Абдулатипов, вы большой учёный,
в музыкознании громадный корифей…
Подражание Юзу Алешковскому.
В новейшей истории Дагестана имеется много такого, чем он никак не может гордиться. Вместе с тем, у республики, на мой взгляд, имеется три вещи, вызывающие безусловное чувство удовлетворения и даже гордости, которое можно испытать, глядя на результат хорошо сделанной работы.
Когда в своё время власть предержащие занимались ими, я — хоть и гражданин, которого вроде бы должно касаться происходящее, совершенно не следил за процессом и внутренне был готов принять что угодно, за исключением откровенной глупости.
Однако результат превзошёл все мои ожидания. Видимо мы были свидетелями того редкого случая, когда работа делалась правильно, а не как всегда. Я имею в виду конкурс на разработку символов государственности Республики Дагестан, который был организован честно и прозрачно. Оттуда и результат.
***
— Вещь первая – государственный флаг. В цветовом и графическом отношении он получился таким же лаконичным, как и флаги приличных государств (Россия, Франция, Италия, Германия…), а не напоминает своей пестротой и графической изощрённостью флаги множества “банановых республик”, в том числе и возникших на постсоветском пространстве.
— Вещь вторая – герб республики. Его графическое и в цветовое решение безупречно. Во всяком случае, с моей точки зрения он выигрывает в сравнении с гербом Российской Федерации. Особенно — стилизированное изображение орла, который на гербе республики при всей своей внешней мощи смотрится довольно миролюбиво в сравнении в двуглавой хищной птицей, позаимствованной Российской империей у Византии. Что касается герба, например, США, то я и в этом случае с чисто эстетически предпочёл бы герб Дагестана.
— Вещь третья – гимн… Вот на нём и хотелось бы остановиться более подробно.
***
Вообще-то, понятное дело, каждому хочется, что бы и флаг, и герб нарисовали великие художники, а гимн написали великие композитор с поэтом. Однако, мне известен лишь один случай написания такого произведения музыкальным и литературным гениями — это гимн Европейского Союза — музыка Людвига ванн Бетховена, слова Фридриха Шиллера.
………………………………………..
Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной!
И т.д.
Но и здесь, сами понимаете, авторы работали над гимном вовсе не по заказу Евросоюза, который просто выбрал удачно подвернувшийся финал Девятой симфонии, написанный композитором ещё в начале XIX века на слова Оды к радости Шиллера. Короче, Евросоюзу с гимном повезло.
***
А вот, к примеру, Франции – не очень. Вначале её гимном был текст, написанный некой герцогиней де Бринон,- Боже храни короля (по этому же пути потом пошла Англия и царская Россия). Правда, музыку к нему создал хороший профессионал, создатель национальной оперы Жан Батист Люлли. А потом случилась революция — король с королевой были обезглавлены (боженька не помог) и гимном стала Марсельеза.
“Автор музыки и слов — ничем иным более не отличившийся в жизни неудачник Клод Жозеф Руже де Лиль служил инженер-капитаном королевской армии. Песню он написал в порыве патриотизма, когда узнал о том, что Австрия объявила революционной Франции войну и назвал её «боевой песней рейнской армии». Значение гимна она приобрела благодаря марсельцам. С этой песней в Париж входили отряды из Марселя, прибывшие, чтобы поддержать борьбу против короля.”
Поскольку политическая жизнь Франции 18-20 веков была довольно бурной (две революции, наполеоновские войны, реставрация, франко-прусская и две мировые войны и пр., пр.), то Марсельеза целых шесть раз попадала под запрет, но всегда, как феникс из пепла возрождалась, пока окончательно не была утверждена в 1946 году.
………………………………………….
К оружью, граждане!
Смыкайтеся в ряды вы!
Пусть крови вражеской
Напьются наши нивы!
И т.д.
Ничего себе гимн, не правда ли? Воистину – “боевая песня рейнской армии”. Тем не менее — это выбор конкурсной комиссии в лице восставшей Франции и при его звуках французы встают и, приложив руку к левой стороне груди, поют, как бы нелепо не звучали в сегодняшних реалиях её слова.
