Ганакаев покинул пост руководителя дагестанского филиала ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск». Он считался ставленником объявленного в международный розыск главы дагестанского управления Пенсионного фонда РФ Сагида Муртазалиева. По имеющимся данным, временно исполняющим обязанности главы филиала газовой компании назначен Ильяс Магомедов – представитель другого авторитетного клана, который возглавляет бывший спикер парламента Дагестана Магомед-Султан Магомедов.
Человек Муртазалиева
Неофициально об отставке Адильхана Ганакаева стало известно еще на прошлой неделе, представители ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» подтверждают, что в дагестанском филиале компании состоялась смена руководства.
На сайте «Газпром межрегионгаз Пятигорск» информация о новом руководителе дагестанского филиала пока не выложена, но источники в республике утверждают, что им стал Ильяс Магомедов, исполнительный директор ООО «Газпром газораспределение Дагестан».
Адильхан Ганакаев возглавил дагестанский филиал «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в мае 2013 года, до этого он руководил Бабаюртовским районом республики.
Этот крупный муниципалитет, населенный преимущественно кумыками, еще в прошлом десятилетии вошел в сферу влияния так называемого «Северного альянса», неформального политического объединения во главе с влиятельными аварцами – мэром Хасавюрта Сайгидпашой Умахановым и олимпийским чемпионом по вольной борьбе Сагидом Муртазалиевым.
Именно последний всегда считался негласным покровителем Адильхана Ганакаева.
Можно, к примеру, вспомнить, как в 2010 году Муртазалиев и глава Хасавюртовского района Джамбулат Салавов оказали Ганакаеву силовую поддержку в борьбе с его оппонентами – семьей Карагишиевых, которая выдвигала своего кандидата на выборы в местное собрание депутатов.
В ходе стычки с группой поддержки один из представителей этой фамилии был убит, после чего жители Бабаюрта перекрыли федеральную трассу, и разрешить конфликт удалось только при помощи тогдашнего вице-премьера Дагестана Ризвана Курбанова.
После назначения главой республики Рамазана Абдулатипова Адильхан Ганакаев как будто внял заявлениям нового руководителя о необходимости обновления руководящих кадров и сложил по собственному желания полномочия главы Бабаюртовского района, который возглавлял с 2001 года.
На самом же деле Ганакаев пошел на повышение, потому что должность главы дагестанского филиала ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» куда более влиятельна, чем пост руководителя сельского района.
Одновременно это назначение означало, что в Дагестане серьезно усилились позиции главы местного управления Пенсионного фонда Сагида Муртазалиева, за которым, в свою очередь, просматривалась фигура его давнего друга – главы Чечни Рамзана Кадырова.
Сагид Муртазалиев. Фото: m-kala.ru
Последний же, в свою очередь, был известен тесными связями с влиятельным черкесским кланом Арашуковых, глава которого – советник руководителя компании «Газпром межрегионгаз» – давно имел репутацию «газового короля» Северного Кавказа.
Заколдованный долг
Официально смена руководства в дагестанском филиале «Газпром межрегионгаз Пятигорск» объяснялась необходимостью усиления работы по собираемости платежей за газ.
На начало 2013 года объем газовых долгов республики составлял 16,3 млрд рублей – значительно больше, чем в других регионах СКФО, причем основная часть задолженности приходилась на население.
Сразу же после назначения на новую должность Адильхан Ганакаев начал кампанию по улучшению платежной дисциплины, проявившуюся прежде всего в серии показательных отключений газа злостным должникам.
Однако каких-либо существенных результатов это не принесло: на начало 2014 года задолженность Дагестана по платежам за газ перевалила за 22 млрд рублей.
А в конце 2013 года у премьер-министра Дмитрия Медведева состоялось памятное совещание, где глава правительства РФ квалифицировал ситуацию в газовой отрасли и энергетике вообще на Северном Кавказе как безобразие.
Новая серия репрессивных мер в отношении неплательщиков не заставила себя ждать, но задолженность, как заколдованная, не хотела становиться меньше.
Титанические усилия Адильхана Ганакаева и его команды привели к тому, что за 2014 год уровень оплаты конечных потребителей за газ вырос на 2,3% в сравнении с 2013 годом. Но при этом общий объем долгов вновь увеличился – и к маю этого года достиг, по сообщению главы Агентства по энергетике Дагестана Магди Гитинова, уже 27 млрд рублей.
