Керимов – «токсичный» сенатор

kavkaz_blog 11.04.2018 в 13:36


Введенные в минувшую пятницу Госказначейством_США санкции в отношении Сулеймана Керимова подготавливались давно, в том числе на основании антикоррупционных расследований Навального.

Законодательную власть Дагестана в Совете Федерации с 2008 года бессменно представляет Сулейман Керимов, который считается одним из наиболее влиятельных и богатых людей в республике. При этом широкой общественности за пределами региона он практически не был известен – до тех пор, пока в 2011 году не стал владельцем футбольного клуба «Анжи» из Махачкалы.

Благодаря средствам, вложенным Керимовым, для команды был в 2013 году построен гигантский стадион «Анжи-Арена» в Каспийске. Точнее, не построен, а открыт после реконструкции, сопровождавшейся коррупционными скандалами, в которых фигурировали имена нынешнего спикера Народного собрания Хизри Шихсаидова и его зятя, депутата Гамида Алигишиева – главы правления и основного акционера дагестанского банка «Эно».

Керимов пользовался фактически безраздельной протекцией со стороны главы республики Магомедсалама Магомедова – фактически, для них обоих футбольный клуб являлся главной политической «игрушкой». «Анжи» приобрел на трансферном рынке нескольких топовых игроков – Роберто Карлоса («Коринтианс» Сан-Паулу), Жусилея («Сан-Паулу»), Самуэля Это’О («Интернационале», Милан), Кристофера Самбу («Блэкберн Роверс», Блэкберн) и многих других. В феврале 2012 года «Анжи» подписал контракт с Гуусом Хиддинком, который стал главным тренером клуба.

Все эти приобретения, естественно, играли на руку и политическому руководству Дагестана, которое активно культивировало имидж «новой республики» – богатой и безопасной, притягивающей мировых звезд.

Однако «Анжи», благодаря которому Керимов фактически и приобрел всероссийский медийный статус, оставалось на волне успеха недолго – уже в 2013 году было резко сокращено финансирование клуба, а большинство дорогостоящих зарубежных звезд – проданы… А вскоре Керимов избавился от самого клуба, перепродав (или подарив) его другому бизнесмену Осману Кадиеву, который ранее владел ФК «Динамо» из Махачкалы.

Подобная стратегия – на пышный и шумный эффект, похоже, является типичной для Керимова. В рамках уголовного расследования, которое было инициировано прокуратурой Франции в отношении сенатора, выяснились многие любопытные подробности его тяги к красивой жизни. Расследования продолжалось четыре года, и за это время выяснилось, что через подставных лиц Керимову принадлежат сразу четыре виллы на Лазурном берегу.

Точнее, на Кап-д’Антиб, который считается «раем для миллиардеров» и где дорогую недвижимость покупали бизнесмены из разных уголков планеты. Керимов сумел купить четыре – Hier, Medy Roc, Florella и Lexa. Их общая площадь составляет более 90 тысяч квадратных метров. Причем одна из вилл, Medy Roc, включена в «Список объектов культурного наследия». Стоимость виллы Hier составляет не менее €150 млн.

По версии французской прокуратуры, средства для покупки недвижимости приближенные Сулеймана Керимова привозили в буквальном смысле чемоданами. Всего же во Францию было ввезено до €750 млн. С этой суммы не были заплачены налоги, что и стало основанием для начала расследования и возбуждения уголовного дела.

Сам Керимов утверждает, что он никакого отношения к шикарным виллам не имеет, и официально владеет только двумя квартирами в Москве (в качестве сенатора он их задекларировал). Годовой доход Керимова как члена Совета Федерации за 2016 год составляет чуть более 12 млн. рублей. В то же время, скажем, деловое издание Forbes оценивает его личное благосостояние в $6,3 млрд. На прошлой неделе Керимов был включен Государственным казначейством США в «кремлевский список» и на него распространились персональные санкции: предполагается, что Керимов является конечным бенефициаром одной из крупнейших в мире золотодобывающих компаний «Полюс Золото». Формально Керимов владел ей до 2013 года, но затем она стала принадлежать фонду Suleyman Kerimov Foundation. А два года назад контроль над компанией получил сын сенатора Саид Керимов.

Про Suleyman Kerimov Foundation необходимо сказать отдельно. Это крупная благотворительная структура, которая инвестирует средства в различные гуманитарные проекты – в том числе, например, оплачивает хадж дагестанских паломников в Мекку. Вместе с тем, именно люди, связанные с фондом, по данным французской прокуратуры, и могли привозить незаконную наличность в Европу.

То, что Сулейман Керимов может быть связан с коррупционными схемами по отмыванию средств в различных странах, в 2013 году заявил и Алексей Навальный – он обратился в Европарламент с просьбой включить ряд российских бизнесменов в санкционные списки (заметим, что это было задолго до охлаждения отношений между Россией и Брюсселем). Коллега Алексея Навального по несистемной оппозиции, бывший депутат Госдумы России Илья Пономарев (ныне он проживает в Киеве) в прошлом году выдвинул еще одно обвинение в адрес Керимова: по его словам, сенатор, пользуясь дипломатическим иммунитетом, беспрепятственно приезжал во Францию и незаконно финансировал избирательную кампанию Марин Ле Пен.

Данные подробности жизни Сулеймана Керимова, которые явно отходят от общепризнанных в Европе стандартов поведения государственного политика, уже несколько месяцев смакуются французскими таблоидами. На поверхность вынесли и иные нелицеприятные факты биографии бизнесмена. В частности, то, что он получил прозвище Russian Gatsby – за шикарные приемы с приглашением звезд шоу-бизнеса, которые закатывал на своих виллах на Лазурном берегу (которые, как теперь пытается доказать его защита, никакого отношения к олигарху не имеют).

В декабре 2006 года Сулейман Керимов, будучи еще депутатом Государственной Думы от ЛДПР, попал в аварию в Ницце: на гоночном Ferrari он врезался в дерево, после чего машина загорелась и Керимов получил тяжелейшие ожоги рук. Пострадала и его спутница – Тина Канделаки, тогда еще начинающая телезвезда. Французские и российские таблоиды обсуждали, что у них был роман.

В числе «избранниц» олигарха называли и нескольких светских львиц, причем балерина Анастасия Волочкова, на которой он якобы хотел жениться, после ареста Керимова в Ницце открыто выступила в его поддержку.

Аналогичные слова поддержки со стороны представителей дагестанского истеблишмента (в том числе и тех, кто был обязан некогда всесильному Керимову своими постами) звучали куда менее убедительно. Но уже можно было составить список тех, кто так или иначе связан с олигархом – это, скажем, депутаты Госдумы Ризван Курбанов и Заур Аскендеров.

В то же время как коллеги Керимова по работе в Совете Федерации (в которой он фактически скорее числился, не выступая ни на пленарных заседаниях, ни являясь инициатором важных для Дагестана законопроектов) от его публичной поддержки и вовсе фактически дистанцировались.

На современном политическом языке это называется «токсичность». Ну а введенные же Государственным казначейством США на прошлой неделе персональные санкции в отношении Керимова фактически ставят крест на его работе с иностранными партнерами и возможном расширении бизнеса.

Дагестанский портал противодействия коррупции

 


Темы:
· Лазурный берег · санкции ·
Рубрики:
СКФО

    Новости по теме



    16 Онлайн