Как скромный депутат Левашинского райсобрания со средним образованием Абдулла Гасанов стал главным обнальщиком страны и участником рейтинга журнала для миллиардеров
Дагестанцы не перестают удивлять отечественную общественность своим умением зарабатывать капиталы. В марте американский журнал «Форбс» обнародовал 30-й список богатейших людей мира, в котором выше всех из российских олигархов – на 60-е место – сумел подняться уроженец Каспийска Леонид Михельсон. Впрочем, свое благосостояние дагестанцы куют не только легальным путем. Не так давно российская версия «Форбс» опубликовала антирейтинг под названием «Короли обнала». В него вошли 10 отечественных дельцов, в сумме обналичивших 600 миллиардов рублей. Один из них – депутат Левашинского райсобрания (теперь уже бывший) Абдулла Гасанов. Как депутат районного уровня смог провернуть аферу на 100 миллиардов рублей, названную полицейскими одной из самых масштабных в стране за последние несколько лет?
Герой «Форбса»
А. Гасанов, 1962 года рождения, образование среднее, член «Единой России». Предприниматель, занимался розничной торговлей в Махачкале. Осенью 2010 года от села Уллуая, в котором проживают 6,5 тысяч человек, был избран депутатом в Левашинское райсобрание со сроком полномочий в пять лет. В марте 2014 года Абдуллу Гасанова сняли с автобусного рейса «Махачкала – Волгоград» и препроводили под стражу. Как выяснилось, депутат-единорос, спокойно ехавший в междугороднем автобусе, являлся подозреваемым по резонансному делу «черных инкассаторов» и в связи с этим разыскивался Следственным комитетом России. С тех пор, по данным СМИ, Абдулла Гасанов вместе с другими организаторами преступной группы находится в московском СИЗО №4.
Левашинский депутат стал одним из последних задержанных в рамках дела «черных инкассаторов». Годом ранее, 28 марта 2013 года, в аэропорту «Внуково» оперативники нескольких отечественных спецслужб при поддержке СОБРа задержали сотрудников частного охранного предприятия «Карат-1» из Махачкалы, которые доставили в Москву несколько тюков с 600 миллионами рублей. Операция была громкой во всех смыслах – правоохранителям пришлось стрелять в бронированный «Форд Транзит», на котором ЧОПовцы пытались скрыться из «Внуково». Работа одного из терминалов на время спецоперации была парализована…
В течение дня-двух были задержаны еще несколько членов преступной группы, которые трудились «белыми воротничками» в банковской сфере Москвы и Подмосковья. После задержаний и обысков по личным и деловым адресам подозреваемых пресс-служба Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России заявила о пресечении канала поставки «теневой» наличности и ликвидации группы «чёрных инкассаторов». В МВД пояснили, что злоумышленники занималась незаконными банковскими операциями, в частности, переводами по поручениям физических и юридических лиц, обналичиванием, а также нелегальной транспортировкой денег из Махачкалы в Москву. «По предварительным подсчетам, в результате их деятельности в теневой сектор экономики выведено более 100 млрд рублей», — сообщало тогда ведомство.
Схема обнальщиков
Схема работы «черных инкассаторов», которую представили в СМИ следователи, выглядела таким образом. Один из организаторов группы Игорь Кузнецов в 2007 году благодаря содействию начальника отдела неторговых операций комбанка «Инвестиционный союз» Сергея Горячева при отделении банка в Химках открыл операционную кассу вне кассового узла (ОКВКУ). По сути, Кузнецов создал нелегальную кредитную организацию, которая действовала «без регистрации и вне банковской системы, но с фактическим использованием ее возможностей». Теневики уже тогда занимались обналичиванием денег для своих клиентов, но в столице с наличными была напряженка. В 2011 году И. Кузнецов познакомился с депутатом Левашинского района Дагестана Абдуллой Гасановым, который и вывел его на банковские просторы Дагестана – крупнейшую по тем временам обнальную площадку страны. И дело партнеров-обнальщиков приобрело существенно больший размах. Кузнецов и Гасанов находили предпринимателей, которые за вознаграждение заключали с их московскими клиентами фиктивные сделки для обналичивания денег в дагестанских коммерческих банках. Наличные «черным инкассаторам» поставляли и махачкалинские бизнесмены с местных рынков и торговых центров, желающие уйти от налогов. «Филиал ОПС, по данным следствия, Абдулла Гасанов открыл в торговом павильоне возле махачкалинского стадиона «Труд», — сообщал «Коммерсант». Все деньги – из банков и от коммерсантов – аккумулировались в специальных тайниках, откуда крупными партиями переправлялись в Москву. За хранение и транспортировку наличных отвечала уже другая группа «черных инкассаторов» — сотрудники ЧОП «Карат-1». Совладельцами охранной конторы были братья Магомед и Магомедрасул Каратовы. ЧОПовцы обеспечивали перевозку денег авиарейсами из Махачкалы в Москву и доставляли их по адресам клиентов – физических и юридических лиц. Предполагается, что и на стадии перевозки денег не обходилось без Абдуллы Гасанова, который в силу своей депутатской неприкосновенности мог помочь ЧОПовцам пронести тюки с миллионами через VIP-залы аэропортов и мимо дежуривших там же полицейских…
Клан своих не сдает
Дело «черных инкассаторов» на стадии расследования было разделено, и сумма в 100 миллиардов обналиченных рублей ни в одном из них, похоже, уже не фигурирует. Следствие в отношении ЧОПовцев во главе с совладельцами фирмы «Карат-1» братьями Каратовыми еще расследуется. Дело «белых воротничков», в котором фигурируют Абдулла Гасанов, Игорь Кузнецов и еще девять человек, было передано из МВД в Следственный комитет. Это было связано с депутатским статусом Гасанова – дела подобных юридических «спецсубъектов» положено вести СКР. В 2015 году Гасанову и Кузнецову предъявили обвинения по двум статьям УК РФ – организация преступного сообщества (статья 210) и незаконная банковская деятельность (статья 172). По мнению следователей, фигурантами были незаконно обналичены более 5,7 миллиардов рублей. В марте стало известно, что все 11 обвиняемых по делу ознакомились с его материалами, и оно передается в Генпрокуратуру – для утверждения.
