Коков с протянутой рукой

kavkaz_blog 23.05.2017 в 12:42


В первом квартале 2017 года дефицит бюджета Кабардино-Балкарии составил 1 миллиард рублей – практически половину ее собственных доходов. Регион оказался в финансовом тупике, а его руководство – на грани серьезных бюджетных нарушений.
Напомним, что в конце 2016 года главный финансовый документ республики был сверстан с большой долей оптимизма и минимальным дефицитом в размере 52,4 млн рублей. Однако уже в феврале в него были внесены серьезные изменения.
Потерянные миллиарды акцизов
Причиной для изменений бюджета-2017 стало кризисное состояние алкогольной отрасли, ранее приносившей до 40 процентов налоговых доходов. На протяжении 2015-2016 годов производителей алкоголя Кабардино-Балкарии, которые оказались жертвой передела на отечественном рынке дистрибьютеров, «прессовали» местные налоговые органы и федеральные спецслужбы. В начале 2016 года собираемость акциза в республике резко возросла (предприятия выплачивали доначисленные за прошлые годы налоги), о чем глава КБР Юрий Коков с воодушевлением докладывал в Москву. Однако в течение года практически все водочные предприятия остались без лицензий и были закрыты — «акцизный» кран республики пересох. Ю. Коков даже не пытался вывести отрасль из кризиса, заявив, что она криминализована и что региону нужно искать другие источники пополнения бюджета. В итоге республиканский бюджет в 2016 году недополучил 3,3 млрд рублей акцизов, а Минфин республики, учитывая это, взялся переписывать налоговые планы на 2017 год, сократив их на 1 млрд 158 млн рублей (на 1,5 млрд сокращены ожидания от акцизов, при этом увеличены – от налога на прибыль организаций, на игорный бизнес и от налогов, взимаемых в связи с применением упрощенной системы налогообложения).
Заполнить брешь в республиканском бюджете-2017 власти КБР решили с помощью Москвы. Главе Кокову удалось уговорить министра финансов РФ Антона Силуанова выделить республике дополнительную порцию дотаций в размере почти 1 млрд рублей (969,4 млн).

Ю. Коков и А. Силуанов

Но даже с учетом безвозмездной федеральной помощи бюджет нынешнего года в КБР сложился, мягко говоря, пессимистичный. Доходы составили 27 млрд 902 млн рублей (из них более 50 процентов – 14,8 млрд – безвозмездные поступления из федерального бюджета), расходы – 29 млрд 932 млн, а дефицит бюджета вырос почти в 40 раз, до 2 млрд 29 млн рублей.
При внесении изменений в бюджет были сокращены расходы на разделы «Образование» (на 35 млн рублей), «Культура, кинематография» (на 60 млн), «Охрана окружающей среды» (на 8,2 млн), «Общегосударственные вопросы» (на 550 млн рублей). А министр финансов КБР Заур Лиховна встрече с депутатами Народного собрания предупредил, что бюджетникам республики не стоит ждать «колоссальных зарплат», так как они чреваты дополнительным расходам бюджета. По словам чиновника, правительство республики утвердило среднюю зарплату бюджетников на конец 2017 года на уровне 20680 рублей. Однако Лихов не уверен, что этого показателя удастся достичь, и считает главным «не допустить её снижения и как минимум остаться на уровне 2016 года».
Коков и бюджетные нарушения
Принятие изменений в главный финансовый документ 2017 года не только ударило по популярности действующей администрации КБР, но и поставило Кокова и его чиновников на грань бюджетных нарушений.
Во-первых, согласно пункту 2 статьи 92.1 Бюджетного кодекса РФ, дефицит бюджета региона не должен превышать 15 процентов годового объема его собственных доходов, без учета дотаций. А, как следует из заключения Контрольно-счетной палаты КБР за подписью ее руководителя Дины Кясовой, дефицит республиканского бюджета 2017 года составляет 15,4 процента от объема собственных доходов. Правда, с учетом остатка средств на счетах Минфину КБР удалось «виснуть» дефицит в 15 процентов. Тем не менее Контрольно – счетная палата КБР призвала правительство к принятию мер по сокращению дефицита.


