Полновластным хозяином Дербента и всего Юждага считается депутат Государственной Думы Мурад Гаджиев – и сам выходец из влиятельной в советские годы семьи.
Уже семь лет интересы жителей Дагестана в Государственной Думе представляет Мурад Гаджиев. Впрочем, интересы жителей – это, пожалуй, слишком сильно сказано. Скорее, он отстаивает решение личных вопросов.
Считается он выходцем из одного из самых влиятельных в Юждаге кланов: его отец Станислав Гаджиев до 2011 года был председателем Дагестанского республиканского союза организаций профсоюзов (ДРСОП). Должность позволяла ему контролировать, в частности, многие здравницы в особо охраняемых рекреационных зонах республики (в том числе на Каспийском взморье в Махачкале, Избербаше и Дербенте). Под контролем семьи Гаджиевых до сих пор находится ассоциация туристических предприятий «Дагестантурист».
Но даже это не самый главный актив влиятельной семьи. Сам Мурад Гаджиев считается «серым кардиналом» Дербента, поскольку он был номинальным владельцем и генеральным директором одного из крупнейших в городе предприятий – Дербентского коньячного комбината. В 2003 году он был избран председателем городского собрания, а в 2008 году переизбран на этот пост на очередной пятилетний срок. Фактически, он был и полновластным мэром: глава администрации Дербента Феликс Казиахмедов считался его креатурой.
В декабре 2009 года Казиахмедов (при поддержке Гаджиева, разумеется) выиграл выборы в Дербенте, набрав 67% голосов. Выборы стали самыми скандальными за всю историю не только города, но и, пожалуй, республики: перестрелки, похищения бюллетеней, закрытые участки, избиения наблюдателей… Причем происходила кампания на фоне резкого обострения террористической ситуации, за которой, как отмечали эксперты, тоже могут стоять сугубо криминальные кланы.
На этом основании кандидат Имам Яралиев, который был в оппозиции к клану Гаджиевых, потребовал результаты выборов отменить.
До назначения перевыборов (на которых победил Яралиев) временно исполнял полномочия мэра именно Мурад Гаджиев. Исполнял, скажем так, дистанционно – он уже много лет вместе с семьей проживает на Мальте.
После того, как главой стал Яралиев, Гаджиев снова попытался взять власть в городе в свои руки, протолкнув через полностью подконтрольное ему городское собрание соответствующие поправки к Уставу Дербента.
Следующую попытку сместить неугодного ему Яралиева «алкогольный король» предпринял уже в конце 2014 года. Представители советов старейшин трех народов Дербента даже были вынуждены провести сход, по итогам которого приняли обращение к Генеральному прокурору, директору ФСБ, председателю Следственного комитета РФ, полпреду в СКФО Сергею Меликову и спикеру Госдумы Сергею Нарышкину.
В обращении, в частности, говорится: «Позитивные изменения в городе были не по душе коррумпированным и криминальным элементам, сгруппировавшимся вокруг спиртово-коньячного барона, под которым горожане имеют в виду экс-директора Дербентского коньячного комбината, ныне депутата Госдумы РФ Мурада Гаджиева».
А летом 2015 года весь Дагестан взбудоражили слухи о том, что Гаджиев может возглавить республиканскую столицу. И вряд ли это оказалось лишь слухами: Гаджиев просто не захотел менять федеральный депутатский мандат на призрачную перспективу оказаться под арестом.
Впрочем, и на депутатском посту его также сопровождали постоянные скандалы. Еще в 2012 году депутат-справоросс Илья Пономарев, известный своими антикоррупционными расследованиями, обнародовал список думцев, которые, на его взгляд, совмещают деятельность законотворца и бизнесмена. Подобное совмещение, согласно ст. 6 Федерального закона №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» является незаконным.
В числе фигурантов «списка Пономарева» назывался и Мурад Гаджиев: после избрания в Государственную Думу контроль за коньячным комбинатом остался за его семьей и приближенными.
Как выяснило издание «Кавказская политика», Гаджиев являлся бенефициаром нескольких офшоров. Один из них – Melita Europe Holdings Ltd, зарегистрированный в 2006 году на Мальте, владельцем и директором числится Сабият Куршиева, сестра жены Мурада Гаджиева (проживает в Москве в доме на улице Удальцова). Данная офшорная компания была контролирующим акционером (44,6%) комбината.
Вторая офшорная компания – зарегистрированная в Никосии (Кипр) Van Denel Ltd, владельцем которой числится Павел Мишиев, в прошлом главный инженер, а ныне генеральный директор Дербентского коньячного комбината.
Непотопляемый Гаджиев за годы нахождения на дагестанском Олимпе сумел выстроить хорошие отношения и с главой Рамазаном Абдулатиповым, и с группой Сулеймана Керимова – одного из богатейших людей в Дагестане и бессменного сенатора от Народного собрания республики. Кстати, когда в 2016 году Росморречфлот сменил руководство Махачкалинского морского торгового порта, контролируемого Керимовым, Мурад Гаджиев с энтузиазмом выступил на стороне сенатора. На предприятии устраивали «маски-шоу» охранники ЧОП, сотрудники митинговали и бастовали против смены директора. А ряд депутатов Государственной Думы (в том числе и Мурад Гаджиев, разумеется) подписали письмо на имя Президента РФ с требованием остановить захват предприятия.
Как позже выяснилось, некоторые подписи под письмом, попавшим в Администрацию президента, были подделаны. Но скандал, в центре которого оказался клан Гаджиевых-Керимовых, тогда удалось чудом замять. И «алкогольный король» снова удержался в депутатском кресле, да еще и был переизбран от «Единой России» в очередной созыв Государственной Думы.
Тимур Иванов
Дагестанский портал противодействия коррупции
Новости по теме