Ради того, чтобы расчистить банкиру Абдулмажиду Маграмову дорогу в Государственную Думу, дагестанские власти пошли во все тяжкие…
Продолжаем знакомить читателей с депутатами Государственной Думы, которые представляют Республику Дагестан в нижней палате парламента. О деятельности большинства из них рядовые избиратели, пожалуй, и не знают ничего – зато эти «народные избранники», завоевав место на политическом Олимпе, отстаивают свои собственные интересы.
В сентябре 2016 года в Госдуму был избран Абдулмажид Маграмов, который стал членом Комитета по охране здоровья. Человек он явно не бедный, известный в республике как крупный бизнесмен. Скажем, по итогам 2015 года он задекларировал доход в размере 45,3 млн. рублей (ему принадлежали фирмы: «Торговый дом «Северный», «Кристи-Люкс», «Крыло», «Магма», «Альтаир», «Аслан и братья», «Амелия – центр» и «Парэкс-бизнес»). Хотя после попадания в Государственную Думу резко «обеднел», заработав в 2016 году «всего» 24,9 млн. рублей.
Впрочем, невзирая на сокращение легальных доходов, семья Маграмова продолжала жить так же шикарно, как и прежде. Ездил депутат на Audi A8L и Audi Q7 Quattro (у супруги – Mercedes-Benz S 500Matic).
К моменту выборов на счетах у бизнесмена было порядка 4,3 млн. рублей (хранились деньги в том числе в «Энтузиаст-банке», который также контролировал Маграмов).
Проживал он с семьей в двух домах в Московской области общей площадью 2418,2 кв.м. Также в собственности у бизнесмена было шесть отдельных квартир в разных регионах (в том числе в Ставропольском крае).
Любопытно проследить, каким путем Маграмов пробирался на вожделенный политический Олимп.
Во время внутрипартийных праймериз «Единой России» Маграмов одержал победу по Южному одномандатному округу №12 (при явке, составившей всего 14,7% избирателей, за него проголосовали 71,9% участников праймериз).
Он обошел двух своих главных оппонентов – главу Лакского района Юсупа Магомедова (бывшего вице-премьера правительства республики), который получил 61,5% голосов, и генерального директора Гильдии строителей СКФО Али Шахбанова с 44,7% голосов.
Легко обойдя конкурентов на внутрипартийных праймериз, Маграмов принялся ударно готовиться к полноценной избирательной кампании. Главные ее спонсоры, судя по официальным финансовым отчетам кандидата, – это занимающееся оптовой торговлей лекарствами ООО «Амелия центр» (ИНН 7715730350), зарегистрированное в Москве, и СКПК «Агрофирма «Цовкра-2» (ИНН) из Махачкалы.
Обе фирмы – семейные предприятия. В частности, директором «Амелия центр» был сначала сам бизнесмен, а после его избрания в Госдуму место занял его сын Аслан Маграмов. А совладельцем «Цовкра-2» вместе с Абдулмажидом был его родной брат Магомед Маграмов.
Ради того, чтобы Маграмов без проблем прошел в Государственную думу, одномандатный округ №12 заблаговременно «зачистили» от других кандидатов. Избирком снял с регистрации практически всех сильных политиков, которые могли быть реальными конкурентами для Маграмова, начиная от тележурналиста и правозащитника Максима Шевченко (самовыдвижение) до бизнесмена сирийского происхождения Шафи Акушали («Партия родителей будущего»).
Но главным оппонентом был все же намного более известный и популярный в республике Сажид Сажидов – главный тренер сборной Дагестана по вольной борьбе. Он был хорошо известен не только в спортивной среде, но и среди молодежи. Кроме этого, это был действительно независимый кандидат. Именно поэтому с первого дня выборов на него оказывалось мощное давление со стороны республиканских властей.
И вот когда до дня голосования оставалось всего три дня (а значит, по закону, Избирком уже не имел права принудительно снять кандидата за нарушения), Сажидов неожиданно опубликовал обращение к избирателям, заявив… что сам снимает свою кандидатуру.
В этом заявлении он написал, что всецело поддерживает политику президента, реализуемую главой республики Рамазаном Абдулатиповым – однако, не указал никаких конкретных причин своего решения. Хотя для всех было очевидно: на него надавили из Белого дома, который всецело поддерживал именно Маграмова – в Южном округе совершенно неизвестного и избирательная кампания которого была бесцветной.
Политологи были уверены, что также последует и заявление о снятии кандидатуры с выборов в депутаты Госдумы самовыдвиженца Абусупьяна Хархарова – человека также известного, который вполне мог претендовать на победу. Но он все же дошел до дня голосования, хотя и набрал менее 27% голосов (у Маграмова было практически 70%).
Такой колоссальный разрыв в пользу кандидата, который и изначально не был известен в Юждаге, и кампании практически не вел, можно было объяснять только одним – из Белого дома в Избиркомы была заранее спущена команда «подсчитать, как надо». Причем, справедливости ради, в некоторых районах Юждага Маграмов все же с треском проиграл Хархарову: в том числе в Ахвахском, Ботлихском, Гунибском…
При этом, скажем, в Кулинском районе (отсюда, из селения Цовкра-2 родом сам Маграмов) ни за Хархарова, ни за любого другого кандидата якобы не было подано ни одного голоса. Все – только за Абдулмажида Маграмова. Разумеется, поверить в это сложно.
Как бы то ни было, депутатом Госдумы он стал. И полтора года ничем ярким и значимым на благо Дагестана себя не проявил. На пленарных заседаниях парламента голос не брал ни разу. Да, числился соавтором двух десятков законопроектов – но все они разработаны коллегиально членами фракции «Единая Россия».
В общем, типичный «заднескамеечник», которому федеральный мандат нужен, на наш взгляд, лишь с одной целью – чтобы оберегать собственный бизнес и безбедное существование.
Тимур Иванов
Дагестанский портал противодействия коррупции
Новости по теме