В стенах библиотеки-читальни имени А.С. Тургенева прошла пресс-конференция молодого российского писателя Алисы Ганиевой
Брифинг был посвящен публикации нового рассказа Алисы в журнале millionaire.ru под названием «Вечер в гостинице».
На первый взгляд, Алиса Ганиева – очень эффектная брюнетка, уверенная в себе, красивая девушка, знающая цену своей привлекательности. Буквально через несколько минут, она доказывает каждому в конференц-зале, что ко всему этому она еще и талантливый автор.
После вступительного слова от главного редактора журнала millionaire.ru Марии Сафроновой Алиса читает небольшой отрывок из своего нового рассказа. Сразу становится понятно, почему она популярна не только в России, но и в разных уголках всего мира. Ее, уроженку Кавказа, действительно любит зарубежная аудитория.
Сама девушка на слова о ее популярности лишь смеется и скромно утверждает, что известна лишь «в узких кругах». Отмечает она, что ей всегда сложно говорить о собственных текстах, по ее убеждению, каждый читатель в какой-то степени соавтор – он вычитывает то, чего не предполагал даже сам автор.
Произведения Ганиевой повествуют о современной жизни на юге России. Девушку-писателя вдохновляет местный антагонизм: «Это всегда суржик, винегрет российских законов и шариата, самобытности и глобализации…».
Говоря о своих рассказах, Алиса подчеркивает, что это «сюрр, выдумка», что она лишь берет реалистичные «ингредиенты» и доводит их до абсурда. Таким образом, писательнице удается проявить на бумаге правду жизни.
– Когда Вы пишете свои произведения, Вы всегда знаете то, что хотите написать, или у Вас, как говорится, поток сознания?
– Я знаю, что многие пишут хаотично. Но я никогда не следую по потоку – всегда есть предварительная конструкция, можно сказать, скелет текста. Без продуманной идеи я ничего писать не начинаю, но в процессе текст все равно начинает своевольничать и порой меня удивляет.
– Зачастую авторы пишут автобиографично. Являлись ли Вы прототипом какого-либо героя в своих произведениях?
– Четкого героя, который бы полностью отождествлял меня, нет. Но надо сказать больше: часть меня есть в каждом персонаже моих текстов. Хотя большинство персонажей, если бы я встретила их на улице, мне были бы неприятны, но отчасти они все в той или иной степени являются мной.
– В Ваших работах нередко можно встретить различные философские смыслы. Вам близко какое-то определенное философское направление?
– Определенное? Знаете, сложнее всего для меня – это делать выбор. А его делать приходится постоянно, потому я постоянно в напряжении. Выбрать что-то одно невозможно. У меня есть симпатии к разным философским идеям, в том числе, например, к солипсизму. Иногда мне кажется, что вы все – плод моего воображения, ну или я – вашего.
– А что насчет Ваших политических взглядов?
– Как считают многие доброжелатели, я пригрета определенными структурами – то ли Госдепом, то ли Кремлем. Осталось только разобраться, кем именно. На самом деле, мои взгляды всегда были либеральные, но я не радикал, не максималист. Я не вижу партии, в которую хотелось бы вступить, тем более, что в условиях современной России политики нет вовсе. Но есть некоторые гражданские установки, которые я всегда буду отстаивать. Всегда буду выступать за свободу высказывания, печати, за свободу любого мнения, против прессинга различных тоталитарных доктрин, включая религии.
– Вы начали писать достаточно рано, однако в прошлых интервью Вы говорили, что «выросли» из своих ранних сочинений. Как Вы полагаете, есть ли какой-то оптимальный возраст для начала писательской карьеры?
– Конечно, это все индивидуально, но это точно не 17-18, а возможно, и даже не 20 лет. В этом возрасте хорошо писать дневники, учиться подражать кому-то, стилизовать, но написать что-то самостоятельное и новоеочень сложно. Разумеется, все зависит от конкретного опыта. В моем случае, это 24 года. Не так уж и рано.
– Ранее Вы работали литературным критиком. Бывали ли Вы резкой в своих статьях, и не случалось ли у Вас приступов угрызения совести?
– Да, это уже прошлый опыт. И нет, я всегда старалась быть аккуратной. Я, кстати, обычно не брала для критики распиаренных авторов, скорее работы ещё не состоявшихся писателей, а часто – и не писателей вовсе. Просто авторов текстов, интересных как документ нулевых. Чаще всего, это была проза, написанная моими ровесниками, которые кричали о современности. Интересны мне они были не столько с литературной точки зрения, сколько с психологической, социокультурной. Это были романы футбольных фанатов, этакий голос субкультуры, или же различные антиутопии про бунт молодежи против властей, консюмеризма, родителей. И более всего, мне хотелось узнать, откуда «растут ноги» такого бунтарства и как это роднит нашу молодёжь с зарубежной.
– Почему Вы перестали работать литературным критиком?
– Физически тяжело попускать через себя много литературы и, стоит сказать, не всегда хорошей. А чтобы написать хорошую рецензию надо не просто прочитать книгу, но и прочитать все рецензии вокруг, написанные до меня. Я просто немножко выдохлась, ну и захватило другое – собственная проза. В действительности, возраст критика не превышает 10-15 лет – потом он просто устает. И вообще, быть хорошим критиком – отдельный, редкий и большой дар, даже призвание. Не уверена, что у меня это есть. Я лучше других почитаю, благо, еще не все площадки для критиков уничтожены…
Евгения Жукова
Алиса Ганиева: «Вы все – плод моего воображения»
Новости по теме