Задержание премьера А. Гамидова может быть реакцией Кремля на критику врио главы Дагестана В. Васильева работы спецкомиссии. «Конечной целью» правоохранителей, скорее всего, является экс-глава республики Абдулатипов.
Третью неделю, с 17 января, в Дагестане работает специальная комиссия во главе с заместителем генпрокурора Иваном Сыдоруком. В ее составе порядка 40 прокурорских работников из разных регионов, примерно столько же консультантов и группа следователей центрального аппарата СК РФ – комиссии поручено возбуждать уголовные дела сразу при выявлении нарушений.
Формально спецкомиссию пригласил в республику ее новый руководитель – врио главы Владимир Васильев. Об этом он заявил в декабре, однако, тогда же пояснил, что получил соответствующее напутствие от главы государства. Мол, правоохранители проверят «состояние законности» в Дагестане, чтобы «улучшить систему реагирования и защиты прав людей» и поднять ее «до уровня лучших показателей» в стране. «Такая задача поставлена Президентом России», — пояснил Васильев.
Кавказское гостеприимство – вот причина уголовного «мелкотемья»?
С приездом спецкомиссии в республике действительно прошли задержания высокопоставленных чиновников: мэра Махачкалы Мусы Мусаева и главного архитектора столицы Магомедрасула Гитинова. Однако предъявленные им обвинения многим здесь показались «мелкотемьем». Мэру Мусаеву инкриминируют злоупотребление должностным положением при передаче в прошлом году земельного участка ОАО АСПК – по сути, госкомпании, ведь ее учредителем является Минимущества республики. (Якобы, Мусаев не мог распоряжаться республиканской собственностью, да еще и передавать ее по цене, в 80 раз ниже рыночной). Архитектору Гитинову припомнили согласование в 2015 году строительства жилого дома без учета границ соседнего участка, владелец которого в итоге отсудил у горадминистрации 4 млн рублей. На фоне многочисленных судов махачкалинцев с властями (о них мы уже рассказывали), массовой застройки скверов, парков, дворов и в целом превращения некогда одной из самых красивых региональных столиц в город-хаос, эти обвинения кажутся мелкими. Что для Мусаева 80 млн рублей, и что для Гитинова 4 млн рублей – что называется, заплати ущерб и живи дальше! За подобные дела фигуранты, добровольно возместившие ущерб, как правило, получают либо условные, либо непродолжительные сроки.
Что бы подумали о Васильева в Дагестане и как бы посмотрели на него в Москве, если бы резонансный визит многочисленной и компетентной спецкомиссии во главе с Сыдоруком завершился такими легковесными делами?!
Очевидно, врио руководителя Дагестана ожидал иных результатов от «наведения порядка и законности» в республике. Неслучайно минувшей ночью популярный патриотический телеграмм-канал «Двуглав» сообщил: на прошлой неделе Васильев, недовольный работой проверяющих, доложил об этом главе государства. Якобы, он сообщил, что группа Сыдорука оказалась в «капкане» кавказского гостеприимства: крепко пьет-вкусно ест, а уголовные дела возбуждает против чиновников по «мелкотемью».
По версии «Двуглава», информация о критике Васильевым спецкомиссии оперативно дошла до руководства СК РФ и вернулась к проверяющим в Махачкалу в виде жестких директив. И дальнейшие события подтверждают эту версию. Ведь уже утром в понедельник, 5 февраля, правоохранители настойчиво постучались в дома врио председателя правительства РД Абдусамада Гамидова, двух его заместителей – Шамиля Исаева, Раюдина Юсуфова и экс-министра образования Шахабаса Шахова. В тот же день всех их задержали и увезли в Москву.
Премьер Гамидов прибыл в Москву с «неофициальным визитом»
Гамидову и его подчиненным инкриминируют уже, в общем, не «мелкотемье». Речь идет о хищении бюджетных средств, выделенных на реализацию социальных программ в Дагестане (ч. 4 ст. 159 УК РФ – мошенничество). Сумма пока не называется. Судя по причастности к делу Шахова, это может быть продолжение расследования о хищении 88 млн рублей при строительстве многопрофильного лицея в Каспийске. По этому делу осенью проходили обыски в доме Шахова и бывшего мэра Каспийска Джамалудина Омарова (его заместителем трудился старший сын экс-главы Дагестана Абдулатипова – Джамал Абдулатипов).
В качестве перспективы следователи, по версии издания источников РБК, называют возбуждение дела по тяжелой статье – «Организация преступного сообщества» (ст. 210 УК РФ). Якобы уже собраны доказательства участия в ОПГ чиновников высокого уровня и сотрудников правоохранительных органов.
Кадры спецоперации в Махачкале, в частности, обыска у Гамидова, вчера попали в Сеть.
Официальные представители Следственного комитета рассказали, что при обыске у Гамидова нашли целый боевой арсенал: золотой пистолет ТТ, пистолеты «Беретта», ПМ и два автомата Калашникова, боеприпасы.
— В ближайшее время следствием планируется предъявить обвинение всем указанным лицам и ходатайствовать перед судом об избрании в отношении них меры пресечения в виде заключения под стражу, — сообщила официальный представитель СК РФ Светлана Петренко.
Избирательная борьба с кланами
Вчерашние события уже больше напоминают серьезные «зачистки», проходившие во время правления Рамазана Абдулатипова. Однако при Рамазане Гаджимурадовиче проведенные, как под копирку, аресты, могли завершиться двумя разными сценариями.