По мнению адвоката А. Гасанова, его подзащитный – простой человек и вряд ли мог стать организатором группы обнальщиков без «мало-мальски соответствующего образования». В интервью «Кавказской политике» адвокат экс-депутата У. Сайгитов заявил, что «фактически Гасанов был одним из более чем 50 клиентов, передававших свои наличные сбережения для банковских операций».
Другое дело, что А. Гасанов может быть лишь вершиной дагестанского айсберга «черных инкассаторов», как И. Кузнецов – московского. Не зря оба отказались сотрудничать со следствием. Вероятно, своих покровителей экс-депутат и экс-банкир опасаются больше, нежели сокамерников по московскому СИЗО.
Дагестанская «крыша» и покровители-силовики
Кто может быть покровителем «черных инкассаторов»? В Дагестане – тузы банковской сферы. Вспомним, что в 2013-2015 годах больше десятка региональных банков республики лишились лицензий, возбуждены уголовные дела о финансовых махинациях во многих из них, включая «Эсидбанк», «Дагэнергобанк», «Витас-банк» и другие. Но пока никто из крупных банкиров или связанных с ними лиц, кроме депутата республиканского парламента Магомеда Магомедова, обвиненного в выводе средств из филиала «Витас-банка», не сел за решетку. Более того, по версии «Новой газеты», бизнес по обналичиванию средств в республике сохранился, хоть и потерял в масштабе. «Каждый может доставить по 5-10 миллионов, получив при этом пару-тройку купюр по 5 тысяч рублей. Именно поэтому рейсы Махачкала – Москва по-прежнему переполнены «деловыми людьми», — отмечала «Новая газета» в конце 2014 года. А в Москве только в июле 2015 года был задержан экс-советник председателя правления комбанка «Инвестиционный союз» Руслан Агарзаев. Похоже, он продолжал дело «черных инкассаторов». Как сообщила московская полиция, Агарзаев вместе с сообщниками из числа коллег, используя счета фиктивных организаций, проводил незаконные банковские операции по транзиту, обналичиванию, инкассации, выводу средств из-под госсконтроля. «С апреля 2014 по январь текущего года группа извлекла незаконный доход на общую сумму более 24 млн руб.»,- пишет «Коммерсант» со ссылкой на пресс-службу столичного УВД.
Покровители у «черных инкассаторов» могут быть и среди высокопоставленных силовиков. «В ходе следствия опера вышли не только на крупных заказчиков, чьи деньги «каратовцы» доставляли в Москву, но и на их покровителей в ФСБ и МВД… Но фигуры оказались настолько высокими, что следствие не решилось громко назвать их имена», — писала «Новая газета» в 2014 году. От себя добавим, что косвенное подтверждение этой версии – в арестах руководителей ГУЭБиПК МВД Дениса Сугробова, Бориса Колесникова и их подчиненных через несколько месяцев после возбуждения дела «черных инкассаторов». Сугробова обвинили в создании преступного сообщества, его и подчиненных – в фальсификации доказательств и в сфабрикованных уголовных делах. В феврале начался суд над полицейскими.
Вероятно, скоро окажется в суде и дело экс-левашинского депутата А. Гасанова и других фигурантов. Непонятно лишь, как же так: «черные инкассаторы» в СИЗО, а дело их живет… Не пора ли следователям все-таки добраться до «крыши»?
Тагир Ахмедов
Источник: http://dagestan-info.com/черные-инкассаторы-и-их-дагестанск/
Новости по теме