«Президентский» контроль АЗС

Lipa 01.12.2015 в 20:39


Мы не ставим себе цель натравливать госорганы на предпринимателей. А хотим, чтобы владельцы АЗС знали свои права и обязаннФото: sergeydolya.livejournal.com
Фото: sergeydolya.livejournal.com

usahlkaro Фаина КачабековаАвтор статьи

После публикации КАВПОЛИТа «Взрывы АЗС в Махачкале: замкнутый круг виновных» с нашим корреспондентом связался юрист Ислам Магомедов. Он возглавляет проект «Гарант качества», созданный межрегиональным общественным движением «Я – помощник президента» (ЯПП) в мае этого года. Активисты общественной организации проводят рейды по АЗС республики, выявляют нарушения и передают их на контроль государственным органам. По мнению Магомедова, надзорным службам необходима общественная поддержка, поскольку их деятельность сильно ограничена рамками закона. В свою очередь владельцы АЗС считают, что контролеров развелось слишком уж много. Бесконечные проверки лишь препятствуют работе предпринимателей. 

«Добросовестному предпринимателю сложно конкурировать»

По закону, коммерческие организации на территории России надзорные органы – Роспотребнадзор, прокуратура, Ростехнадзор, Росстандарт – имеют право проверять только раз в три года. Поводом для внеплановых рейдов госорганов могут послужить соответствующие заявления со стороны граждан.

Создатели проекта «Гарант качества» считают, что между проверками организации могут допускать большие нарушения. Кроме того, общественный контроль, на их взгляд, поможет повысить конкурентоспособность дагестанских товаров и услуг.

Как утверждает руководитель «Гаранта качества», юрист Ислам Магомедов рейды общественных активистов по АЗС были проведены из-за многочисленных жалоб на качество бензина в Дагестане.

«Из-за частых жалоб на качество бензина, мы – простые граждане, на общественных началах проводим рейды по заправкам, выявляем нарушения и пишем заявления в проверяющие органы. По этим заявлениям уже надзорные органы могут проводить внеплановые проверки АЗС, – рассказывает Магомедов.

Ислам Магомедов. Фото автора

– В целом бензин, который продают в Махачкале на заправках, нормального качества. Но мелкорозничные сети автозаправок допускают продажу низкокачественного топлива. У них бензин идет вперемешку с различными примесями, которые искусственно поднимают октановое число.

То есть под видом Аи-92 могут продать Аи-76, который искусственно довели до этих показателей. В результате у владельцев автомобилей возникают проблемы с двигателем. А ремонт машины обходится в круглую сумму».

По словам руководителя проекта, нарушений в работе заправок было выявлено много.

«Кроме различных категорий бензина – Аи-95, Аи-92 и так далее, есть еще и классы топлива, которые необходимо указывать на таблоидах АЗС. Существует четыре класса топлива: 2, 3, 4, 5, – говорит Магомедов.

— Допустим, бензин Аи-95 подразделяется на вторую, третью, четвертую и пятую категорию. Отличаются они количеством серы. Топливо второго класса запрещено продавать в России с 2005 года.

Но это не значит, что его не продают. Часто под третьим классом могут продавать второй, а в Дагестане и вовсе не указывают категорию бензина. 

Топливо второго класса запрещено продавать в России с 2005 года. Но это не значит, что его не продают

И если предприниматель реализует топливо хорошего качества по определенной цене, а на других заправках продают бензин низкого качества по цене чуть ниже, но класс топлива не указывают, то добросовестный предприниматель не может конкурировать в этом бизнесе, так как потребители будут покупать там, где дешевле.

При этом они не имеют представления, что приобретают некачественный продукт. Класс топлива, кроме таблоидов, необходимо указывать в кассовых чеках и на топливораздаточном оборудовании».

Однако и сами потребители отличаются низким уровнем правового сознания и правовой культуры, сетует юрист. Люди приобретают товар, то не требуют чеки. И кассиры не выдают их, хотя по первому требованию покупателей они обязаны это сделать.