В одном случае – по образцу июня 2013 года, когда был задержан мэр Махачкалы Саид Амиров. Его дело раскрутили до тяжелых статей Уголовного кодекса РФ – «Покушение на убийство следователя» и «Подготовка теракта». В результате Амиров, глава одного из мощнейших даргинских кланов Дагестана, получил пожизненный срок и фактически потерял влияние на управление республикой и поступающие сюда финансовые потоки.
Второй сценарий – образца августа 2015 года. Тогда был арестован Даниял Шихсаидов, глава Буйнакского района и представитель другого влиятельного клана – спикера Народного собрания Хизри Шихсаидова. Его задержали по подозрению в хищении бюджетных средств (ч. 4 ст. 159 УК РФ). При обыске в доме Шихсаидова (а проживает он вместе с отцом, спикером Народного собрания) силовики обнаружили большое количество автоматического оружия, пистолеты, приборы ночного видения, оптический прицел к снайперской винтовке, глушители для пистолетов и автоматов, радиостанции, камуфляжную форму. Однако Шихсаидова-младшего, в отличие от Амирова, в итоге простили: через два месяца после задержания его выпустили под домашний арест, а спустя несколько месяцев он вернулся к исполнению своих обязанностей в Буйнакском районе. Общественности республики тогда никто так и не пояснил: когда с Данияла Хизриевича были сняты обвинения в мошенничестве, и что за оружие нашли в доме спикера Народного собрания и главы Буйнакского района.
При очевидной неравнозначности фигур, каждый из задержанных (Саид Амиров и Даниял Шихсаидов) представлял свой клан, только Амиров – враждебный главе республики Абдулатипову, а Шихсаидов – дружественный (в 2013 году Хизри Шихсаидов по просьбе Абдулатипова отказался от мандата депутата Госдумы и возглавил Народное собрание республики). Поэтому, когда компетентные органы арестовали Амирова, Абдулатипов заявил, что ведется «обеление республики». Арест Данияла Шихсаидова глава Дагестан предпочел не комментировать и не стал препятствовать Хизри Шихсаидову хлопотать за сына. По некоторым данным, Абдулатипов лично ездил в Азербайджан просить Ильхама Амирова посодействовать «решению вопроса» Данияла Хизриевича.
Абдулатипов не успеет?..
При Абдулатипове шла избирательная борьба с кланами и чиновниками, представляющими их. При Васильеве задерживают без оглядки на кланы. Хотя, безусловно, нынешний руководитель республики в курсе клановой азбуки Дагестана. Он знает, что даргинец Абдусамад Гамидов и даргинец Муса Мусаев (по другим источникам, кумык или чеченец) представляют так называемый мекегинский клан, табасаранец Раюдин Юсуфов близок к кумыкскому клана Шихсаидовых и т.д. И что вместе они были членами команды экс-главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, формировавшего свой клан на основе семьи, земляков-аварцев из Тляратинского района и присягнувших на верность кланов Гамидовых и Шихсаидовых. Но по какому бы принципу не задерживали сегодня чиновников в Дагестане, кольцо смыкается вокруг Рамазана Абдулатипова. Под расследование попали и его чиновники-подчиненные, и чиновники-родственники (мы об этом уже рассказывали), и даже, судя по всему, его протеже из правоохранительных структур (вспомним, что сразу после начала работы спецкомиссии Сыдорука в отставку подал прокурор республики Рамазан Шахнавазов).
Расследование в Дагестане все больше напоминает не избирательную борьбу с кланами, а серьезную работу правоохранителей по искоренению преступности в регионе. Как это было, скажем, с делом главы Сахалина Александра Хорошавина и делом главы Коми Вячеслава Гайзера.
Не зря Абдулатипов ведет себя в последнее время крайне возбужденно, называя аресты в республике «бардаком» и сравнивая их с предложением «обнести Чечню колючей проволокой».
— Дагестан и дагестанцы изменились, а мнение о дагестанцах в Москве не изменилось. К сожалению, отсюда и идут эти вопросы, — заявил вчера в интервью РБК Абдулатипов.
Не зря в Сети появились публикации, компрометирующие сенатора от Дагестана Умаханова. В республике многие склоняются к мысли, что на смену Васильеву через год или два, но придет дагестанец, и это будет даргинец (почти 70 лет Дагестан поочередно возглавляют аварцы и даргинцы) Ильяс Умаханов. Источником таких публикаций, скорее всего, выступает окружение Абдулатипова. Рамазан Гаджимурадович в последние годы выдавливал семейство сенатора из республиканской политики.
Нервы у Абдулатипова и его окружения сдают. В свое время, провозглашая «обеление власти» и поддерживая арест Амирова и прочих, он ссылался на президента Путина. Мол, тот ему выдал некий карт-бланш на зачистку коррупционеров. Этим доверием, Абдулатипов злоупотребил: «вычислил» одних коррупционеров, заменил их другими, и создал собственный клан. По нашим данным, часть представителей этого клана уже перебралась за границу, скупив там недвижимость на средства, происхождение которых может быть связано с республиканскими бюджетными потоками. Только поэтому глава государства, очевидно, и направил на смену Абдулатипову не просто нового главу региона, а – кризис-менеджера, бывшего замминистра внутренних дел РФ Васильева. Который, в свою очередь, пригласил в Дагестан спецкомиссию Генпрокуратуры и Следственного комитета.
Васильев мог торопить спецкомиссию, оказавшуюся в капкане кавказского гостеприимства, и по той простой причине, что ему известно, скажем, о предполагаемом отъезде Абдулатипова за границу. Теперь, когда арестованы высокопоставленные фигуранты, начиная с премьера республики Гамидова, следователи смогут активнее работать с ними в СИЗО, собирая доказательную базу на главного обвиняемого.
Тимур Иванов
Дагестанский портал противодействия коррупции
Новости по теме