***
У Российского гимна тоже непростая судьба. За последние сто лет страна пережила несколько смен общественно-экономических формаций, которые ставили её перед необходимостью смены гимнов и одновременного сохранения преемственности, что создавало дополнительные сложности.
***
…………………………………………………………………….
Боже храни нашу милостливую Королеву
Долгой жизни нашей благородной Королеве
Боже храни Королеву…
И т.д.
Это уже гимн Великобритании. Не нужно быть литературоведом, чтобы оценить убожество текста, рождённого на родине Шекспира. Автор музыки и слов гимна некий Генри Кэри — малоизвестный учитель музыки.
Почему выбор пал именно на это произведении я не знаю, но в отличие от Франции и России Англии удалось избежать потрясений, приведшей к приобретению своей “Марсельезы”. Её движение к демократии последние два-три века совершалось эволюционным путём и поэтому никто не покушался и не покушается на гимн, написанный почти 250 лет назад. Британцы встают и слушают его. Мало того, что совсем удивительно, он сохраняется в качестве гимна даже в бывших колониях Великобритании – Канады, Новой Зеландии, Австралии…, хотя флаги там уже другие.
***
Вообще-то в мировой истории такие атрибуты государственности, как гимн, флаг и герб являются своеобразными священными коровами, Они могут возникать при самых необычных обстоятельствах, их авторами могут быть совершенно случайные люди, её музыка и слова могут быть далеки от совершенства и просто устаревать, художественные предпочтения меняться, но, если нет каких-то чрезвычайных обстоятельств, все последующие поколения их уже не трогают, а воспринимают как данность свыше, несущий не рациональный, а некий сакральный смысл. Это как мать, которая тоже может быть высокой или низкой, хромой или косой, но она мать – раз и навсегда. Её положено любить и всё.
***
Что касается Дагестана, то республике с гимном повезло. У него не было отягчающей процесс написания предистории. К тому же, хотя слова и не были приняты, музыку написал не случайный человек. Она была выбрана достаточно авторитетной комиссией, утверждённой Народным собранием, в результате конкурса, где, помимо других профессиональных композиторов, приняли участие и такие общепризнанные мэтры с российской и даже международной известностью, как Мурад Кажлаев и Ширвани Чалаев.
Лично я, когда впервые услышал его, то в начале был шокирован. Приготовился к чему-то в традиционном торжественно-тяжеловесном стиле, а тут нечто лирическое, правда, завершающееся в финале несколькими мощными аккордами. Потом догадался – ведь это песня о нежности, о любви к родине- матери. Финальные же аккорды – демонстрация готовности к её защите от любых посягательств. Во всяком случае, именно так я его воспринимаю.
А продолжительность звучания?. Она была идеальной в отличие, к примеру, от откровенно затянутого российского гимна. Короче, после нескольких прослушиваний я буквально влюбился в это произведение, и гордился тем, что Дагестан имеет столь удивительный и качественный гимн.
***
Но вот совершенно неожиданно Глава республики отдаёт дипломатичное такое распоряжение “изучить вопрос” о гимне, мелодия которого ему кажется похожей на “похоронку”. (Видимо, остальные проблемы в Дагестане уже решены.) Естественно, намёк понят правильно и все берут под козырёк — демократия у нас такая.
– Ну, конечно же, похоронка. Ещё какая похоронка. Как же мы этого раньше не замечали?
А ещё могут найтись придурки, которые воспримут это как указание написать гимн вообще в ритме лезгинки.
***
Не буду говорить о Магомеде Абдулхабирове и Миясат Муслимове, которых господин Абдулатипов, вероятно, числит в своих заклятых врагах. Да и не специалисты они, чтобы правильно оценить музыкальное произведение. То ли дело он – великий и ужасный. Однако, человек, если он наделён здравым смыслом не должен всё-таки игнорировать очевидное:
— Квалификация Ширвани Чалаева, как выдающегося профессионала, никогда и никем не ставилась под сомнение. А профессионал, даже если он не выдающийся, никогда не опускается ниже определённого уровня. Это как преподаватель русского языка, который никогда не напишет карова вместо корова.
