По итогам мониторинга реализации Указа президента РФ от 7 мая 2012 года средняя заработная плата педагогических работников образовательных учреждений составляет 18 978,1 рубля, или 100,2% к средней заработной плате по Дагестану. Вместе с тем подходы, используемые для повышения оплаты труда педагогов, сильно отличаются в нашей республике от других субъектов России. В результате в Дагестане одна из самых маленьких зарплат по СКФО и непрекращающиеся жалобы от работников образования…
С 2012 года образовательные учреждения перешли на новые стандарты оплаты труда в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Финансовое обеспечение относится к компетенции местных бюджетов и осуществляется согласно нормативному подушевому финансированию.
Заработная плата педагогических работников состоит из базового оклада, компенсирующих и стимулирующих выплат. Рекомендованный уровень базовой и стимулирующей частей ФОТ (70% на 30%) выдерживается в немногих образовательных учреждениях.
Так, например, из шести регионов СКФО в Дагестане один из самых маленьких базовых окладов – от 6 979 до 8 102 рублей, в зависимости от категории учителя. Меньше только в Ингушетии – от 6 455 до 7 746 рублей (см. таблицу №1), а самый большой оклад в Чечне – от 9 400 до 12 200 рублей, где, кроме того, базовые оклады педработников городской местности увеличены на 25%, как и в сельской местности. При этом во всех остальных регионах, в отличие от Дагестана, доплата за выслугу лет (за стаж) оплачивается от 3% до 30%, исходя из базовой части. В наших школах эта часть зарплаты формируется из фонда стимулирующих выплат. Причём сюда же входят выплаты молодым специалистам, за звание «почётный работник образования» и др. В итоге из этой части финансирования не остаётся средств для поощрения педагогов за качественные показатели результативности труда.
Сумма стимулирующей части фонда оплаты труда зависит от количества средств, заложенных на базовую часть, а именно 33% от неё. То есть чем меньше оклады, тем меньше сумма на поощрения.
Такая система выплат сложилась в связи с принятием Постановления Правительства РД и Приказа Минобра РД. Изначально в обязательном порядке ей подчиняться должны были образовательные учреждения, находящиеся в ведомстве министерства. Также было рекомендовано главам МО на своём уровне издать подобные распоряжения. Единственный район, который решил не следовать этому примеру, – Шамильский. Однако после судебных тяжб с сентября 2014 года и этот муниципалитет перебросил доплату за выслугу лет и др. компенсации в стимулирующую часть.
Проанализировав ситуацию с зарплатами на протяжении нескольких лет, можно прийти к выводу, что идею денежного поощрения наиболее активных и результативных учителей практически «убили». Стимулирующие выплаты нивелировали в целях доведения средней заработной платы учителей до средней по субъекту в каждом учреждении. Однако такой подход противоречит принципам нормативного-подушевого финансирования, поскольку уравниловка происходит независимо от численности детей в образовательном учреждении и качества предоставляемых услуг.
В свою очередь, профсоюз работников народного образования и науки РД добивается на федеральном уровне другого, более справедливого варианта выравнивания ситуации.
«Учителя по всей России выполняют один и тот же образовательный госстандарт и в одном и том же объёме, но почему-то оплачивается он всем по-разному. Поэтому на съезде Общероссийского профсоюза образования было решено, что необходимо установить минимальную планку для всех преподавателей, которая будет, например, не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. А плюс к этому окладу определить доплаты из местного бюджета. Для этого необходимо внести изменения в Трудовой кодекс РФ и ускорить утверждение Правительством РФ единых размеров базовых должностных окладов и ставок по профессиональным квалификационным группам должностей», – говорит руководитель профсоюзаМагомед Амиродинов.
Стимулирующие – в одну семью
Мало того, что из-за вышеописанной системы оплаты в Дагестане стимулирующая часть значительно сокращается, так и эти средства доходят до учителей в неполном объёме.
