Бывший глава Дагестана Рамазан Абдулатипов и его младший брат, депутат Народного Собрания Раджаб Абдулатипов по-прежнему владеют особняками — согласно декларациям об имуществе. А ведь бороться с дворцами северокавказских чиновников распорядился лично генпрокурор Юрий Чайка
После ареста в феврале премьера Абдусамада Гамидова и троих его подчиненных в Сеть попало видео особняка одного из них. По неофициальной версии, это дом экс-министра образования Шахабаса Шахова в Каспийске.
Дагестанцы, которых обычно трудно удивить чиновничьим богатством, были поражены и размерами дома, и роскошью его убранства. Уж не говоря о жителях остальной России. Даже генеральный прокурор Юрий Чайка был впечатлен видео и поручил прокуратуре Дагестана выяснить, на какие средства построены этот и другие дворцы на побережье Каспия.
Об источниках доходов, на которые подняли роскошные дома Гамидов и его подчиненные, наверняка знают сотрудники Следственного комитета. Следователи уже предъявили чиновникам обвинения в мошенничестве с бюджетными деньгами и наложили арест на их имущество. Но в Дагестане еще хватает дворцов, возведенных, вероятнее всего, на такие же нетрудовые доходы.
Особняк в подарок
Особняки есть, примеру, у бывшего главы Дагестана. Согласно декларации о доходах за 2016 год у Рамазана Абдулатипова и его супруги в собственности числятся три жилых дома общей площадью более тысячи квадратных метров, дача (210 кв.м) и квартира (106,9 кв.м). Есть и еще одно домовладение – на побережье Каспия, недалеко от особняков Гамидова и Шахова. По слухам, в 2013 году Абдулатипов получил этот особняк в подарок от мэра Каспийска Джамалудина Омарова. И хотя дом числится на посторонних лицах, общественники республики уверены, что его действительным владельцем является экс-глава Дагестана. В их числе активисты регионального отделения Общероссийского народного фронта, которые уже несколько лет борются против застройки прибрежной зоны в Каспийске.
В ноябре 2017 года фронтовики в очередной раз попытались пройти к берегу через двор одного из особняков. Но путь им преградили вооруженные люди, которые охраняли… владения Абдулатипова. А ведь Рамазан Гаджимурадович в бытность главой республики не раз обещал покончить с захватом береговой линии в Каспийске!
К тому же известно, что в 2014 году к особняку Абдулатипова в Каспийске за бюджетный счет была проложена дорога. Ее строительство обошлось республике в 68 млн рублей – деньги несколькими траншами были переведены администрации Каспийска, которая заключала договоры с подрядчиками. В конце прошлого года правоохранителями был задержан вице-мэр города Вадим Ханвердиев, который и курировал стройку.
Ворон ворону…
Почему владениями Абдулатипова, Гамидова и прочих прокуратура Дагестана не интересовалась ранее, а ждала команды генпрокурора? В отличии от Юрия Чайки, живущего в Москве, прокурор РД постоянно находился в Махачкале и своими глазами видел все эти роскошные особняки. И именно его подчиненные проверяли достоверность деклараций о доходах и имуществе главы Дагестана и его команды. Впрочем, вопрос к прокуратуре РД риторический: до февраля 2018 года ее возглавлял Рамазан Шахнавазов, давний знакомый Абдулатипова. Более того, с осени 2016 года сын прокурора Артур Шахнавазов и младший брат главы Раджаб Абдулатипов вместе заседают в Народном Собрании.
Как говорится в известной поговорке, ворон ворону глаз не выклюет. По той же причине, очевидно, прокуратура республики не вчитывалась в декларацию Раджаба Абдулатипова, обладателя обширной недвижимости. И это странно, если вспомнить его биографию. Раджаб Гаджимурадович – не предприниматель, не акционер каких-либо компаний, а чиновник с многолетним стажем. Почти 10 лет, с 1997 по 2016 годы он возглавлял миграционную службу республики. (К которой у правоохранителей, к слову, возникали многочисленные вопросы). Благосостояние Раджаба Абдулатипова значительно подросло после прихода к власти в республике его старшего брата, в 2013 году.
Время АРГ
В декларации за 2013 год братья Абдулатиповы показали объект одинаковой площади – 206,6 квадратных метров, который находится в Дагестане. Однако у Рамазана Абдулатипова он назывался жилым домом, а у Раджаба Абдулатипова – домом отдыха. Через год наряду с этим «домом отдыха» в собственности Раджаба Гаджимурадовича появились два новых – по 399 и 258 квадратных метра. В том же 2014 году резко выросли доходы супруги Раджаба Абдулатипова, которая заработала 9,1 млн рублей. Откуда дровишки?
По слухам, Раджаб Абдулатипов был негласным кадровиком старшего брата — через него якобы решались вопросы о назначении на высокие должности в республике. По данным «Радио «Свобода», экс-министр труда и социального развития Хасбулла Гаджигишиев за свое назначение расстался с супермаркетом стоимостью 150 млн рублей, должность директора одного из медицинских училищ обменяли на дом за 50 млн. А ставший в 2014 году мэром Махачкалы Магомед Сулейманов по прозвищу «Моряк» якобы заплатил за свое кресло 3 млрд рублей. По версии «Годекана», за протежирование платили бывший глава Буйнакска Гусейн Гамзатов и экс-глава Ленинского района Махачкалы Гаджияв Дарбишев. По словам общественника Хабиба Айгумова, к Раджабу Абдулатипову выстраивалась очередь из министров. Сначала такие очереди были в его кабинете в миграционной службе республики, с осени 2016-го – в Народном Собрании. К слову, просторный кабинет с комнатой отдыха в парламенте был лишь у двоих человек: у председателя Хизри Шихсаидова и у главы не самого влиятельного комитета по образованию и культуре Раджаба Абдулатипова.
После 2014 года декларации Раджаба Абдулатипова не отражали тех доходов, которые он, по слухам, получал как теневой кадровик старшего брата. К примеру, по итогам 2017 года депутат Р. Абдулатипов и его супруга задекларировали два дома отдыха (общей площадью 657 кв. м), земельный участок (900 кв.м), жилой дом (153 кв. м находится в безвозмездном пользовании), автомобиль «Тойота Камри». Доход Раджаба Абдулатипова в прошлом году составил 1 млн 366 тыс. 530 рублей, его супруги – 204 тысячи.
Полагаем, если собственность депутата Абдулатипова записана на близких и дальних родственников, то правоохранители со временем до нее доберутся. А вот проверить, не скрываются ли за формулировкой «дома отдыха» роскошные особняки, прокуратуре республики по силам уже сегодня. Тем более что Рамазана Шахнавазова сменил новый прокурор республики – переведенный из Хакасии Денис Попов.
Тимур Иванов
Дагестанский портал противодействия коррупции
Новости по теме