Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о создании двух новых территорий опережающего развития — «Каспийск» в Дагестане и «Чусовой» в Пермском крае. У этих территорий опережающего развития не будет узкой специализации, планируют открывать предприятия широкой направленности. Ранее премьер постановил создать 4 территории опережающего развития (ТОР) в Смоленской, Мурманской и Челябинской областях, а также в Республике Коми.
В интервью РИА «Дербент» известный экономист Маир Пашаев рассказал о проблемах развития моногородов в Дагестане, их потенциале и сложности реализации заявленных правительством страны планов. В Дагестане определены два моногорода – Каспийск и Дагогни. В чем схожесть и отличия их проблем? Каспийск – развитый промышленный город, и часть складывающейся Махачкалинско-Каспийской агломерации, быстро растущая. Город прибрежный, с пляжной зоной, со «своим» аэропортом. В этом плане Каспийск изначально имел неоспоримые конкурентные преимущества и возможность взять высокую планку. Хотя данные конкурентные преимущества никак не используются.
А Дагестанские Огни уже четверть века в статусе города, но так и остался поселком городского типа. Некоторое развитие получила часть города, примыкающая к федеральной трассе. Из-за чего теперь город стал похож на птицу с одним крылом. О необходимости программы развития моногородов несколько лет назад постановил Дмитрий Медведев. Насколько актуальны решения правительства РФ и как они реализуются в Дагестане? Утвержден перечень монопрофильных городов, принята приоритетная программа «Комплексное развитие моногородов», создан федеральный Фонд развития моногородов при ВЭБ. В Дагестане при минэкономики создано ГКУ «Дирекция по моногородам Республики Дагестан».
Пока необходимые решения приняты только по Каспийску, городу Дагестанские Огни еще предстоит пройти организационный период. Следует отметить, что выполнить на практике требования федерального центра очень сложно. В частности, требования Комплексной инвестиционной программы и организации ТОСЭР. По этой причине в Дагестане программа реализуется тяжело и с большим отставанием. Кроме того, у нас традиционно большие проблемы с реальными инвесторами, инвестиционными проектами и инвестиционными средствами для их реализации.
Фонд развития моногородов предоставляет инвестиционные средства только на условиях соинвестирования.
В Дагестане несколько лет назад началась реализация проекта организации инвестиционной площадки «Уйташ» в Каспийске. Насколько оправданным, на Ваш взгляд, является этот проект?
Проект ИП включает в себя создание индустриально-строительного комплекса, строительство комплексного логистического центра, техническое перевооружение и расширение заготовительного производства завода им. Гаджиева. Инфраструктура инвестиционной площадки создана за счет бюджетных средств, инвестиционные проекты реализуются – можно сказать, что инвестиционная площадка состоялась. Но пока крупных частных инвестиций практически нет, проекты реализуются с трудом, в основном за счет привлеченных средств.
Даже если они будут реализованы, вовсе не означает, что они эффективны, рентабельны, и возвратность средств под вопросом. С этими параметрами, как правило, в республике большие проблемы. Изначально в рамках реализации проекта ИП планировалось строительство трех объектов на общую сумму 20 млрд рублей, однако от одного из них (логистического центра) отказались, и мощность ИП уменьшилась до 6 млрд. руб. В чем причина отказа, как Вы считаете? Ведь и другие крупные инвестиционные проекты в Дагестане потерпели фиаско. Думаю, причины те же – в Дагестане не созданы условия для притока крупных инвестиций, нет развития.
Глава республики создает потемкинские деревни и потешные войска. Ни стратегии Дагестана, ни промышленной политики, аграрной политики, ни планирования или долгосрочного проектирования республики, мы так за четыре года и не дождались. Поговорим о Дагестанских Огнях. В целом, южнодагестанский город сильно отстает от остальных, что усложняет его судьбу. С чем Вы связываете такое отставание? Что необходимо предпринимать администрации города? Следует ли ожидать появление новой ИП и в Д.Огнях? Действительно, город Дагестанские Огни сильно отстает в своем развитии, хотя также включен в программу развития моногородов. Думаю, начинать нужно с диагностики и анализа состояния городского округа.
Далее следует составление и утверждение Комплексной инвестиционной программы моногорода, выработка стратегических решений для развития городского округа, разработка и утверждение антикризисной модели управления. Должны быть определены направления реформ и изменений действующей практики администрации на функциональном уровне. Последний этап — организация «Территории опережающего социально-экономического развития «Дагестанские Огни» и индустриального парка.
Стекольный завод в г. Дагестанские Огни
В настоящее время для реализации подобного типа стратегий городского округа нет предпосылок: профессиональных кадров, ключевых компетенций подразделений администрации, качественного планирования, проектирования, недостаточны уровни коммерциализации хозяйственных процессов и социализации городской жизни, налицо острейший дефицит финансирования. Город пока воспринимается как провинциальный рабочий поселок и не получил должного городского облика. Более того, город может остаться «вечным поселком», «вечной экспериментальной площадкой» и «вечным спутником» Дербента, что мешает его развитию и позиционированию, а все «болезни роста» со временем будут проявлять себя сильнее. В данном случае программу развития моногородов необходимо использовать и в других целях.
Например, в качестве точки бифуркации городского развития: а) для формирования нового менеджмента города; б) для разработки нового мастер-плана города; в) для новой инвестиционной модели развития. В целом, есть потребность в «заказчике развития», которым может стать Минэк РД. Иначе «глобальная неопределенность» в городе никогда не закончится. Ибо ситуация, возможно, вошла в ступор и вечное «решение проблем». Несмотря на свою отсталость, у города достаточно высокая туристическая привлекательность, обусловленная историческими и природными особенностями, наличием рекреационных ресурсов в прибрежной зоне – в данном случае стратегически важно побудить посетить город Дагестанские Огни туристов, посещающих Дербент.
Наличие внутри города свободных территорий, а также прилегающих к городу территорий, сельхозугодий и наличие поливной воды, позволяют инициировать ряд инвестиционных проектов. Благоприятная демографическая ситуация, рост численности трудоспособного населения, наличие высокой экономической активности населения, транспортная доступность, включая близость федеральной трассы и короткое транспортное плечо до Дербента, также являются весомыми факторами в пользу развития города. Недавно в Совете Федерации состоялись парламентские слушания об актуальных задачах развития моногородов. Участники мероприятия заявили, что создание в них территорий опережающего развития обеспечит приток инвесторов и ликвидирует безработицу. Имеется ли у дагестанских моногородов соответствующий потенциал? Потенциал есть.
В принципе, у каждой территории есть свой потенциал, оригинальный, неповторимый. Но потенциал, как правило, скрытый, и автоматически не транслируется в инвестиции и развитие. Правительство РФ огласило критерии оценки мэров моногородов, ими стали создание новых рабочих мест (за 2 года в 251 моногороде должны быть созданы 230 тыс. р.м., в том числе и временных), а также благоустройство городов. Справится ли Дагестан с этим заданием? Думаю, что нет. По крайней мере, подходы к реализации программы в Дагестане и темпы инвестиций не соответствуют ни требованиям федерального центра по данной программе, ни требованиям необходимости комплексного развития территорий. Развитие любого города, тем более моногорода, — вещь финансово затратная. Хватит ли денег на осуществление замыслов, планов? Опять-таки, это крайне проблематично. Пока не вижу государственных стратегических решений, организационно-проектной работы и рыночных подходов.
Беседовал Мурад Шихахмедов
Новости по теме