Среди селений, которые первоначально были населены аварцами, но в дальнейшем «чеченизировались», можно отметить Химой (авар. – Гьима). Оно было основано жителями аварского села Гаквари приблизительно в начале XVII в. Согласно сообщению от 1909 г., 52-летний Магома Алиев из села Химой считал себя восьмым потомком одного из основателей селения – Ибрагима из села Гаквари (Ибрагим – Ражабилав – Амир – Ражабилав – Али – Ражаб – Али – Магома). По рассказу Магомы, до прихода гакваринцев сюда это было пустое место, где они основали селение, также он подчеркивает, что его предки говорили по-аварски («по-тавлински»). Однако кроме собственно аварцев в Химое имелись и чеченские тухумы. Автор статьи от 1909 г. подчеркивает, что в Химое имелось две «стороны в составе населения». Одна из сторон, представленная чеченцами («нахчи»), по его словам, «стоит за уравнение наделов», поскольку является малоземельной или безземельной частью общины, а другая сторона, представленная гакваринскими аварцами, «составляет зажиточный класс населения, стоящий с давних пор во главе его и отстаивающий свое право первого займища и расширения владений разными способами». Этнограф Н. Г. Волкова также пишет, что в 1860-х гг. среди химойцев «не все по происхождению гакваринцы, и значительную часть жителей составляли чеченцы». Со временем, однако, чеченский язык стал основным средством общения в Химое, а после депортации 1944 г. и переселения в равнинную часть Чечни в 1957 г. изменилось и самосознание химойцев, которые сейчас читают себя чеченцами.
Н. Г. Волкова также пишет, что в 1969 г. ею был записан рассказ об аварском происхождении жителей еще одного шаройского селения – Хакмадой (авар. –ГьагIмади).
Ш. Исаев в начале 1990-х гг. записал предания, согласно которым значительная часть жителей села Шарой являются по происхождению аварцами из села Чох. В отличие от вышеуказанных селений, жители которого уже считают себя чеченцами и знают в массе своей только чеченский язык, аварский язык и самосознание сохранились в трех селениях Шаройского района. Это Кванхи, Чадири и Бути. По переписи 2002 г. почти 100% жителей Кванхи (1 331 чел.), 58% Бути (21 чел. из 38) и 70% Чадири (85 чел. из 121) записались аварцами. В реальности процент аварцев в этих селениях еще выше, поскольку аварцами записались только кванхинцы, живущие в их селениях, а коренных бутинцев и чадиринцев записали чеченцами. По переписи 2002 г. аварцы составляли 64% жителей Шаройского района (1 430 чел. из 2 236), а чеченцы – 36%. По переписи 2010 г. аварцы составляли уже 54,4% населения района (1 684 чел.), а чеченцы – 45,6%.
Село Чадири Шаройский район ЧР
Население Шаройского района (по переписи 2010 г.)
Населенные пункты
|
Аварцы
|
Чеченцы
|
Бути
|
33
|
20
|
Кванхи
|
1 541
|
13
|
Кесалой
|
0
|
54
|
Кири
|
0
|
203
|
Шикарой
|
0
|
125
|
Хакмадой
|
0
|
178
|
Химой
|
0
|
308
|
Хуландой
|
0
|
56
|
Цеси
|
0
|
111
|
Чадири
|
106
|
38
|
Шарой
|
4
|
305
|
Административные границы
Исторически аварские селения Кванхи, Бути и Чадири входили в состав Дагестана. Собственно дагестанские и русские источники свидетельствуют, что эти населенные пункты являлись частями вольных обществ (авар. – бо) Чамалал и Технуцал, которые, в свою очередь, входили в состав Аварского нуцальства. Согласно опубликованным документам конца XVIII в. село Бути вместе с населенными пунктами Ансалта, Тандо, Годобери, Зибирхали и др. входило в состав Аварского нуцальства и уплачивало в казну государства 20 овец и 2 ягнят. В то же время село Кванхи (в документе указано именно как Кванхи) в казну Аварского нуцальства выделяло 21 овцу, а Чадири – 50 овец и 3 годовалых барашка. Исходя из нормы налогообложения, можно полагать, что в XVIII в. в Чадири имелось около 53 хозяйств, в Кванхи – 21, а в Бути – 22 семьи.
