Оппоненты Рашида Темрезова нагнетают протестную атмосферу вокруг предстоящих выборов в республике.
Рашид Темрезов находится во главе Карачаево-Черкесской Республики уже практически шесть лет. В сентябре 2016 года Президент РФ внес его кандидатуру на утверждение на очередной пятилетний срок, и все 49 депутатов парламента (представляющих, заметим, пять политических партий) республики единогласно поддержали его кандидатуру.
Двое других претендентов на высший пост в исполнительной власти – это председатель Комитета по науке, образованию, культуре, спорту, делам молодежи и туризму Исмель Биджев и заместитель председателя Комитета по национальной политике, внешним связям, местному самоуправлению и делам некоммерческих организаций Виктор Бородкин – поддержки своих коллег не получили.
На выборах в Государственную Думу предвыборный список партии «Единая Россия» по Карачаево-Черкесской Республике также возглавлял Рашид Темрезов. Явка избирателей составила 93,1%, из числа которых за «Единую Россию» отдали свои голоса 81,7% избирателей. Впоследствии Темрезов отказался от мандата в пользу Михаила Старшинова, который в текущее время представляет интересы республики в Госдуме РФ.
Следовательно, население региона в сентябре 2016 года дважды сделало свой выбор в пользу Темрезова. И на выборах в Государственную Думу и опосредованно (через депутатов парламента) на выборах главы республики.
Но, судя по жесткой критике в адрес Темрезова, которая в течение последнего времени распространяется в СМИ, этот выбор разделяют не все. Критикуют Темрезова по различным поводам.
Наибольшую активность проявляет Конгресс карачаевского народа. Он критикует Темрезова за якобы попытку передать древние аланские христианские храмы под управление Русской православной церкви. Конгресс также потребовал от Темрезова вернуться к прямым выборам глав всех уровней исполнительной власти (от местного до республиканского).
Ну и в довершение всего эта организация обвинила Темрезова в «заигрываниях» с губернатором Ставропольского края в вопросе о передаче под юрисдикцию последнего Эшкаконского водохранилища, исторически находящегося на территории КЧР.
Движение «Адыгэ-Хасэ» и Совет старейшин черкесского народа критикуют Рашида Бориспиеича за клановость, кумовство, дискриминацию иных национальностей и конфликты с руководством «Газпрома», которые якобы мешают развитию газификации в республике.
Причем после этого обращения был проведен внеочередной съезд Совета старейшин, на котором был смещен с занимаемой должности его председатель Анатолий Тамазов, и его пост занял Абу Банов. Совет старейшин назвал съезд нелегитимным и проведенным якобы в угоду Темрезову, после чего был организован новый съезд, на котором председателем избран Мусса Дауров.
Странным образом карачаевские и черкесские национальные лидеры начали проявлять активность именно в предвыборный год. Ведь дело в том, что в сентябре в Карачаево-Черкесской Республике предстоят выборы в органы местного самоуправления, в первую очередь в Карачаевском и Черкесском городских округах.
Чем ближе были выборы, тем явственнее становилось, что попытаться занять доминирующее положение на них хотят давние политические оппоненты Темрезова. И наибольшую активность проявила партия «Коммунисты России», возглавляемая братьями Маршанкуловыми – Эдуардом и Маратом.
«Коммунисты России» во время выборов в Карачаевске обвинили власти республики в избиении своих членов и сторонников. Партии «Яблоко», «Родина» «РОТ-Фронт» и даже КПРФ обвинили власти КЧР в давлении на избирательную комиссию с целью снятия их списков с выборов в Карачаевске.
Затем последовали заявления о давлении на кандидатов от иных партий, участвующих в местных выборах уже в Черкесске. Конечно, на любых выборах бывают подобные инциденты, но именно предвыборная ситуация в Черкесске благодаря публикациям в СМИ приобрела большой резонанс. Авторы данных публикаций связывают накал страстей персонально с Рашидом Темрезовым, который якобы путем недопуска оппозиционных партий на местные выборы пытается сохранить режим личного политического спокойствия.
Но ведь в таком случае непонятно, зачем Темрезову собственноручно раскручивать предвыборный скандал, который по нему же затем и бьет? Не проще ли допустить партии, которые и так не имеют значительной поддержки среди избирателей, до выборов, чтобы обеспечить на них демократизм. «Коммунисты России», которых возглавляет Эдуард Маршанкулов – постоянный критик и оппонент Темрезова, на выборы в Черкесском округе допущены.
Недопуск иных, мелких партий, просто используется теми оппонентами Темрезова, которые, в отличие от Маршанкуловых, в выборах не участвуют, а скрываются от глаз широкого избирателя, для подогревания социального недовольства.
Для таких людей добрая ссора внутри своей республики лучше худого мира, поскольку позволяет зарабатывать политические дивиденды и очки. Ведь на место Темрезова давно уже метят представители многих влиятельных кланов и семей в республике – Каитовы, Озовы, Арашуковы, Деревы… Кого-то из них Темрезов пытался приблизить к себе и умиротворить при распределении должностей и постов, а кого-то, наоборот, окончательно отдалил. Но недовольны и те, и другие.
Виталий Вересов
Кавказский дневник
Новости по теме