В Дагестане рапортуют об успехах программы расселения аварийного жилья. Но есть ли реальный повод для оптимизма?
Программа по расселению аварийного жилья исполняется ускоренными темпами: в 2017 году должны оставить свои ветхие дома жители Дагестанских Огней, Дербента, Махачкалы, Южно-Сухокумска и Тарумовского района. Селить же их пока фактически некуда – новые дома не достроены, ситуация, как признают чиновники, критическая. Чем грозит очередной срыв переселения аварийщиков?
Вопрос расселения аварийного жилья остро стоит много лет.
Республиканская программа с 2002 до 2010 года была фактически сорвана.
С 2010 по 2013-й тоже не было явных результатов, несмотря на то, что еще в 2007 году был принят закон №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Срок нынешней программы скоро истечет – она рассчитана на период с 2013 по 2017 год, а результаты пока не радуют.
Однако власти уже отчитались: программа будет-таки завершена к 2018 году.
Работы ведутся очень активно – в Дербенте строят в две смены, в Махачкале – в три.
«В столице Дагестана на улице Бейбулатова к сдаче готовятся три 14-этажных дома. Ведутся отделочные работы и прокладка коммуникаций. Рядом с домами будет построен детский сад на 500 мест.
В микрорайоне Эльтав завершается строительство 16-этажного дома для переселенцев из ветхого жилья. Прокладываются коммуникации, ведется внутренняя отделка», – сообщает «Интерфакс-Юг».
Избушка на опушке
«Для махачкалинцев, которые долгие годы живут в ветхих домах без всяких коммунальных удобств, получение новых теплых благоустроенных квартир с центральным отоплением, горячей и холодной водой станет долгожданным и радостным событием», – пишет пресс-служба администрации Махачкалы.
Но многих переселенцев, вопреки мнению чиновников, грядущий переезд не радует.
Большинство домов, признанных ветхим жильем, находятся в центре города.
Жильцам не нравится перспектива переезда в многоэтажки на окраине, где нет нормальной инфраструктуры для жизни. Например, вышеуказанный микрорайон Эльтав.
Дом на 197 квартир, строительство которого мэр Мусаев инспектирует чуть ли не раз в неделю, находится фактически в лесу: под него был выделен кусок Эльтавского леса, зеленые насаждения вырублены.
Площадь вокруг перекопана и присыпана гравием, вокруг видны небольшие частные дома. В конце ноября сюда только прокладывали инженерные коммуникации.
При этом дом готовятся сдать в эксплуатацию со дня на день. Такая спешка внушает опасение за качество строительных и ремонтных работ.
Еще в 2015 году, когда строительство дома в микрорайоне Эльтав только началось, потенциальные его жильцы были возмущены выбранным для него местом.
Так, люди рассказывали «Черновику», что эта местность – «лес и болото», где «целыми днями выкачивают воду».
Бюджет, заложенный на период с 2013 по 2017 год, предусматривал ликвидацию 182 аварийных домов в одной только Махачкале.
Квартир, которые запланировано сдать переселенцам до конца 2016 года, 627. Точных данных о том, сколько квартир нужно было построить за весь период программы, нет.
Но уже из приведенных цифр ясно, что большинство домов пока не расселены.
На самый последний момент отложен вопрос расселения аварийщиков и в Дербенте – в сентябре сообщалось, что дома для них построить не успевают.
Национальное телевидение Дагестана делало сюжет о реализации программы – в город тогда наведался министр строительства республики Ибрагим Казибеков.
Министр признал ситуацию критической: сроки сорваны, нужно принять экстренные меры.
Можно было бы сказать, что расселение идет медленно, потому что землю найти сложно, а дома строить долго. Но это не про Дагестан: здесь многоэтажки вырастают как грибы после дождя.
Пример – тот же дом в Эльтавском лесу, а также масса жилых комплексов с видом на Каспий – их, правда, строят на продажу, а не для льготников.
Особенно быстро появляются разномастные торговые центры – частенько как раз напротив аварийных домов.
Автор этих строк осенью 2015 года задавала вопрос главе республики – о том, когда будет решена проблема хаотичной застройки Махачкалы.
Рамазан Абдулатипов обещал разобраться. Однако августовская поездка в Махачкалу показала – изменений не наблюдается.
Расстрельный квартирный вопрос
Программа расселения ветхого жилья в Махачкале не была приоритетна ни для Саида Амирова, ни для Муртазали Рабаданова.
Первый заниматься этим вопросом не хотел, второй не успел – Рабаданов пробыл и.о. лишь десять месяцев и ушел по собственному желанию, чтобы полностью заниматься делами ДГУ, где он является ректором.
Амиров же обычно отвечал, что на переселение нет денег – федеральный бюджет дает мало, а республика не добавляет.
А ведь на расселение ежегодно выделялись сотни миллионов рублей.
В период с 2008 по 2016 год, по данным Фонда ЖКХ, Дагестан получил 6,61 млрд рублей для реализации программ капремонта домов и переселения граждан из аварийного жилья.
Также республикой было добавлено 2,43 млрд рублей в порядке софинансирования.
Сами махачкалинцы говорят, что активно за реализацию программы взялся мэр Магомед Сулейманов.
Будучи главой Избербаша, он смог привести город в относительный порядок, и рассчитывал так же действовать в Махачкале.
Это его потопило – он был готов потратить на реальные проекты больше, чем другие близкие к бюджетам «большие люди», таким образом, фактически залез им в карман.
Но это лишь одна версия: по другой, Сулейманов проблемой занимался не более, чем его предшественники.
Увольняя его, Абдулатипов сказал, что тот потерял доверие горожан и власти, потому что «неэффективно реализуется программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, продолжается незаконное строительство».
Нынешний глава города Муса Мусаев не раз инспектировал вместе с Сулеймановым строящиеся объекты – ведь он занимал пост министра строительства, архитектуры и ЖКХ республики.
Говорили, что он возглавил махачкалинскую администрацию неспроста – как специалист в этой области, он должен был разобраться с проблемой расселения наверняка.
Если и он провалит задачу, то неминуемо с позором отправится в отставку, как Сулейманов.
Дамоклов меч расселения
«Для администрации города выполнение программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья – это жизненно важный вопрос», – говорило руководство столицы еще в 2015 году.
В 2016 он стал еще более важен – ведь на кону репутация главы республики, а может, и нечто большее.
За срыв программы по расселению аварийного и ветхого жилья уже лишился поста губернатор Забайкальского края Константин Ильковский.
Получил выговор, но сохранил позиции глава Карелии Александр Худилайнен.
Министерство строительства и ЖКХ поднимало вопрос об инициировании отставок глав субъектов РФ за невыполнение программы.
Ситуация в Дагестане, конечно, не настолько плоха, как в других регионах, которыми обеспокоены в ОНФ.
И рейтинг самого главы Рамазана Абдулатипова высок – он входит в списоксамых эффективных региональных управленцев.
Но надолго ли это – зависит от качества исполнения важнейших госпрограмм, и расселение аварийщиков в приоритете.
http://kavpolit.com/
Новости по теме