Офицер Генштаба Российской армии В. И. Мочульский в первой половине XIX в. писал, что аварское Кванхи (Канхи) расположено рядом с «кистинским», т. е. чеченским селением Кири, но входит в состав аварского бо Чамалал. Тогда в нем имелось 40 дворов под управлением старшины Хужамахамы (Ходжа Махамма). Рядом с Кванхи располагалось аварское селение Чадири, состоявшее из 20 дворов, управлявшихся старшиной Махал Дада (Махлис Дади), но имевших военным предводителем (беллад) некоего Хитас Хути. Другое аварское селение Бути располагалось недалеко от Кванхи и Чадири, но входило уже в состав аварского бо Технуцал. Состояло Бути из 60 дворов и управлялось старшиной по имени Дада.
Село Бути Шаройский район ЧР
По состоянию на 1886 г. селения Кванхи и Чадири (Конха и Чидири) входили в состав Ункратль-Чамалальского наибства Андийского округа Дагестанской области и состояли из 113 (530 чел.) и 63 (303 чел.) хозяйств соответственно. Селение Бути на тот же 1886 г. входило в состав Технуцальского наибства Андийского округа и состояло из 60 дворов (336 чел.).Таким образом, вплоть до развала Российской империи аварские селения Кванхи, Чадири и Бути входили в состав Дагестанской области и только в 1922 г. в составе нового государства – СССР – были включены в состав Чеченской автономной области. В 1934 г. она была преобразована в Чечено-Ингушскую АССР, а в 1944 г. – упразднена в связи с высылкой чеченцев и ингушей в Среднюю Азию. Вместе с чеченцами под депортацию попали и жители аварских селений Чадири и Бути в связи с наличием в составе их населения чеченских тухумов и значительной языковой ассимиляцией. В составе населения Кванхи чеченских тухумов не имелось, сами они чеченского языка не знали и, соответственно, не могли быть записаны чеченцами. В 1957 г. из-за восстановления Чечено-Ингушской АССР селение Кванхи и территория сел Бути и Чадири снова были отданы под юрисдикцию Грозного. Таким образом, эти селения входят в состав Чеченской Республики почти 60 лет.
История аварских селений и тухумов
Из всех трех аварских селений Шаройского района наиболее древним является Кванхи, о чем свидетельствуют материалы археологических раскопок, проводившихся в 1970-е гг. В 1972 г. в селе Кванхи был обнаружен могильник из «каменных ящиков». Несколько могил было вскрыто местными жителями. Они собрали в могилах: глиняный гончарный сосуд, бронзовые, богато орнаментированные браслеты IX–XI вв. В 1974 г. появилась информация об обнаружении здесь археологических материалов VI–XII вв. По итогам раскопок было выявлено, что по хронологии погребения Кванхинского могильника делятся на 4 группы: VIII–IX вв., X–XI вв. и после XVI в. Таким образом, очевидно, что селение Кванхи существует как минимум с VI в. н. э., т. е. ему более 1 500 лет.
Обращаясь к вопросу об этнокультурной интерпретации материалов раскопок, отметим, что в 1975 г. Х. М. Мамаев в докладе «Из истории связей средневековой Ичкерии с Дагестаном» показал, что погребальный обряд могильника в Кванхи, а также в Харачое, Гуни, Рагета и в других населенных пунктах Ичкерии генетически восходит к более ранним местным материалам и в то же время обнаруживает целый ряд общих признаков с аналогичными материалами из горной Аварии. Еще ранее М. Х. Багаев писал о правомерности объединения материальной культуры Аварии и горной Чечни в VIII–X вв. (от верховьев реки Авар-ор, т. е. Тляратинского района, до верховьев реки Аргун) в единый ареал, названный им «Дайский локальный вариант». Как показывает сравнительный анализ, «раннесредневековые некрополи горной Чечни и Дагестана (главным образом Аварии) поражают почти полным совпадением как в конструкциях погребальных сооружений, так и в археологических вещах, найденных в них. Подобная идентичность дает возможность предложить общую интерпретацию погребальных памятников обоих смежных горных районов. Они, как и памятники скифо-сарматского времени, демонстрируют общность погребального обряда не только, скажем, Бежтинского (Дагестан) или Харачойского (Чечня) могильника, но и позволяют рассматривать его особенности в едином пространстве гор Северо-Восточного Кавказа, где находятся десятки близких могильников IV–XII вв. н. э. Эти погребальные памятники представлены каменными ящиками, грунтовыми могилами, сочетанием грунтовых могил и каменных ящиков, подземными склепами и катакомбами. Учитывая вышеуказанное и исходя из непрерывности культурных слоев археологических материалов, обнаруженных в Кванхи, мы можем говорить о том, что современное его население имеет своими предками основателей селения Кванхи.
