Как стало известно «Собеседнику» от источников в Генеральной прокуратуре, в конце прошлого года депутат Государственной думы от КПРФ Валерий Рашкин обратился к генпрокурору Юрию Чайке с запросом, в котором потребовал проверить сделку по покупке госкорпорацией «Внешэкономбанк» акций компании «Индустриальный союз Донбасса» (ИСД). К организации сделки, в результате которой были похищены от $3 млрд до $5 млрд, был причастен сенатор от Дагестана Сулейман Керимов.
Сделка по покупке «Внешэкономбанком» 50% акций ИСД состоялась в конце 2009 года, а в дальнейшем ВЭБ неоднократно выдавал компании кредиты на погашение долгов и операционную деятельность, потратив в общей сложности порядка $8 млрд. В запросе депутата указано, что акции ИСД были куплены ВЭБом по завышенной цене, а также «необоснованно большие суммы были выделены на погашение кредитов предприятия». «Таким образом государству был нанесен ущерб в размере от $3 млрд до $5 млрд», — говорится в запросе Валерия Рашкина (имеется в распоряжении редакции).
Депутат считает, что в деле с возможным выводом миллиардов долларов из ВЭБ ему удастся добиться проведения тщательного расследования и справедливого наказания для виновных.
— Сама эта история со скупкой ВЭБом украинских активов, нанесшей такой гигантский ущерб бюджету, просто не могла меня не взволновать и как депутата, и как гражданина, — прокомментировал «Собеседнику» свой запрос Валерий Рашкин. — Это же мои деньги, ваши деньги, деньги населения, которые можно было бы потратить внутри страны на выплату детских пособий, пенсий, направить в различные фонды. Ничего не предпринимать в такой ситуации я попросту не могу и буду держать эту историю под контролем. Факты настолько серьезны и убедительны, что если Генпрокуратура ничего не предпримет, тем самым она распишется или в собственном бессилии, или в крышевании хищений при сделках ВЭБа. Так что, думаю, в этот раз нам удастся добиться проведения тщательного расследования и справедливости.
Эксперты подчеркивают, что подобные сомнительные сделки для ВЭБ не были редкостью. «Бывший менеджмент ВЭБ известен своими «инвестициями»: с 2007 по 2015 годы было множество сомнительных проектов, куда деньги вливались без счета и какого-либо внятного основания. В итоге к концу 2015 банк оказался с долгами в 1.2 трлн рублей и из бюджета срочно потребовались миллиардные вливания для спасения ВЭБа. Не зря же Президент называл ВЭБ «помойкой для плохих долгов». Очевидно, что некоторые такие сделки делались не просто по недомыслию или из-за непрофессионализма.
Вполне возможен и преступный сговор в сделке ВЭБа с ИСД, которую просит проверить Рашкин», — отмечает Сергей Жаворонков, старший научный сотрудник Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара.
Похоже, с непонятными инвестпроектами бывшего менеджмента ВЭБа и его «дочек» начало разбираться новое руководство госкорпорации. Пару месяцев назад «ВЭБ-Лизинг» подал иски к «Трубной грузовой компании» и «Энгельсскому локомотивному заводу» по контрактам на общую сумму 10 миллиардов рублей, подписанным бывшим руководством «ВЭБ-Лизинг». Говорят, перспектива уголовного дела заставила бывшего генерального директора «ВЭБ Лизинг» Вячеслава Соловьева покинуть Россию в марте прошлого года — в один день он просто не вышел на работу, а после появился в Швейцарии якобы «на лечении». Похоже, вскоре СМИ смогут написать о громких уголовных делах с участием бывшего менеджмента дочерних компаний ВЭБа.
В истории с покупкой ИСД, как писал в своем расследовании «Собеседник», акции украинской компании «Внешэкономбанк» покупал через свои дочерние структуры (компании «ВЭБ-Инвест», «Бастион» и «Русукрмет») у украинских бизнесменов Виталия Гайдука, Сергея Таруты и Олега Мкртчана. По разным данным за долю в ИСД «Внешэкономбанк» отдал от $1 млрд до $2 млрд, а также выделил $5,5 млрд на погашение долгов ИСД. Предположительно, актив и долги на самом деле были куплены у украинских предпринимателей с большим дисконтом и большая часть выделенных госкорпорацией средств — от $3 млрд до $5 млрд — была похищена. Ключевой фигурой в организации сделки СМИ называют Сулеймана Керимова, который договорился с ВЭБ о выделении средств на покупку акций ИСД и дальнейшие кредиты для предприятия. Депутат Валерий Рашкин в своем запросе пишет, что получателем похищенных денег могли стать организаторы сделки.
Сулейман Керимов находится во Франции, где ведется расследование в рамках уголовного дела об отмывании денег и неуплате налогов, подозреваемым по которому проходит бизнесмен. Прокуратура Ниццы вменяет Керимову неуплату налога на недвижимость, а также незаконный ввоз во Францию от 500 до 750 млн евро наличными. Ранее Генпрокурор Юрий Чайка заявлял, что российская прокуратура попросит Париж передать расследование дела Керимова в Россию. «Мы вправе затребовать материалы уголовного дела для того, чтобы привлечь этого человека, если он совершил преступление, уже в своей стране, в соответствии с нашим законодательством», — заявил Чайка в ходе рабочего визита в Лион в середине декабря.
Директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий полагает, что уголовное дело во Франции и расследование истории со сделкой по покупке «Внешэкономбанком» доли в ИСД могут быть взаимосвязаны. «Сулейман Керимов всегда вел себя так, будто ему все дозволено: держал бизнес и капиталы за рубежом, несмотря на многократные призывы президента к деофшоризации, занимался бизнесом даже после того, как чиновникам и депутатам запретили это делать и так далее. Очевидно, что терпение власти иссякло, особенно на фоне масштабов воровства быстро тающих бюджетных ресурсов. Смысл происходящего очень простой – если ты хочешь чтобы тебя поддерживали на родине, по крайней мере не вывози деньги с нее чемоданами. Особенно, если эти деньги украдены у государства. В этом, собственно, Рашкин и просит разобраться Генпрокуратуру. Один из самых видных коммунистов в Думе не стал бы обращаться к Чайке без понимания, что власть настроена самым серьезным образом и делу дадут ход. Но в любом случае исход, скорее всего, предсказуем, вопрос только в том, какая его ждет камера – французская или отечественная, и как надолго. Не исключаю, что Керимов может пойти на сделку с Генпрокуратурой, дать показания по сделке с ВЭБом, признать вину. Тогда французам придется выдать его в Россию. Может, на это и расчет, ведь на родине, надо думать, и баланда гуще, да и насчет УДО договориться проще», — подчеркивает Борис Кагарлицкий.
Получить официальный комментарий Генеральной прокуратуры относительно расследования по запросу Валерия Рашкина на момент выхода публикации не удалось.
Новости по теме