В Московской государственной консерватории имени Чайковского Министерство культуры РФ организовало юбилейный авторский концерт Ширвани Чалаева, приуроченный к 80-летию композитора.
На мероприятие специально приехали друзья и родственники Ширвани Чалаева. В зале не были замечены официальные лица Республики Дагестан, но пришли первый президент Дагестана Муху Алиев, академик РАН Абдусалам Гусейнов, экс-президент Ингушетии Марат Зязиков, общественные деятели Магомед Абдулхабиров, Абдурашид Саидов и другие ценители творчества маэстро. Мир музыки представляли профессор Московской государственной консерватории имени Чайковского Всеволод Задерацкий, дирижер Алесандр Соловьев, композитор Мираб Гагнидзе, пианистка Татьяна Сергеева и другие.
В приветственной речи профессор Всеволод Задерацкий рассказал о творческом пути и произведениях Ширвани Чалаева, назвав его «композитором европейского и мирового уровня с мощными дагестанскими корнями».
Зал был полон зрителей, билеты, как сказали в кассе консерватории, были распроданы заранее.
В этот вечер прозвучал концерт №6 для скрипки, флейты и струнного оркестра Ширвани Чалаева, вокальный цикл памяти Д.Шостаковича на стихи Э.Дикинсон «И мир был посреди…», кантата «Непостижимый Бог» для смешанного хора, контральто и струнного оркестра (14 молитв на стихи Г.Державина, М.Лермонтова, Л.Мея, текст икоса №6 из акафиста иконе Пресвятой Богородицы «Нечаянная радость» при участии большого детского хора им. В.С.Попова (художественный руководитель — заслуженный артист России Анатолий Кисляков).
На мой взгляд, все было более чем прекрасно! Красота какая-то просто первозданная! Наконец-то удалось мне прослушать этот удивительный концерт. Сказочное мелодическое богатство, бесподобное тембровое разнообразие. Ширвани Чалаев сыграл славно, душевно, дополнив игру на пианино своим невообразимым громким голосом. Ранее, во время интервью в МИА «Россия сегодня», я слышала, как Ширвани Рамазанович поет, но тут пение и игра на музыкальном инструменте — все звучало гармонично!
Пожалуй, было бы нечестно дать только свою непрофессиональную оценку творчества великого композитора, поэтому после окончания концерта я подошла к зрителям и попросила коротко поделиться впечатлениями о прошедшем концерте.
Директор Государственного музея Л.Н.Толстого, профессор Виталий Ремизов:
— Музыку Ширвани Чалаева я очень люблю, не могу сказать, что профессионально знаю, так как я не музыкант, но я много слушал песни Ширвани, не только те, которые звучали сегодня, но и другие. Хочу сказать, что он выбрал разные вершины своего творчества: это песни народов Дагестана в его исполнении, это его прекрасный эпичный концерт, его сильное, мощное произведение, посвященное памяти Шестаковича, это, по существу, оратория с божественным звучанием. Мне не хватало сегодня его прекрасных опер. Я думаю, что Ширвани нужна большая сцена, его нужно чаще показывать по телевидению. Те знания, которые есть у Ширвани, нужно сохранить и передать будущему поколению. Если это не будет записано, то будет большая утрата для культуры России и мира, потому что это бесценный дар не только великого музыканта и композитора, но и бесценный дар человека духовного. На сегодняшний день это большая редкость.
Магомед Абдулхабиров, общественный деятель:
— Это вечер, возвышающий Дагестан на уровень Европы и мира!
Мурат Зязиков, российский государственный деятель, экс-президент Республики Ингушетия (2002-2008), генерал-лейтенант:
— Сегодняшний концерт прошел на высочайшем уровне, все было очень красиво, трепетно, люди слушали с огромным интересом. Также мы обратили внимание, что на концерт пришло очень много молодежи. Это очень важно, их надо воспитывать на таких произведениях!