Об этом говорят и предания, свидетельствующие о возникновении селения Кванхи в результате объединения жителей нескольких тухумных поселений, располагавшихся в долине реки Кванхи-ор. Прежде всего, это Инцубату и сам Кванхи – родовые поселения тухума Корабал, Бачугунах, в котором жили прежде Качалаханал и Ачабех, принадлежавшее Вазбарал. Исконным, коренным и самым крупным тухумом (фамилией) Кванхи считается Корабал, которые включили в XVIII в. в свой состав Апарагов – переселенцев из селения Цумада. Всего крупных исторических тухумов в селе Кванхи имеется семь:
-
Корабал (Корабали) – коренной и самый крупный род Кванхи. Приняли в свой состав переселенцев из сел. Цумада, которых поселили на хуторе Кобардатли.
-
Вазбарал (Вадибали) – коренной род в долине реки Кванхи-ор. Также имеется легенда о якобы арабском происхождении данной фамилии, которая якобы и распространила ислам в Кванхи. Этому, конечно, сложно поверить, поскольку ислам кванхинцы приняли на рубеже XVI–XVII вв., когда арабов на Кавказе и в помине не было. Речь может идти о первоочередности принятия ислама данной фамилией среди населения кванхинской долины.
-
Качалал (Качалахани) – коренной род в долине реки Кванхи-ор. Получили свое название от имени грузинки Кача, которую представитель этой фамилии якобы украл в хевсурском селении Нисо. Ш. Исаев пишет также о наличии в Кванхи тухума Хъицбалиял, произошедшего якобы от женщины, вышедшей замуж из селения ЦIавзалъ (скорее всего, располагалось в Тушети – грузинском микрорегионе на границе с Шароем и Ункратлем). Старожилы, с которыми я разговаривал, не называли его в составе кванхинских тухумов.
-
Кутабал (Кутубари, Кутабали) – тухум, образованный переселенцами из села Силди.
-
Къадилал (Къадилахани) – тухум, образованный переселенцами из села Годобери. По другим данным, они выходцы из села Гигатли.
-
Табулал (Ихаколал) – тухум, образованный переселенцами из села Гигатли.
-
Сакитилал – тухум, образованный переселенцами из села Гадири.
Необходимо отметить, что современное селение Кванхи – фактически это целый ряд мелких поселений, растянувшихся на протяжении около 8 километров. Начиная с верховьев реки Кванхи-ор, то есть с перевала, ведущего из села Гигатли, расположены следующие хутора-поселения:
- Гьилиди – поселение тухума Ихаколал (Табулал). На карте – Хилиди.
- Анчилалъ («под камнями») – поселение тухума Вазбарал. На карте – Анчилатли.
- КIобардалъ – поселение тухума Корабал. На карте – Кабардатлы.
- Бицухъ (Бехвари) – поселение тухума Къадилал. Сейчас заброшен. На карте – Бицухе.
- ЕлъумкIо (Елъмукъакь) – поселение тухумов Корабал и Къадилал. Обитаем только летом, когда здесь проживают 5 семей. На карте – Етмуткатлы.
- Селение Кванхи. На карте – Кенхи.
- АчIабехъ («за глазом») – поселение тухума Вазбарал. На карте – Агабехи.
- БачIу-гъунахъ («у холма Бачу») – поселение тухума Качалал. На карте – Бачархе.
