Фотограф Карл Булла.Санкт-Петербург
Введенский собор и доходный дом А. Н.Штальман
Невский пр..Фотограф К.Булла. Начало 1900-х
Николаевская набережная. К.Булла. 1900-е гг.
Крестный ход в Апраксином дворе. К.Булла. 1910-е.
Казармы Гвардейского флотского экипажа
Площадь перед Александринским театром
Исаакиевская площадь. Мариинский дворец
Остановка трамвая у Большого проспекта Васильевского острова в день открытия трамвайного движения. 1907 г. Фото К. Буллы
Подготовка к выходу на линии новых вагонов английской фирмы» Бреш»(в день открытия первого трамвайного маршрута). 16 сентября 1907 г. Фото К. Буллы
Исаакиевская площадь
Зимний дворец
Посадка в трамвай в первый день движения. 1907 г. Фото К. Буллы
Зеленый мост через Мойку
Здание Сената и Синода
Дом священнослужителей Казанского собора
Здание губернского казначейства и Казённой палаты
Здание Волжско-Камского коммерческого банка
Доходный дом Лазаревой на Невском, 40
Доходный дом братьев Берниковых на углу Невского и Малой Морской
Конка на остановке Дворцовая площадь . Нач. 1900-х гг. Фотограф К. Булла
Доходные дома костёла Св. Екатерины
Солдаты лейб-гвардии Гренадерского полка в исторических формах.Фото К.Булла 26 апреля 1905
Дом Строгановых Невский, д.23
Дом Строгановых на Невском проспекте
Карл Освальд (Карл Карлович) Булла родился в Пруссии в провинции Леобшютц 26 февраля 1855 года в семье купца. В Петербург Булла попал в возрасте 10 лет. Здесь он поступил на службу в фирму «Дюпапт», которая занималась изготовлением и продажей фотопринадлежностей. Способный юноша прошел путь от посыльного и лаборанта до профессионального фотографа и открыл свою фотолабораторию.
Одно из старых рекламных объявлений конца XIX века гласит: «Фотографическая лаборатория К.Булла. С-Петербург, Невский проспект, 110. Специальность: фабричное производство фотографических сухих пластинок».
В 1876 году было удовлетворено прошение К.К.Буллы и он стал российским подданным. К этому времени Булла уже был профессионалом своего дела и имел фотоателье на ул. Садовой (дом № 61).
Здесь в своей «мастерской» на протяжении десяти лет К.Булла занимался павильонной съемкой, работая в портретном жанре. Но уже в это время он мечтал заниматься тем, что сегодня называется фоторепортажем.
В конце века фотография еще не отличалась техническим совершенством, к тому же камеры имели большие габариты, что делало съемки на улице весьма сложной задачей.
Еще в 1886 году Карл Карлович в министерстве Внутренних дел получил «разрешение на право производства всякого рода фотографических работ вне дома, как-то: на улицах, квартирах и в местах ближайших окрестностей Петербурга», но официально и масштабно заниматься фоторепортажем Булла начал лишь в 1894 году, когда ему были разрешены «бланки открытых писем частного изготовления» в стандарте Всемирного почтового союза.
Тиражи изображений значительно увеличились, к тому же появилась возможность обрести известность на международном уровне.
Карл Карлович открыл типографию и начал выпускать в ней открытки. Родоначальник российского фоторепортажа на своих снимках запечатлел для потомков многие значительные события из жизни Санкт–Петербурга, а так же сцены из повседневной жизни горожан, их быт, традиции, отдых и развлечения.
Снимки с подписью «фото Булла» или «фото К.К. Булла» публиковались на страницах самых известных русских и зарубежных газет и журналов. Настоящую популярность Булла обрел после того, как его фотографии стали появляться на страницах популярного российского журнала «Нива» в 1897 году.
С начала XX века Карл Булла был официальным иллюстратором таких журналов, как: «Нива», «Огонек», «Петербургская жизнь», «Столица и усадьбы», сотрудничал с рядом иностранных изданий.
В 1904 году он сфотографировал императора Николая II, затем получил разрешение производить съемку «во время маневров, смотров, учений, спусков и закладок судов и вообще всех событий, касающихся морской жизни», «на маневрах и учениях войск гвардии и Петербургского военного округа», снимать «виды столицы, а также торжества в Высочайшем присутствии».
Булла был единственным фотографом в России, которому было позволено так много. Работая в жанре фоторепортажа, К.К.Булла не оставил и павильонные съемки.
Он открыл еще несколько фотоателье по следующим адресам: Екатерининский канал, 66; Невский пр.,110; Невский проспект, 48 (В Пассаже); Невский пр., 54.
Последнее фотоателье, открытое известным фотографом в 1908 году, было оборудовано по последнему слову техники и имело роскошное оформление. Вот как звучало рекламное объявление 1912 года: «Старейший фотограф-иллюстратор К.К.Булла занимается фотографированием для иллюстрированных журналов на злобу дня. Снимает все, в чем только встретится потребность, везде и всюду, не стесняясь ни местностью, ни помещением, как днем, так и во всякое вечернее время, при искусственном свете».
К.К.Булла имел целый ряд наград, причем не только Российских, а годовой доход его фирмы составлял 250.000 рублей. Большие средства фотограф тратил на благотворительность.
С 1916 года Карл Карлович передал свое дело сыновьям, а сам уехал из Петрограда на остров Эзель (современный Сааремаа), где продолжал заниматься фоторепортажами, снимая сцены повседневной жизни островитян. Здесь же на острове фотограф умер в 1929 году.
Один из его сыновей-Виктор стал заведующим фотоателье на Невском пр., 54.
На основании постановления ВЦИК и Совета Народных Комиссаров РСФСР от 28 января 1929 года и Постановления Президиума Ленинградского Совета от 29 апреля 1929 года из семьи Булла начали поступать негативы в Ленинградское областное архивное бюро. Передача материалов длилась до 1938 года. В архив поступило более 130 тысяч негативов, из которых почти половина создана К.К.Буллой или при его участии.
Оба сына Карла Карловича-Александр и Виктор стали профессиональными фотографами, оставив потомкам удивительное по своим масштабам и уникальности документальное наследие, но судьба их сложилась драматично.
Александр Булла по обвинению в контрреволюции был сослан на Беломорканал, где скончался в 1934 году.
Виктор Булла снимал события октябрьской революции 1917 года, создал цикл снимков, посвященных Ленину, Зиновьеву, Каменеву, Сталину, был по существу штатным фотографом Смольного. Однако по ложному доносу в июле 1938 года он был арестован, а в октябре того же года-расстрелян.
|
Новости по теме