Иными словами, всего за два с половиной года дагестанский долг за газ вырос более чем в полтора раза.
Первый «сигнал на выход» для Адильхана Ганакаева прозвучал в середине июня, когда дагестанские СМИ со ссылкой на источники в правоохранительных органах подтвердили, что против него заведено уголовное дело по обвинению в незаконном распределении так называемого разбаланса газа на сумму 11 млрд рублей.
Руководство ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» тогда факт возбуждения дела не подтвердило, однако эта история вновь напомнила о давнем конфликте, связанном с подсчетами суммы дагестанского долга за газ.
Одним из главных оппонентов «Газпрома» в этом вопросе был бывший вице-премьер Дагестана Магомедгусен Насрутдинов, неоднократно ставивший под сомнение достоверность официальных цифр задолженности.
Бывший вице-премьер Дагестана Магомедгусен Насрутдинов. Фото: azbar.ru
Однако в начале 2014 года Насрутдинов был задержан и сейчас находится под судом по делу о махинациях с отчуждением газовых сетей в пользу ОАО «Даггаз», в число владельцев которого входят члены его семьи.
Похоже, окончательно судьбу Адильхана Ганакаева решило уголовное преследование его могущественного покровителя Сагида Муртазалиева, который в конце июля стал фигурантом ряда дел по тяжким составам УК РФ, а 10 сентября был заочно арестован Басманным судом Москвы.
А через три дня Адильхан Ганакаев и его окружение потерпели поражение у себя на родине, в Бабаюрте, где на выборах в местное собрание депутатов победила КПРФ во главе с заместителем прокурора Бабаюртовского района Эльдаром Карагишиевым – представителем той самой семьи, с которой у Ганакаева пять лет назад случился острый конфликт.
Союз нефти и газа
Предполагаемое назначение новым руководителем дагестанского филиала ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» Ильяса Магомедова выглядит весьма неожиданно, поскольку его семья в последние пару лет снизила былую влиятельность.
Дядя Магомедова, бывший спикер Народного собрания Дагестана и фактический бенефициар крупнейшего оптового оператора топливного рынка в регионе (ОАО «Дагнефтепродукт») Магомед-Султан Магомедов был одним из наиболее влиятельных бизнесменов при предыдущем главе республики Магомедсаламе Магомедове (с которым они не являются родственниками).
Магомед-Султан Магомедов. Фото: nsrd.ru
Но с назначением главой Дагестана Рамазана Абдулатипова Магомед-Султан Магомедов оказался на вторых ролях, а в его бизнесе наступили не самые простые времена.
Сначала группа «Сумма» Зиявудина Магомедова и ее партнер в Новороссийском порту государственная АК «Транснефть» заявили о намерениях расширять мощности перевалки углеводородов в Махачкалинском порту в обход нефтебазы «Дагнефтепродукта».
А затем был отложен ввод в эксплуатацию построенного на территории этого предприятия нового нефтеперерабатывающего завода мощностью 1 млн тонн нефти в год.
Зиявудин Магомедов. Фото: vedomosti.ru
По имеющимся сведениям, у предприятия возникли проблемы с оформлением ряда документов, хотя, согласно последним данным, оно все же должно быть запущено в конце этого года.
Однако планы «Суммы» и «Транснефти» быстро реализовать не удалось, и уже в начале этого года появились первые признаки того, что Магомед-Султан Магомедов может восстановить свою влиятельность.
В частности, сообщалось, что «Дагнефтепродукт» стал спонсором дагестанской федерации волейбола, которую возглавляет брат главы республики Раджаб Абдулатипов.
А в апреле в ходе встречи Рамазана Абдулатипова с руководителем вьетнамской госкомпании «Петровьетнам» Нгуеном Куок Кханем стало известно, что «Дагнефтепродукт» должен выступить партнером в одном из проектов, который вьетнамцы хотят реализовать в Дагестане.
Между тем племянник Магомед-Султана Магомедова Ильяс Магомедов сам является довольно известной фигурой в газовой отрасли республики – руководителем газотранспортной компании «Газпром газораспределение Дагестан» (до июня этого года называлась ООО «Дагестангазсервис»).
И если информация о его назначении главой дагестанского филиала ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» подтвердится, это будет означать, что семья Магомедовых займет самые прочные позиции в нефтегазовой сфере республики.
http://kavpolit.com/articles/v_dagestane_smenilsja_starshij_po_gazu-20193/
Новости по теме