ЧЁРНЫЙ СПИСОК чиновников и коррупционеров России

Lipa 04.02.2017 в 15:25


О независимом анонимном исследовании уровня коррупции в России рассказывает вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова
— Торгово-промышленная палата России провела независимое анонимное исследование «Бизнес-барометр коррупции» с целью замера антикоррупционных настроений и оценки антикоррупционной политики в России. Расскажите о результатах.
− Общаясь каждый день с бизнесом, участвуя в бизнес-процессах, ты знаешь о коррупции не понаслышке. Когда-то тема коррупции была пятой в позиции, сейчас она уверенно вырывается в лидеры. Предприниматели начинают отчетливо понимать, что никакого развития бизнеса не будет, если выстраивается коррупционная система, когда направления, реально приносящие прибыль, уходят в определенные «большие» руки, а всем остальным оставляют «полянку», причем маленькую и узкую. «Пеките пирожки, наливайте кофе, стригите, потому что нам это не интересно как бизнес», − таков их посыл. А все, что касается крупных заказов, строительства, то есть всего того, где есть реальные деньги, − в некоторых регионах такие проекты жестко распределены. Это и есть коррупция. Когда предпринимателей не допускают к государственным закупкам, когда нет реальной конкуренции. Все это не дает развиваться бизнесу.
На площадке ТПП РФ мы решили попробовать замерить рейтинг настроения бизнеса. Тем более у палаты в каждом регионе есть представительства, бизнес-объединения, в общем, есть кого опросить. Мы сделали анкету предельно простой. Сознательно. Там было пять вопросов по принципу «даешь – не даешь», «сколько даешь», «наиболее коррумпированные направления», «изменился ли уровень коррупции за прошедший год». Вот такого плана были вопросы.
— И предпринимателей можно понять. Потому что 200 тысяч уголовных дел, о которых говорил Путин, из которых до суда дошли лишь 46 тысяч, заставляют многих задуматься.
− Да, и я их хорошо понимаю. Тем более в Москве можно «потеряться» в миллионах, а когда работаешь в регионах − ты у всех на виду, все друг друга знают.
Именно по этой причине некоторые регионы голосовали «бумажно», и голосование было анонимным. Меня очень порадовало, что люди начинают позитивно бороться за ситуацию. Итогом стал наш «Бизнес-барометр коррупции», который мы презентовали в октябре 2016 года на Сочинском форуме. Причем мы разослали результаты всем: в Госдуму, губернаторам, в администрацию президента. И сейчас, конечно, все ждут второй «Бизнес-барометр», чтобы можно было понять общую тенденцию.
— Какие цифры поразили именно вас?
− Удивили суммы взятки. Первой у нас голосовала Центральная Россия. И минимальный размер взятки у подавляющего большинства уверенно был от 150 тысяч рублей до миллиона. В стране, где 95% − это микробизнес, размер взятки от 150 тысяч рублей – это очень много! Это очень тревожный знак. Когда начали массово голосовать регионы, то сумма средней взятки снизилась от 25 000 до 150 000 рублей.
Наиболее коррумпированными признаны такие направления, как получение разрешений, справок и лицензий (более 47% опрошенных признали это), государственные, муниципальные закупки (45%), контроль (надзор) за предпринимательской деятельностью (40%), возбуждение и расследование уголовных дел (более 27%) и сделки с недвижимостью, земельные отношения (почти 23%). Это ТОП−5. Но проблемы с коррупцией есть и в таких направлениях, как выполнение санитарно-эпидемиологических норм, подключение к тепло- и электросетям, в нарушениях ПДД, в регистрации транспортных средств, на таможне, в судебной системе.
Кстати, опрос «Бизнес-барометр коррупции» будет проводиться на постоянной основе один раз в полгода. Второй «барометр» мы будем пытаться расширять: добавим вопросы, проведем анализ ситуации. Но даже сейчас уже получен большой положительный эффект: мы заставили бизнес задуматься о том, что коррупция не просто есть, а с ней еще можно бороться.
Также важный аспект в том, что мы выступаем единым фронтом, и у нас есть документ, есть сформулированная позиция, и мы хотим предложить рецепты для изменения ситуации.(…)
— Чиновники отчитались, что доля малого и среднего бизнеса в закупках у государственных компаний растет. В тоже время сам бизнес высказался о большой коррумпированности этого направления. По вашим данным, пускают ли малый и средний бизнес в нужном объеме к госзакупкам?
− Я как предприниматель активно участвовала в государственных закупках: 300−400 контрактов в год по производству металлической мебели. Я оцениваю ФЗ-44 (как и 94) позитивно. Но я и мои коллеги-предприниматели могли бы участвовать еще больше. Надо понимать: чем крупнее заказ, тем больше своих собственных желающих на его выполнение. Условно говоря, контракты до 500 тысяч рублей могут получить все, а контракты от 10 млн рублей или от 100 млн рублей, как правило, имеют своего правильного или аффилированного исполнителя.
Закон о госзакупках (44 ФЗ) описывает процесс проведения торгов. Но основные нарушения происходят не на торгах, а на стадии формирования технического задания (то, что проводится до 44 ФЗ) и на стадии экспертизы поставленной продукции (то, что проводится после 44 ФЗ). К 44 ФЗ как к процессу организации торгов – вопросов нет. А вот к техническому заданию и поставленной продукции или услуге есть большие вопросы.
Если заказчику нужно, чтобы выиграла определенная компания, он начинает придумывать разные «фишки» в техническом задании. Например, у стола должна быть функция электронного подъема, с кнопкой, чтобы стол поднимался и опускался. Производитель говорит, − это технически невозможно или возможно, но не за эти деньги. Соответственно обычный производитель отказывается от участия в закупках. Наконец, какая-то компания выигрывает этот заказ. Дальше должна пройти экспертиза, которая должна выяснить есть ли у этого стола электронный подъемник. А экспертизы нет! И заказчику привозят обыкновенный стол. Поэтому пока мы не добавим этапы до и после проведения торгов, окончательного эффективного результата не будет.
— Что узаконит эти «до» и «после»?
− Реестр. Государство должно сказать, − я закупаю определенные столы. И когда государственные служащие захотят купить себе стол, то они заходят в реестр и ставят галочку возле стола, который есть в списке, который можно будет произвести технически. Сейчас пытаются разработать такой реестр.
— Самое страшное, что на откуп госзакупкам отдается питание детей в школах и детских садах. У меня, как у родителя, есть нарекания на качество школьного питания в Москве. Я подозреваю, что экспертиза, призванная гарантировать процесс производства и качества продуктов питания, не проводится. Я могу оказаться права?
− Вы знаете, в свое время Министерство обороны заключило с ТПП РФ при Примакове контракт о том, чтобы все, что поставляется министерству, проверялось экспертами палаты. За первый месяц 80% всей продукции было отправлено назад: обмундирование, обувь, продукты питания и так далее. За второй – 70%. Но! К концу года мы получили практически 100% качества всех поставок. Всем стало понятно, что поставлять брак − себе дороже!
Сейчас ТПП запустило проект «За качество», который призван изменить ситуацию с некачественными продуктами питания для школ, детских садов и больниц. Наш эксперт будет аккредитовывать добросовестных производителей. Мы хотим, чтобы такие компании могли участвовать в государственных закупках и имели преимущества – питание детей, школьников и больных – это вопрос особой государственной важности. Здесь не место компромиссам и рыночным вакханалиям. Только качество! Это моя позиция.
Источник: ПАСМИ


Темы:
коррупционеры России
Рубрики:
В России

    Новости по теме



    21 Онлайн