— К Главе республики официально обратилась группа не менее выдающихся музыкантов (Пахмутова, Эшпай,Соколов…) с оценкой творения Чалаева в восторженных тонах и просьбой не трогать его.
— Для того, чтобы отказаться от гимна (даже если это не выдающееся творение), нужны очень веские причины – фактически революция и вызванная ею радикальная смена общественного строя (“отречёмся от старого мира…”), чего вроде бы не проглядывается.
— Уважительное отношение граждан к собственному государству покоится, в том числе, и на уважении его гимна. Если же его меняют как перчатки в зависимости от вкусов руководителя, то о каком уважительном отношении может идти речь?
Так может быть, на худой конец, господин Абдулатипов обнаружил, что конкурс проводился с какими-то нарушениями? — Тоже нет.
Если перечисленные факторы всё же игнорируются им, то, значит, товарищ, на мой взгляд, неадекватен и одержим манией величия.
Кому-то “Опустела без тебя земля…” тоже может показаться похоронкой, а не песней о любви, как считают все остальные. То ли дело — “Из-за вас, моя черешня, ссорюсь я с приятелем. До чего же климат здешний на любовь влиятелен!” И что тогда?
***
Ну, скажи – “Ребята, я вообще-то не музыковед, а простой слушатель и если столь уважаемые авторитеты не согласны с моей оценкой гимна, значит, наверное, я неправ. Лично мне гимн продолжает не нравиться, но вопрос с повестки дня снимаю.”
Это не то, что опустило бы, а только подняло бы его авторитет в глазах жителей республики.
Руководитель, способный на самоиронию, способный воспринимать критику, в глазах своих подчинённых, всегда смотрится выигрышней самодовольного напыщенного индюка. Но такое, судя по всему, ему не ведомо, как и то, что он оскорбляет земляка, который столько сделал для того, что бы в России и далеко за его пределами Дагестан воспринимался не только как питомник для выращивания бойцов без правил, но и как очаг высокой культуры, о которой он постоянно балаболит. Оскорбляет так жестоко, что человек, посвятивший своей малой родине столько вдохновения, сказавшей о ней столько слов любви, собирается покинуть её вообще навсегда.
Он столь же оскорбительно ставит под сомнение компетентность конкурсной комиссии, остановившей свой выбор на произведении Чалаева, и депутатов Народного собрания, утвердивших его. При этом не боится сам превратиться в посмешище. Правда, никто из окружения не скажет: — А король-то голый! Это они будут думать так про себя.
Во всяком случае, расскажи об этом англичанам, канадцам или австралийцам, которые – и христиане с мусульманами, и язычники с атеистами, и ярые монархисты с не менее ярыми либералами в едином порыве поют “Боже, храни королеву”, то они с недоумением покрутят пальцем у виска.
***
Президент России Путин в конце декабря 2014 года на встрече с деятелями культуры сказал, что никто не вправе диктовать им как и что творить. Раз никто, получается, что запрет он распространяет и на себя лично.
Я довольно критично отношусь к внутренней политике, проводимой президентом, но в данном случае мне ему нечем возразить. Господин же Абдулатипов, в отличие от него убеждён, что он- то как раз вправе. То есть, ставит себя выше главы государства. Это тот самый Адулатипов, который считает необходимым при каждом удобном случае, не стесняясь демонстрировать свою верноподданность ему – на мой взгляд, настоящая азиатчина.
***
Странно как-то… Объявили конкурс, человек написал произведение, которое комиссия признала победителем. Всё. Вопрос закрыт. Во всяком случае, три предыдущих руководителя республики так и посчитали. А, оказывается, ошибались. Через много лет нашёлся человек, который считает для себя вправе ставить под сомнение его результат. Мало того, если верить сообщениям СМИ, чиновник не посчитал нужным даже принять автора гимна – народного артиста, лауреата и кавалера ордена “За заслуги перед Республикой Дагестан”, человека, который, в конце концов, старше его по возрасту, который пытался попасть к нему на приём, чтобы объясниться.