- Инцубату («за источником») – поселение тухума Корабал, сейчас они там составляют 70%. Кроме села Кванхи, только в этом Инцубату располагалась мечеть. На карте – Инцубату.
- Анни – поселение тухума Корабал. На карте – Анны.
- Школхе – новый квартал села Кванхи, образованный вокруг построенной в советское время средней школы. В основном здесь живут представители тухумов Къадилал и Качалал. На карте – Школхе.
- Рахьулихъ – поселение тухума Къадилал, сейчас имеются только 2–3 хозяйства. На карте – Рахулахле.
- Гъайлъихъ («у фундамента») – поселение тухума Вазбарал. На карте – Гайдхе.
- Гьадиялъ – поселение тухума Къадилал. На карте – Гадиатлы.
- КIатIаркьи («у хвоста») – поселение тухума Корабал. Самое нижнее поселение в долине реки Кванхи-ор. На карте – Кататлы.
Селение Чадири («палатка, шалаш») находится к юго-западу от села Кванхи и занимает долину одноименной речки – притока Кванхи-ор. Чадири считается отселком села Кванхи, образованным на земле, принадлежавшей кванхинцам и гигатлинцам. В 1871 г. они пытались добиться передачи им этих земель, но местные власти Андийского округа ответили, что «на указываемом в прошении месте построена деревня Чадыри еще при Шамиле, жители которой бесспорно владеют с того времени этой землей». Правдивость этого ответа становится очевидной при обращении к устной традиции селения. В результате исследования мы пришли к мнению, что село Чадири основано в конце XVIII в. представителями тухума Къадилал из села Кванхи.
-
Къадилал – кванхинский тухум, часть которого переселилась в Чадири. Они считаются основателями села Чадири наряду с Шамадурилал.
-
Шамадурилал – тухум, образованный переселенцами из села Гигатли. Здесь имеется тухум ЦIадулал, представителями которого и образован род Шамадурилал. Считается, что они переселились одновременно с Къадилал в самом конце XVIII в.
-
Кванхидалъал – тухум, образованный в начале XIX в. переселенцами из села Кванхидатли. По-чеченски тухум называется Когъаттой.
-
Кванчалал – тухум, образованный переселенцем из чеченского общества Зумсой (правобережье реки Аргун в пределах Итумкалинского района). Некий Кванча из Зумсоя переселился в Чадири в середине XIX в., во времена имама Шамиля. Это единственный чеченский род в селении. Кроме того, в середине XIX в. очень часты были браки чадиринцев с чеченками, что и обусловило постепенное усвоение чеченского языка в качестве второго родного.
В начале 1990-х гг. в Чадири проживало 9 хозяйств. Во время нашего посещения Чадири летом 2010 г. в селе было прописано 46–47 семей, но постоянно здесь жили только 17 хозяйств. В основном чадиринцы живут в равнинной части Чеченской Республики. В селе Советская Россия – 100 семей, станице Ищерской – 30, Алпатово – 50, Семашко – 15, Давыденко – 7, Старая Сунжа – 5. Еще 25 семей жили на тот момент в Кизлярском и Тарумовском районах Дагестана: Новогеоргиевке – 9 семей, Рассвете – 8, Цветковке – 6, Аверьяновке – 3.
Из 17 семей, проживающих в Чадири на постоянной основе, 12 являлись кванхинцами и только – 5 коренными чадиринцами. Из этих 5 семей 4 были представлены кванхидатлинским тухумом и 1 – зумсоевским. Еще одна семья чадиринцев (тухум Къадилал) жила в кванхинском квартале Школхе (всего он состоит из 50 хозяйств). Таким образом, собственно чеченцев в Чадири была только одна семья. Все взрослое население Чадири владеет родным чамалинским (для детей дошкольного возраста – единственный язык, который они знают), литературным аварским и государственным чеченским языками.
Селение Бути, как пишет в 1869 г. А. Комаров, основано аварцами из сел. Ансалта и входит в состав ансалтинского общества («Основано выходцами из Ансалты и потому причисляется к обществу»). Вместе с тем он подчеркивает, что в Бути «большая часть жителей – чеченцы» и преобладает «язык чеченский». Однако, известно, что жители селения Бути вплоть до настоящего времени почти все владеют литературной нормой аварского языка, и для большинства из них именно аварский язык является родным языком семьи. Одинаковый уровень владения аварским и чеченским языками отмечен у бутинцев и этнографической экспедицией 1969 г.