Ширвани Чалаев — удивительный, уникальный человек, в нем сосредоточена народная мудрость. Он и писатель, и певец, и композитор, он действительно штучный человек, таких людей очень мало. Мы им гордимся! Это человек уникальный для всей нашей музыкальной России, да и всего мира. Власть меняется, меняются министры, но на таких, как он, держится вся страна, потому что это и есть сегодня достойное лицо Северного Кавказа. Все в восторге, завороженно слушали весь концерт. Ширвани действительно тот человек, который объединяет всех людей.
Владимир Владимирович, зритель:
— Сегодня уникальный день! Автору — овации за великолепный цикл и за превосходное исполнение. Я люблю великолепный виолончельный концерт Чалаева. У него много хорошей музыки. Я обожаю его симфонию «Горы и люди» (1970-х годов), мне кажется, он относится к тому редкому типу композиторов, у которых сильно и, главное, естественно получается народно-эпическая тема — я это очень ценю. Действительно очень хорошая музыка. Дядька он очень простой и общительный, хотя родом с диких гор.
Айгуль Ниязалиева, журналист, музыкант:
— Это нечто! Я потрясена! Совершенно невообразимая, свежая, неожиданная музыка. Очень красивый вокальный цикл. Это гениально! Я удивляюсь, почему этот композитор настолько малоизвестен? Это очень субъективное ощущение, когда слушаешь сочинение и не можешь себе представить, как оно было написано конкретным композитором. Кажется, что оно существует объективно, как природа, само по себе… В его произведения фольклор вписывается очень хорошо. Очень сложная и субъективная музыка, одним словом!
Светлана Игоревна, зритель, москвичка:
— Я сегодня первый раз на концерте Ширвани Чалаева, о нем много говорили мои знакомые и посоветовали пойти на концерт. Он классный музыкант. Удивительно, что он не раскручен. Видимо, мужик слишком хороший, чтобы самому заявлять о себе, а со стороны, видимо, никому это не нужно. В Европе отлично приняли бы его концерты и оперы.
Ширвани Чалаев — советский и российский композитор, народный артист РСФСР, трижды лауреат Государственной премии РФ.
Ширвани Чалаев, автор 11 опер
«Горцы» — опера на либретто Ш.Чалаева и Г.Фере (1970)
«Странствия Бахадура» — музыкальная комедия на либретто В.Викторова и Р.Сац по произведениям А.Абу-Бакара (1974)
«Камалил Башир» — балет на либретто Ш.Чалаева по мотивам аварской легенды (1975)
«Хан Гирей» — балет на либретто Ш.Чалаева по поэме А.С.Пушкина «Бахчисарайский фонтан» (1975)
«Маугли» — опера на либретто В.Викторова и Н.Сац по произведениям Р.Киплинга (1976)
«Король Лир» — опера на либретто В.Чайковского по одноименной трагедии У.Шекспира (1982)
«Читая дневники поэта» — опера на либретто Ш.Чалаева по произведениям Э.Капиева (1984)
«Наследство» — опера на либретто Р.Сац (1985)
«Поручик Тенгинского полка» — мюзикл на либретто В.Викторова по произведениям М.Ю.Лермонтова (1989)
«Хаджи-Мурат» — опера на либретто В.Дубровского по одноименной повести Л.Н.Толстого (1991)
«Кровавая свадьба» — опера на либретто Ш.Чалаева и Н.Григоренко-Чалаевой по одноименной трагедии Ф.Г.Лорки (2006)
«Казаки» — опера на либретто Р.Сац, В.Рябова и Ш.Чалаева по одноименной повести Л.Н.Толстого (2008)
Два балета, две симфонии, 22 концерта, многочисленные произведения камерной, симфонической и вокальной музыки, музыка к кино и театральным постановкам.
Награжден орденом «За заслуги перед Республикой Дагестан», является народным артистом РСФСР (1986), заслуженным деятелем искусств РСФСР (1981) и трижды лауреатом Государственной премии РФ.
Патимат Расулова
http://dag.rus4all.ru/exclusive/20170314/728079800.html
Новости по теме