Руководство Дагестана не давит на главу Хасавюрта, опасаясь роста влияния Чечни
После громких задержаний в окружении главы Пенсионного фонда Дагестана Сагида Муртазалиева и премьер-министра Хизри Шихсаидова, а также после отстранения от власти мэра Дербента Имама Яралиева Сайгидпаша Умаханов остался на дагестанской арене последним самым ярким политическим тяжеловесом, вышедшим из лихих 90-х, и не встроенных в вертикаль власти Рамазана Абдулатипова.
Несмотря на то, что Рамазан Абдулатипов и Сайгидпаша оба аварцы, а также некогда входили в политический блок «Северный альянс», который противостоял главе Госсовета Дагестана Магомедали Магомедову, они все же не члены одной команды. И Сайгидпаша Умаханов нисколько не может считаться человеком Рамазана Абдулатипова.
Национально-политические повороты
Сайгидпаша Умаханов, бывший борец и тренер, возглавил Хасавюрт, который до этого считался кумыкским городом, в 1997 году. И с тех пор, уже 18 лет бессменно находится в его главе, закрепив за собой статус жесткого хозяина приграничного с Чечней города.
Более того, население самого Хасавюрта состоит из трех примерно равновеликих национальных общин – аварской, чеченской и кумыкской. Многие оппоненты Умаханова ждали, что национально-политические противоречия в городе подорвут его позиции.
Однако этого не произошло. Более того, Умаханов и не пытался играть роль интернационального политика, нейтрального ко всем национальным общинам города. Поскольку всю свою политическую карьеру он открыто позиционировался как один из политических лидеров аварского народа.
В 2003-2005 годах Сайгидпаша Умаханов являлся лидером «Северного альянса» – политического союза аварских политиков, которые требовали отстранения от власти главу Госсовета Дагестана, даргинца Магомедали Магомедова. Кстати, в один момент к «Северному альянсу» примкнул и Рамазан Абдулатипов.
Это был самый шумный с политической точки зрения отрезок карьеры Умаханова. Тогда он неоднократно критиковал клановость во власти и обращался к федеральному центру с просьбой назначить главой республики русского.
Летом 2004 года Умаханов организовал ряд митингов, на которых обвинил главу госсовета Дагестана Магомедали Магомедова в организации политических убийств, терактов, коррупции и потребовал его отставки.
Республиканская Прокуратура тогда возбудила против Умаханова уголовное дело за клевету. Однако дело на этом и остановилось. В 2006 году Сайгидпаша Умаханов поддержал нового президента Дагестана, аварца Муху Алиева.
Сразу после назначения Абдулатипова врио главы республики, Сайгидпаша Умаханов назвал это решение «логичным», поскольку «именно аварцы являются государствообразующим народом Дагестана, а потому должны взять на себя ответственность за развитие республики».
В 2011 году Умаханов стал руководителем созданной в Дагестане Аварской национально-культурной автономии. С его слов, главной целью новой организации он считал защиту интересов всех дагестанских народов.
«Аварцы — самый многочисленный народ в Дагестане. Он сегодня чувствует себя не очень хорошо, если плохо самому большому этносу, значит положение прочих народов ничуть не лучше.
Будут решены проблемы аварцев, автоматически будут решены проблемы и других этносов. В этом и заключается цель образования национально-культурной автономии аварского народа», — отметил Умаханов.
Неспокойная Чечня
Самым большим вызовом для власти Сайгидпаши Умаханова в Хасавюрте всегда было конечно близкое соседство с Чечней. В годы активной фазы войны в этой республике Хасавюрт, фактически был на линии фронта.
Однако и после войны спокойствия не прибавилось. Поскольку Хасавюрт стал самой горячей точкой на карте Дагестана по количеству терактов, политических убийств и покушений.
В апреле прошлого года Рамзан Кадыров обвинил Сайгидпашу Умаханова в бандитизме и поощрении наркоторговли. По словам Кадырова, брат Умаханова финансировал дагестанское вооруженное подполье, а его племянник является действующим амиром.
Сам Умаханов ответил на эти обвинения удивительно по-горски мудро и красиво. В его ответе говорилось, что вступать в спор с Кадыровым ему не позволяют «религиозные и нравственные убеждения», поскольку он был близким другом отца Рамзана Кадырова — первого президента Чечни Ахмата Кадырова.
В своем ответе Умаханов напомнил, что дагестанцы и хасавюртовцы в первую очередь в самые трудные для чеченцев время оказывали поддержку братскому народу, боролись за сохранение мира на территории Кавказа.
При этом, ни для кого в Дагестане не секрет, что Чечня хотела бы видеть во главе Хасавюрта чеченского мэра. Молва даже называла имя наиболее вероятного кандидата – дагестанского чеченца, титулованного борца Бувайсара Сайтиева.
