Глава Дагестана готовит законопроект, который призван улучшить механизм противодействия распространению в СМИ (в частности, в Интернет-издания) запрещенной информации, которая может нанести моральный и психологический вред аудитории. С информацией об этом в четверг выступили сразу несколько республиканских и федеральных изданий.
Суть законопроекта заключается в том, чтобы внести отдельные поправки в два ключевых для этой сферы федеральных закона: ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и «О средствах массовой информации». Так, на популярной информационной площадке РД «Годекан» была опубликована статья «Рамазан Абдулатипов дал пас Госдуме», в которой объясняются мотивы, побудившие главу Дагестана выступить с законопроектом.
Выяснилось, что на сегодняшний день СМИ в нашей стране столкнулись с ситуацией, когда за упоминание в журналистских текстах отдельных организаций, которые в РФ признаны судом экстремистскими, террористическими, запрещенными…, издание получало предупреждение от Роскомнадзора за то, что журналист не указал факт того, что упомянутая организация в России запрещена. Например, как в ситуации с ИГИЛ или украинским «Правым сектором» (обе организации запрещены в РФ). В итоге и сами журналисты, и средства массовой информации запутались: почему, скажем, в случае с ИГИЛ необязательно указывать в каждом тексте «Организация, деятельность которой в РФ запрещена», а когда речь идет о «Правом секторе», то такая ремарка обязательна, иначе «письма счастья» от Роскомнадзора не избежать?…
Аргументируя инициативу Рамазана Абдулатипова, другой журналист – Мурад Абдуллаев – например, пишет (цитирую):
«Что будет, если в тексте журналистской статьи, упомянув такие организации, как «Правый сектор» или ИГ, не указать, что эти организации признаны судом запрещенными? В первом случае, СМИ может грозить предупреждение от Роскомнадзора (а еще хуже – от Прокуратуры региона), так как согласно статье 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», в нашей стране запрещено распространять в СМИ информацию об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности.
Отметим, что в данном случае законодатель имеет ввиду те организации, которые признаны судом экстремистскими и деятельность которых запрещена. Все эти организации включены в реестр Минюста РФ, а значит журналисты обязаны в своих текстах, в случае, если хоть раз упоминают в нем название любой запрещенной в РФ экстремистской организации, указывать на подобного рода запрет».
Как поясняет журналист, в нашей стране существует два списка запрещенных организаций, и, оказывается, применение их на практике существенно отличается. Первый список – это реестр Минюста РФ, второй – реестр ФСБ. В первом – организации экстремистские, во втором – террористические. Казалось бы, в чем проблема-то?
Как сообщает автор публикации на сайте «КАВПОЛИТ», ИГ числится именно в «террористическом» списке ФСБ, т.к. «Исламское государство» — это запрещенная Верховным судом РФ террористическая (!) организация. Только вот закон «О средствах массовой информации» не требует сопровождать упоминание подобного рода объединений специальными примечаниями!
Выходит, что, упоминая в своих текстах такую опасную организацию, как ИГИЛ, журналистов никто не обязывает помечать ее фразой о запрете, зато далекий и мало как способный негативно повлиять на россиян «Правый сектор» должен непременно сопровождаться вожделенной ремаркой.
Так что же предлагает Абдулатипов?
Как считает Глава Дагестана, указанная юридическая коллизия не только вносит путаницу в деятельность СМИ, но и сама по себе является необъективной. Рамазан Абдулатипов убежден, что сегодня действительно крайне необходимо внести поправки в закон о СМИ в той части, какие именно организации нельзя упоминать без указания на то, что их деятельность запрещена в России. Пока что это правило распространяется исключительно на список Минюста, однако если инициатива, выдвигаемая Абдулатиповым, получит поддержку законодателей, то в соответствующие законодательные акты будут внесены дополнения относительно освещения в СМИ деятельности организаций из списка ФСБ.
Напомню, что ранее республиканские издания обсуждали еще один пакет законопроекта, автором которого является Абдулатипов. Речь идет о поправках в федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности». Глава Дагестан предлагает законодателям приравнять публичную демонстрирование символики террористических организаций к аналогичным действиям с нацистской символикой, в этом случае СМИ не смогут более публиковать фото и видео материалы, на которых будет запечатлены флаги запрещённых в России террористических организаций.
Абдулкерим Мустафаев
Новости по теме