Выстроенная десятилетиями система с крепкими внутренними связями подмяла под себя решение экономических, политических, бытовых вопросов. На этом фоне принятый в 2009 году Народным Собранием республиканский закон «О противодействии коррупции в Республике Дагестан» выглядел только бумажкой с правильными и местами даже красивыми помыслами.
За долгие годы практически не было ни одной серьезной кадровой перестановки даже на уровне районов, не говоря о чиновниках республиканского уровня. Люди теряли свои должности по достаточно банальным причинам – их убивали, их подставляли конкуренты. А зачастую они умудрялись подниматься вверх по карьерной лестнице и только расширяли поле своей далеко не чистоплотной деятельности. Ни о каких претензиях к ним в контексте коррупции и речи не было.
В 2013 году были предприняты первые шаги в современной истории Дагестана для начала борьбы с коррупционной системой.
Уже в 2014 году в республике было создано Управление по вопросам противодействия коррупции, оперативного управления и контроля. Начальником новой структуры был назначен не известный широкой публике Ибрагим Ибрагимов, за спиной которого, кроме всего прочего, было почти 20 лет работы в структуре УФСБ России.
Только в 2015 году и в первом квартале текущего года по материалам проверок, проведенных управлением, освобождены от занимаемых должностей три министра и один заместитель министра, объявлены выговоры, предупреждения и замечания одному министру, четырем заместителям министров, уволены три государственных гражданских служащих и два руководителя государственных бюджетных учреждений.
На основании решений комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Дагестана и урегулированию конфликта интересов только в прошлом году к различным мерам дисциплинарной ответственности были привлечены более 40 госслужащих и 21 муниципальный служащий республики.
Не лишним будет напомнить, что за последние годы с политической арены официально хоть и по различным причинам исчез целый ряд одиозных фигур, которые давно считали себя не иначе, как хозяевами своих муниципалитетов. Ни для кого не было секретом, что эти чиновники открыто саботировали решения республиканского руководства и вели собственную политику на местах. Некоторые из них, кстати, в последние годы оказались за решеткой.
На фоне общей встряски системы власти в Дагестане активизировала свою работу и местная прокуратура. Только за 2015 год прокурорами республики выявлено 7642 нарушения в части исполнения законодательства о противодействии коррупции.
В отчетах прокуратуры Дагестана в последние годы появились такие ранее экзотические для них формулировки как «факты незаконного совмещения депутатами Народного Собрания Республики Дагестан своих депутатских полномочий с государственной и муниципальной службой», «факты нахождения на муниципальной службе лиц, не имеющих соответствующих квалификационных требований» и другие. На все эти нарушения долгие годы закрывались глаза, хотя все о них знали.
Огромным успехом в деле борьбы с коррупцией можно считать работу по организации проведения Единого государственного экзамена в республике. Даже самые активные критики не могу сейчас не признать факт, что, проблема «дагестанцев со 100 баллами по русскому языку» сведена на нет.
Большим подспорьем для борьбы с так называемой «бытовой коррупцией» в республике стало и завершение в 2015 году создания многофункциональных центров во всех городах и районах республики – работа, которую активно поддерживало руководство субъекта.
Дагестан долгие годы был регионом, в котором нормальным явлением было дать взятку за оформление каких-то простых справок (не говоря уже о серьезных документах) даже на уровне сел. С людей брали хоть часто и незначительные суммы, но «за просто так», за сам факт обращения человека в госучреждение. Причем часто получение той или иной справки было настолько усложнено необходимостью получения дополнительных выписок и справок, что человеку было легче заплатить 300-500 рублей и получить нужную бумагу. Сеть МФЦ, оказывая услуги по принципу «одного окна» просто разрушила эту многоуровневую волокиту.
Нельзя сказать, что Абдулатипов сам доволен проделанной работой, иначе не объяснить его критику чиновников разных уровней. В качестве одного из наиболее запущенных участков в антикоррупционной работе Глава РД указывает сферу строительства и ЖКХ, где именно из-за коррупции и воровства появилось огромное количество проблем по переселению населения из ветхого и аварийного жилья.
В апреле текущего года своим решением Абдулатипов преобразовал Министерство по управлению госимуществом РД в комитет, объяснив свое решение в том числе проблемами коррупции в данной структуре.
При этом понятно, что в одиночку руководство республики справиться со всеми проблемами коррупции в республике не сможет. Наряду с органами власти, правоохранительными структурами в эту работу включаются общественные организации и средства массовой информации, в том числе проводя разъяснительную работу. Однако большими успехами в этом деле похвастаться пока не могут.
В июле прошлого года в республике прошел и представительный форум «Эффективные меры по противодействию коррупции», а весной текущего года состоялась уже вторая республиканская конференция некоммерческих объединений Дагестана «Дагестану – мир и развитие!», одним из центральных тем которой была борьба с коррупцией. В этих мероприятиях участвовал и сам Глава Дагестана, призвавший общественных деятелей активней включаться в работу и помогать власти.
«Сегодня мы собираем тысячный зал, выходим на телевидение потому, что хотим, чтобы к работе подключился весь дагестанский народ. Только тогда эта работа даст свои плоды!», – заявил на одном из них Рамазан Абдулатипов.
Очевидно, что в этом вопросе он прав. Если само население Дагестана не будет заинтересовано в искоренении этой заразы, чиновники будут продолжать находить лазейки для совершения коррупционных преступлений.
Новости по теме