Из-за того, что Сайгидпаша Умаханов жестко держал город в своих руках, у него и не сложились отношения с Рамзаном Кадыровым. Многие аналитики называют их отношения очень натянутыми, если не сказать больше.
Наезды силовиков и покушения
Проблемы с силовыми структурами у мэра случались часто. В начале апреля 2010 в Хасавюрт и родное село Умаханова Буртунай заехали несколько сотен силовиков и устроили обыски в домах семьи Умахановых. Сам Умаханов назвал эти обыски провокацией, «профинансированной одним очень богатым дагестанцем из Москвы».
Умаханов тогда обещал жестко ответить на эту провокацию, найти заказчиков обысков, «поступить с ними по закону гор» и «стереть с лица земли». Напомним, эти обыски проводились в 2010 году, после того как Магомедсалам Магомедов сменил на посту президента Дагестана Муху Алиева.
В июне 2014 года силовиками в администрации Хасавюрта была проведена выемка финансовых документов в рамках расследования уголовного дела о хищениях, уточнил источник в следственных органах.
«Следственные органы проверяли деятельность администрации города, связанную с принятием решений по перераспределению бюджетных средств», — рассказывал тогда работник администрации. При этом местные силовики сообщили, что это была инициатива ФСБ.
В декабре 2014 года силовики блокировали здания администраций Хасавюрта и Хасавюртовского района для проведения выемки документов, связанных с распределением земельных участков. По словам очевидцев, у зданий администраций находилась бронетехника.
На самого Умаханова покушались около десятка раз. Во время одного из покушений погиб его племянник Магомедхабиб Умаханов. Другой племянник был обвинен в убийстве главы Хасавюртовского района Алимсолтана Алхаматова.
В феврале этого года в Дагестане вынесли приговор по делу о покушении на убийство Сайгидпаши Умаханова. Двух жителей Чечни, Бадруди Джабраилова и Рамзана Качаева, приговорили к 9 и 12 годам колонии строгого режима соответственно. В качестве организатора покушения в деле фигурирует объявленный в федеральный розыск советник Рамзана Кадырова Шаа Турлаев.
Без альтернатив
С приходом Абдулатипова к власти Умаханов практически полностью пропал из информационного поля. В последние месяцы с началом нового акта зачистки Дагестана от кланов об Умаханове практически никто не вспоминает.
Однако, по данным «Черновика», это не говорит об ослаблении позиций Умаханова. По версии издания, наоборот, с приходом Абдулатипова к власти Умаханов только усилил свои позиции.
«Отметим, что союз харизматика и высшего должностного лица Дагестана усиливает обоих и на общем фоне, даже на уровне СКФО, представляет собой серьёзную политическую силу», — писал «Черновик».
Согласно экспертному опросу, который провёл «Черновик» в прошлом году, Рамазан Абдулатипов и Сайгидпаша Умаханов являются самыми влиятельными дагестанскими политиками.
Что касается версий о возможном отстранении Умаханова от власти в Хасавюрте, то еще в прошлом году СМИ выкладывали конспирологические версии о том, что Абдулатипов, чтобы снизить градус напряжения, переведет Умаханова в министры.
А главой Хасавюрта, якобы, назначат компромиссного человека. Но эти слухи не подтвердились. Кроме того, ходили слухи, что Рамазан Абдулатипов чуть не поддался уговорам Грозного, все-таки сместить Умаханова с поста мэра Хасавюрта.
Даже если это и имело место, думаем, до Абдулатипова быстро довели, чем это грозит республике. Поскольку, дагестанская политическая элита, при всем неоднозначном отношении к Умаханову, понимает, что стоит его сместить, как Чечня резко усилит свое влияние на город. Даже в том случае, если город возглавит не чеченец.
«Это как раз то, чего дагестанская власть (до прихода Абдулатипова), если говорить открыто, боится. Поэтому все последние годы, невзирая на многочисленные конфликты, делала ставку на Сайгидпашу Умаханова.
Этому есть два объяснения. Во-первых, трудно в дагестанской политической среде подобрать аналогичную замену Умаханову (жёсткий, умеет договариваться, национал-патриот).
Во-вторых, для дагестанской власти терпеть Умаханова в Хасавюрте куда проще, чем, фактически, Рамзана Кадырова, являющегося региональным лидером, претендующим на управление политическими процессами во всём СКФО», — пишет «Черновик».
Оттого ожидать, что глава республики Рамазан Абдулатипов начнет выдавливать Сайгидпашу Умаханова из Хасавюрта, как он выдавил Имама Яралиева из Дербента, не приходится.
Абдулатипов сохранит Умаханова во власти, несмотря на то, что мэр Хасавюрта абсолютно не вписывается в схему подчинения всех уровней власти главе республики, которую он нарисовал для Кремля.
http://onkavkaz.com/news/168-saigidpasha-umahanov-ne-uidet-za-imamom-jaralievym.html
Новости по теме