Если это не хамство, то что? И ты окончательно понимаешь, что все его бесконечные велеречивые рассуждения о культуре человеческого общежития, о дагестанском яхl – намусе и прочий трёп не стоят и выеденного яйца.
Это — лицемерие, рассчитанное на то, чтобы пудрить мозги доверчивым обывателям. На его фоне предшественники — Магомедали, Муху и Магомедсалам, при всех их недостатках, смотрятся благородными джентльменами.
***
После того, как стало известно о поручении “рассмотреть вопрос”, я всё-таки надеялся, что хоть кто-то из рассматривающих сможет переубедить Абдулатипова. Напрасно надеялся. Наверняка никто даже и не пытался. Не те у нас традиции.
На днях СМИ опубликовало сообщение, что Правительство РД объявляет конкурс по подготовке гимна Республики Дагестан. При этом как-то стыдливо умалчивалась причина, хотя она очевидна. Получается, вроде как, гимна до сих пор и не существовало.
Такого случая в мировой практике, уверен, ещё не было. Этот цирк с конями во главе с клоуном может твориться только в сегодняшнем Дагестане, где “бывали хуже времена, но не было подлей”.
Мнение самоучки — автора гимна Тляратинского района, который в мире профессиональных музыкантов никто и звать его никак, перевесило авторитет человека, окончившего с отличием Московскую консерваторию и её аспирантуру, народного артиста РФ и РД, лауреата государственных премий РФ и РД, лауреата международных премий, автора бесчисленного множества опер, балетов, оркестровых, вокальных и инструментальных произведений, исполняемых на разных сценах мира. Перевесило мнение жюри конкурса и поддержавшего его выбор музыкантов калибра Александры Пахмутовой и ректора Московской консерватории Соколова. Административный ресурс это страшная сила.
Как дагестанец, которого собираются лишить того, что принадлежит, в том числе и мне я мог бы подать в суд, но, к сожалению, думаю, дело не имеет судебной перспективы. Это проблема не юридическая, а морально-этическая. Но с моралью и этикой, на мой взгляд, у господина Абдулатипова наблюдается несовместимость, чем, вероятно, и объясняется его столь долгая непотопляемость.
***
В такой ситуации мне остаётся лишь заявить, что если даже в конкурсе примут участие все великие композиторы мира, а новая версия гимна получится откровенно сильнее чалаевской, я не приму её ни при каких обстоятельствах.
В отличие от мало кому известного неудачника, написавшего “Марсельезу” под влиянием порыва патриотизма, извиняющего все её недостатки, новый гимн Дагестана, если он будет принят, явится, на мой взгляд, плодом самодурства главы республики, конформизма депутатов Народного собрания и членов Правительства, а так же моральной неразборчивости конкурсантов и членов конкурсной комиссии, которые посчитали возможным принять участие в этом позорном действе.
Ну и как можно уважать такое произведение, даже если его обзовут гимном?
P.S. Предлагаю:
— Дополнить Конституцию Дагестана пунктом: — “Каждый вновь утверждаемый Глава республики обязан иметь свои гимн, герб и флаг Республики Дагестан, которые при уходе его в отставку должны сменяться на варианты преемника”.
— Утвердить текст абдулатиповского варианта гимна:
“Боже, храни нашего милостливого Главу республики,
Долгой жизни нашему благородному Главе республики,
Боже, храни Главу республики…”
— Принять абдулатиповский вариант герба республики с изречением: “Государство – это я – Рамазан Абдулатипов!”.
— Принять абдулатиповский вариант флага республики с изображением Абдулатипова в окружении родственников на фоне портрета президента Путина.
Убеждён — Народное собрание утвердит всё это единогласно.
Ислам Узалов
Заслуженный работник культуры РД
Лауреат Государственной премии РД
Лауреат премии имени Артёма Боровика
30 марта 2015г.
Автор: Ислам Узалов
sevkavinform.ru
Новости по теме