«Легче откупиться, чем добиваться справедливости»

Серьезным нарушением руководитель проекта «Гарант качества» считает, то, что на заправочных станциях топливораздаточные пистолеты, приборы измерения не проходят поверку – насколько точно они заливают бензин:

«Недолив может быть несущественный, 100–350 миллилитра. Но в течение определенного времени приносит весомый материальный ущерб автомобилисту, который заправляется на этом АЗС.

По первому требованию автомобилистов на АЗС обязаны показать сертификаты поверки оборудования. Однако владельцы заправочных станций категорически отказываются получать эти сертификаты».

«Когда я беседовал с предпринимателями, они мне говорили, что принципиально не будут получать сертификаты поверки оборудования, а за долив топлива, отвечают лично, – продолжает Магомедов. 

Предприниматели мне говорили, что принципиально не будут получать сертификаты поверки оборудования, а за долив топлива, отвечают лично

– И вот на таком принципе работают все АЗС в республике. Предприниматели утверждают, что система получения этих сертификатов излишне бюрократизирована.

С их точки зрения, когда они устанавливают современное оборудование, новейшее программное обеспечение, то компетентные государственные органы ставят различные преграды, чтобы не признать это оборудование соответствующим сертификатам.

И хотя, на мой взгляд, это вполне может быть, здесь во многом лень сказывается самих предпринимателей – есть законные способы добиться получения сертификата.

Если какой-то орган не выдает сертификат, можно обратиться в суд, прокуратуру и отстоять свою правоту. Есть уполномоченные по правам предпринимателей, которые защищают их права. Но люди считают, что легче откупиться, чем добиваться справедливости».

«На федеральной трассе ситуация с АЗС плачевная»

Что касается технической безопасности, то, по данным «Гаранта качества», значительная часть заправок не имеет лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию опасных производственных объектов.

«В республике более 632 заправок, даже у сотни из них нет этих лицензий – утверждает Ислам Магомедов. – Уже несколько заправок взорвались.

Они будут взрываться, потому что требования безопасности не соблюдаются.

На федеральной трассе ситуация с заправочными станциями вообще плачевная. В соответствии с законом, на пятнадцать метров от федеральной трассы не должно быть никаких объектов. Но практически вся придорожная полоса застроена автозаправками, домами и так далее».

В этой ситуации страдает и экология, отмечает Магомедов. АЗС в республике не оснащены системами слива, то есть топливо, которое остается на поверхности после заправки автомобиля смывается в общую канализацию, без фильтрации. Все это впоследствии попадает в море.

Главная цель проекта, говорит руководитель «Гаранта качества», – информировать население и побуждать общество активно защищать свои права.

«У гражданского общества есть возможность объединиться и коллективно обращаться в надзорные органы и суды для восстановления своих нарушенных прав, – заявляет Магомедов.

– Мы не ставим себе цель натравливать госорганы на предпринимателей. А хотим, чтобы владельцы АЗС знали свои права и обязанности. Не откупались от различных органов, а отстаивали свои права. Чтобы не обманывали потребителей. А владельцы автомобилей, в свою очередь, знали о своих правах и, если встретили некачественный продукт, имели представление, куда обращаться в этом случае.

Мы поднимаем проблему, изучаем ее и, по мере возможности, пытаемся подстегнуть общество к совместному решению. Наши граждане привыкли ждать от кого-то, что их проблему решат. Но сами не хотят в этом участвовать.

В первую очередь нужно надеяться на себя. Ведь если общество не реагирует на те или иные нарушения, то и у государства нет оснований реагировать».

Если общество не реагирует на нарушения, то и у государства нет оснований реагировать

В перспективе участники проекта планируют создать интерактивный сайт, на котором будет информация о той или иной заправке – где бензин качественный, а где нет. Все результаты своей деятельности активисты передают в надзорные органы, но проблема в том, что там тоже не спешат реагировать на эти нарушения.

«Люди не доверяют госорганам»

«В Хасавюртовском и Новолакском районах наша организация обратилась в прокуратуру по выявленным нарушениям на АЗС, – рассказывает Ислам Магомедов. – Но от прокуратуры пока активных действий не было. Они просто не знали, что делать с этим заявлением.