В конце 1990-х гг. в селе жило 9 семей, а в 2010 г. здесь оставалось только 2 семьи. В основном бутинцы живут в 1-м молочном совхозе около Грозного. До сих пор бутинцы разговаривают на ансалтинском говоре. К сожалению, мне не удалось записать предания и фольклор в этом селении.
Волкова Н. Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII – начале XIX века. М., 1974. С. 207; ГIисаев Ш. Чачаналъругел магIарулал // журнал «Гьудуллъи». МахIачхъала, 1993. Гь. 89.
Иваненков Н. Е. Горные чеченцы // Терский сборник. Вып. VII. Владикавказ, 1910. С. 11.
Иваненков Н. Е. Горные чеченцы // Терский сборник. Вып. VII. Владикавказ, 1910. С. 12–13.
Волкова Н. Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII – начале XIX века. М., 1974. С. 207.
Волкова Н. Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII – начале XIX века. М., 1974. С. 207.
ГIисаев Ш. Чачаналъругел магIарулал // журнал «Гьудуллъи». МахIачхъала, 1993. Гь. 89.
Движение горцев Северо-восточного Кавказа в 20-50 гг. XIX века. Сборник документов. Махачкала, 1959. С. 17-18.
Мочульский В.И. Война на Кавказе и Дагестан. 1844 г. Махачкала, 2012. С. 93-95.
Мочульский В.И. Война на Кавказе и Дагестан. 1844 г. Махачкала, 2012. С. 97-98.
Нагиева М.К. Посемейные списки населения Дагестанской области 1886 года и переписи населения 1897 и 1926 годов (Статистический справочник). Махачкала, 2005. С. 41.
Нагиева М.К. Посемейные списки населения Дагестанской области 1886 года и переписи населения 1897 и 1926 годов (Статистический справочник). Махачкала, 2005. С. 37.
Даутова Р. А., Петренко В. А. 1973. Новые археологические памятники в Чечне // Археологические открытия. Москва, 1972. С. 124.
Мамаев Х. М., Даутова Р. А. Кенхинский 1-й могильник в верховьях реки Шаро-Аргун // Памятники эпохи раннего железа и средневековья Чечено-Ингушетии. Грозный, 1981. С. 36–38.
Мамаев Х. М. Из истории связей раннесредневековой Ичкерии с Дагестаном // V Крупновские чтения по археологии Кавказа. Махачкала, 1975. С. 89–90.
Багаев М. Х. Раскопки раннесредневековых могильников у селений Харачой и Дай // Археологические открытия. Москва, 1970. С. 15, 18.
Багаев М. Х. Культура горной Чечни и Дагестана в древности и Средневековье. VI в. до н. э. – ХII в. н.э. М., 2008. С. 123.
Рассказчик – 72-летний Узунхаджи Мухтаров.
ГIисаев Ш. Чачаналъругел магIарулал // журнал «Гьудуллъи». МахIачхъала, 1993. Гь. 89.
ГIисаев Ш. Чачаналъругел магIарулал // журнал «Гьудуллъи». МахIачхъала, 1993. Гь. 89.
Феодальные отношения в Дагестане (ХIХ – нач. ХХ вв.). Архивные материалы / сост., пред. и прим. Х.-М. Хашаева. М., 1969. С. 280.
Рассказчик – глава администрации сел. Чадири Амир Саитов.
ГIисаев Ш. Чачаналъругел магIарулал // журнал «Гьудуллъи». МахIачхъала, 1993. Гь. 89.
Комаров А. Списки населенных мест Дагестанской области // Сборник статистических сведений о Кавказе, издаваемый Кавказским отделом Императорского Русского географического общества. Тифлис, 1869. Т. I. С. 39.
Магомедов С. Это леденящее слово – беженцы // Газета «Новое Дело». №40. Махачкала, 5.10.2001 г. С. 4.
Волкова Н. Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII – начале XIX века. М., 1974. С. 207.
Новости по теме