Завуч начальных классов школы в селе Нечаевка (Кизилюртовский район) Пазилат Джаватханова в прошлом году обратилась в правоохранительные органы с заявлением, что стимулирующие выплаты ей и её дочери (учитель старших классов) выплачивают не в том объёме, который указан в ведомостях. Кроме того, в документации стоит не их подпись. Это выяснилось, после того как учительница взяла справку о доходах за сентябрь 2013-го и май 2014 года. В ней было указано, что средняя зарплата – 47 446 рублей. По словам Джаватхановой, фактически она получала базовую часть – 18 958 – и плюс 3–4 тыс. рублей. Например, в ведомости за февраль 2014 года за её фамилией числится стимулирующая выплата – 7 206 рублей, за март – 8 307, за май – 6 498 руб. и т. д. «9 месяцев дело находится в УБЭП РД, и никто не собирается заводить на директора школы уголовное дело. За это время меня довели до инфаркта. Меня выживают из школы. В моём классе было 15 человек. Под влиянием директора Умаравзат Магомедовой двое родителей написали заявление, якобы я била на уроках их детей. 43 года проработала, и не было ни одной подобной жалобы. Постепенно из моего класса учеников стали переводить в другие классы. Я вернулась после больничного, у меня осталось пятеро. Руководитель управления образования неоднократно мне предлагал самой написать заявление об увольнении», – рассказала Джаватханова.
Также она уверяет, что в ведомостях, которые она предоставила редакции, есть люди, не работающие в школе, среди них много родственников Магомедовой. В этом списке есть жена двоюродного брата, двоюродная сестра, дочь двоюродной сестры, сын сес-тры, племянница (живёт в Чародинском районе). Например, сын директора Магомед Магомедов получал стимулирующие в размере 7 200, 3 189, 5 523 рубля в 2014 году. И это при том, что он окончил школу в этот год. Его мать подтвердила, что он работал дворником, а муж – сторожем. И в этом она не видит ничего плохо, а наоборот, ей даже удобнее работать с родственниками. Правда, на каком основании она им выплачивает такие высокие поощрения, которые должны распределяться среди педколлектива, не смогла ответить. «Ничего удивительного, что в школе работают мои родственники. У нас село, и почти у всех есть родственная связь. А Джаватханова – неадекватный человек. Я её не увольняю, потому как она много лет проработала в этой школе. Хочу, чтобы сама ушла красиво. А конфликтует она со мной, из-за того что просила меня поставить её дочь заву-чем и чтобы ей дали звание заслуженного учителя. Но я этого не сделала. До единой копейки они получили стимулирующие. Просто дагестанский менталитет такой: зарплата пришла, и её быстро раздали и не расписались», – объяснила Магомедова.
На вопрос, почему она до сих пор держит в школе неадекватного завуча, который избивает детей, директор ответила, что нельзя обижать учителей. По словам Джаватхановой, у других педагогов этой школы тоже были вопросы по выплатам и даже в феврале 2014 года устроили забастовку. «В августе 2015 года директор вызвала к себе учителей и просила их сказать, что в ведомостях их подписи», – добавила она.
Классы-невидимки
Более 1,5 лет учителя Каршинской школы (Акушинский район) Муслимат Магомедова и Узлипат Ахмедоваобращаются во всевозможные инстанции по поводу незаконных действий директора школы. «Проверяющие органы пересылают наше обращение от одного к другому и не дают никакого ответа, видимо, тянут время, чтобы продлить сроки проверки. В 2014–2015 году директор Аматулла Гамзаалиева вместе с завучами продолжала создавать классы-невидимки в 6 классе, а до этого существовали несуществующие группы в 7, 4 классах. Эти часы директор распределяла между своим отцом и их приближёнными. По поводу стимулирующих выплат ревизор Контрольно-счётной палаты Гусейнов и зампрокурора Абдуллаевконкретного ответа не дали. Недостачу 12 688 и 11 226 руб. нам вернули через 3 месяца с помощью УБЭП. Зам. прокурора сказал, что это не хищения, а ошибка директора», – отметили учителя.
Им пришлось уволиться из школы – не выдержали издевательств от директора. Идентичный случай был в Верхне-Лабкомахинской школе (Левашинский район). Педагогам удалось добиться возбуждения уголовного дела в отношении директора в за невыплату зарплат. Зарипат Ахмедову в 2013 году суд оштрафовал на 120 тыс. рублей, но свои деньги учителя до сих пор не получили. Более того, глава района и начальник управления образования больше года закрывали глаза на то, что директор с судимостью продолжает работать. Без внимания остался ещё один факт – наличие 30 «мёртвых душ» в школе. С февраля 2012 года по февраль 2016 года вынесено более 11 отказных решений. Кстати, бывшего учителя этой школы, Наримана Сулейманова, который инициировал эти дела, в управлении образования Левашинского района тоже назвали неадекватным человеком. Объявлять педагогов, добивающихся своих законных зарплат и правды, сумасшедшими становится тенденцией. Особенно когда факты незаконности налицо, а правоохранительные органы на стороне глав районов.
Источник: «Черновик»
Новости по теме