшейся в республике «охоты на ведьм». Всё это сказывается на эффективности государственного аппарата и уже сейчас приводит к понижению качества оказываемых населению государственных услуг.
Какой толк от того, что Дагестан получил из федерального бюджета рекордные 59 миллиардов рублей, если они не будут расходоваться эффективно и значительная их часть осядет в карманах нескольких лояльных лично Васильеву чиновников, а под посадки попадут госслужащие-середнячки?!
Высадка в Махачкале долго анонсировавшегося десанта следователей центрального аппарата МВД, ФСБ и сотрудников Генпрокуратуры, давно обещанная Владимиром Васильевым подтвердила опасения дагестанцев. Вместо борьбы с реальными преступниками во власти, началась большая пиар-акция «генерала» Васильева. Подконтрольные дагестанским властям СМИ занялись распространением в республике атмосферы 1937 года – страха и нетерпимости к определённым социальным группам, в число которых попали чиновники среднего звена и представители правоохранительных органов Дагестана. В данный момент самый южный регион России, её форпост, отравлен ядом страха, ожиданием репрессий и доносительства. Клеймят всех, но в первую очередь в числе «заклеймённых» оказались правоохранители – сотрудники республиканских ФСБ, МВД, СК – те самые люди, которым Дагестан и Россия обязаны победой над террористическим бандподпольем в регионе. Под подозрением заведомо оказались все дагестанские госслужащие, так как у Владимира Васильева сложилось предубеждение в том, что все в Дагестане воры, на это он даже жаловался своему татарстанскому коллеге Рустаму Минниханову, заявляя, что с удовольствием бы заменил проблемных дагестанских чиновников на их коллег из Татарстана. Не нравится врио главы Дагестана человеческий материал, с которым приходится работать по месту службы, не ровен час ему и народ республики не понравится, ведь горцами довольно сложно управлять.
Предвзятое отношение Васильева к Дагестану и дагестанцам вылилось в постепенное вытеснение дагестанских кадров в руководстве республики, и замену их на лояльных лично Васильеву чиновников и силовиков из Москвы и других регионов России. Так, конечно нельзя не порадоваться уходу с должности прокурора республики Рамазана Шахнавазова, которого многие эксперты до сих пор считают человеком Саида Амирова, но назначение на эту должность Дениса Попова вызывает множество вопросов, первый из которых – почему власть не доверяет дагестанским силовикам, не раз доказывавших верность России ценой собственных жизней?!
В то же время появились и первые плоды создания нервозной атмосферы нетерпимости к дагестанским силовикам со стороны Владимира Васильева и его московских кураторов – в республике заметно снизилась раскрываемость особо тяжких преступлений, которая составила всего 43%. В то же время начали бастовать водители махачкалинских маршруток, которые Владимир Васильев очень хочет убрать с улиц города.
Такая обстановка создаёт ряд угроз перед выборами Президента России, назначенных на 18 марта. Возможно их результаты не обрадуют московского «генерала» Васильева, а в Администрации Президента РФ сделают уже свои кадровые выводы. В конце концов руководитель региона должен его любить и с уважением относиться к людям, живущим на вверенной в его управление территории. Возможно всё это когда-нибудь поймут в Москве и вернут народу Дагестана право самостоятельно избирать собственного Главу!
Новости по теме