То есть раньше никто не обращался даже с жалобами на эти заправки, не было прецедента. И в компетентных органах не знают, как с этим бороться. Да и люди, которые могут позволить себе иметь заправку, достаточно влиятельные по местным меркам. Это дело так и осталось. Добиваться решения сейчас бесполезно.

Как я уже говорил, мы планируем создать медиаплощадку, чтобы люди знали об этих нарушениях. Будем выступать на радио и телевидении. Когда люди узнают, куда обращаться и как отстаивать свои права, будет уже не одно или два заявления, а пятьсот заявлений в месяц.

В этом случае госорганы не смогут закрыть глаза на такое количество жалоб. И взрывоопасные заправки и те, что продают некачественный бензин, не смогут существовать.

Несмотря на то, что многие владельцы заправок встречают нас очень агрессивно, до многих удается донести, что они нарушают. Мы объясняем, что это плохо для их же имиджа. Потому что информацию по этим заправкам мы распространяем на нашем сайте и в социальных сетях. А некоторые начинают угрожать, что если эта информация появится где-то, то мы сильно пожалеем».

Владельцы заправок встречают нас очень агрессивно, некоторые начинают угрожать

В случаях, когда люди столкнулись с некачественным топливом, необходимо писать заявление с жалобой Роспотребнадзор, прокуратуру, суды и уполномоченному по правам человека Республики Дагестан, поясняет юрист. Однако они могут инициировать лабораторную проверку, а могут и не инициировать из-за малой значимости. То есть если одно или два заявления, то проверки не будет.

Общественные активисты проверяли качество топлива приборами для гражданского использования «Октис-2» и тестами Test Way. Результаты не являются лабораторными, но с небольшой погрешностью определяют октановое число топлива и наличие недопустимых присадок в бензине.

Практически на всем Северном Кавказе нет аккредитованной лаборатории, где можно провести экспертизу топлива, ближайшая в Ростове. Поэтому, даже если решат проверить топливо на качество, пока эта проба дойдет до лаборатории и пока будут получены результаты, уже пройдет месяц.

«Нет оперативности и мобильности в этой работе, – сетует Ислам Магомедов. – И экспертизы очень дорогостоящие, одна экспертиза, например, Аи-92 стоит пятнадцать тысяч рублей. А количество заправок в республике большое и соответственно на экспертизу нужно отправить немалое количество пробников».

«Зачастую 99% рядовых граждан с крайней неохотой, боязнью и недоверием обращаются за защитой своих прав в госорганы, – говорит в заключение Ислам Магомедов. – Поэтому я и моя команда будем совместно помогать и отстаивать их права. Люди могут обращаться в межрегиональное общественное движение ЯПП с пометкой «Гарант качества»».

«Все, кому не лень, нас проверяют»

Однако предприниматели считают, что многочисленные проверки лишь мешают их деятельности. Особенно возмущают действия активистов владельцев АЗС, которые работают уже долгие годы.

Корреспондент КАВПОЛИТа поговорил с некоторыми управляющими заправочных станций Махачкалы. Бизнесмены попросили не указывать их имена.

«Надоели уже эти проверки, – возмущается управляющий одной из заправочных станций Гамзат (здесь и далее имена вымышленные – прим. ред). – Каждый, кому не лень, приходят проверять нас. Эта заправка работает уже 20 лет. Но как только приходит новый мэр, начинает требовать принести все документы – «зеленки» на землю, разрешения, сертификаты и прочее.

У нас все в порядке с документами. Не понимаю, неужели за столько лет нельзя было занести в компьютер, что у нас есть все разрешения? Зачем нужно каждый раз требовать их принести? А эти активисты тоже приходили к нам на заправку, в результате проверки все было в порядке. Оттого, что делать нечего, только нервируют людей».

В свою очередь управляющий другой заправки Саид рассказал корреспонденту КАВПОЛИТа, что ему все равно, кто придет проверять АЗС. Качество топлива, которое продает его организация, высокое, и повода бояться проверок у него нет.

http://kavpolit.com/articles/dagestan_prezidentskij_kontrol_azs-21688/


Рубрики:
В Дагестане

    Новости по теме



    31 Онлайн