Во-вторых, дефицит бюджета нужно закрывать. В республике было решено взять на эти цели кредит в размере 1 млрд 971 млн рублей. В свою очередь любое подобное заимствование ведет к наращиванию и без того значительного госдолга Кабардино-Балкарии. Ожидается, что на 1 января 2018 года его верхний предел составит 12 млрд 237 млн рублей. Таким образом, и по уровню верхнего предела госдолга республика подбирается к границе своих возможностей. Согласно пункту 2 статьи 107 Бюджетного кодекса РФ, предельный объем госдолга субъекта не должен превышать объема его собственных доходов, без учета дотаций. В бюджете КБР этого года собственные доходы запланированы на уровне 13 млрд 162 млн рублей.
К слову, на обслуживание госдолга республика направит в нынешнем году 683,7 млн рублей – на 17 процентов больше, чем планировалось в первоначальном варианте бюджета. Справиться с этой задачей власти республики вновь намерены с помощью Москвы. В марте Ю. Коков встречался с А. Силуановым, и глава Минфина РФ обещал рассмотреть возможность частичного рефинансирования долговых обязательств Кабардино-Балкарии, подлежащих погашению в 2017 году. Ранее, в феврале на Сочинском экономическом форуме, А. Силуанов возмутился тем, что несколько регионов, в том числе КБР, при планировании бюджетов серьезно завысили доходную часть.
Дефицитный бюджет стал… еще дефицитнее
Прав министр Силуанов: по итогам первого квартала ситуация с реальным дефицитом бюджета в Кабардино-Балкарии оказалась хуже даже самых пессимистичных прогнозов. За три месяца дефицит составил почти 1 млрд рублей при годовом плане – напомним – в 2 млрд 29 млн рублей, об этом глава Минфина республики Заур Лихов сообщил на заседании правительства 18 мая. По словам Лихова, причина – в низких доходах КБР, которые в свою очередь «просели» из-за «непоступления… части акцизов на алкогольную продукцию». И это объяснимо: уничтожить в течение одного года целую отрасль экономики можно, а создать за такой короткий промежуток времени не то что отрасль – предприятие – практически невозможно. Три крупных проекта, на которые делает ставку администрация Кокова – это производство полиэтилентерефталата на базе промышленного комплекса «Этана», возобновление добычи и переработки вольфрамо-молибденовых руд Тырныаузского месторождения и перевод Нальчикского гидрометаллургического завода в Прохладненский район – буксуют не первый год.
Так что в первом квартале 2017 года дефицит бюджета оказался практически равен половине собственных доходов Кабардино-Балкарии (налоговые и неналоговые доходы за первые три месяца года составили 1 млрд 966 млн рублей, безвозмездные поступления – 2 млрд 758 млн рублей, расходы – 5 млрд 778 млн рублей). И это далеко не предел. Специалисты знают: если дефицит бюджета в первом квартале, на который приходится меньше всего платежей, составил тот же миллиард, то с очень большой долей вероятности в третьем и четвертом квартале он будет уже в два-три раза больше. И к концу года вполне можно ожидать дефицита республиканского бюджета на уровне четырех миллиардов рублей.
Администрация Кокова не сообщает о том, как планирует выходить из бюджетного тупика: просить у Москвы очередной порции дотаций и рефинансирования долга или сокращать расходы своего «социально ориентированного бюджета». Впрочем, в социальную направленность бюджетной политики в республике уже мало кто верит – по итогам 2016 года по уровню благосостояния семейКабардино-Балкария скаталась на последнее место среди 85 регионов России.
— Результаты Кабардино-Балкарской Республики говорят о том, что семьям, получающим среднюю по региону заработную плату, сложно содержать двоих детей, и для их нормальной жизни необходимы дополнительные доходы, —утверждают авторы общероссийского исследования из РИА «Рейтинг».
…Общественность настораживает тот факт, что экономические ошибки властей расхлебывает и, похоже, будет расхлебывать впредь население Кабардино-Балкарии. Между тем полная ответственность за нынешнее плачевное состояние дел в регионе лежит на его руководителе Юрии Кокове. Ведь всем в республике известно, что местные чиновники не принимают ни одного сколько-нибудь значимого решения без личного одобрения главы Кокова.
З. Сарбашева

КАВКАЗСКИЙ ДНЕВНИК


Рубрики:
СКФО

    Новости по теме



    15 Онлайн