Легенды в горах Дагестана рождаются легко, однако героями народного эпоса далеко не всегда становятся героическим путем. К примеру, первым шагом к несметным богатствам бывшего прокурорского работника Имама Яралиева стал кооператив «Жар-птица», который стал делать невиданные успехи в бизнесе после того как Яралиева назначили прокурором республики. Построив в поселке Белиджи нефтебазу, а вдоль федеральной трассы «Кавказ» сеть собственных АЗС, кооператив благодаря «круше» Яралиева получал дешевые ГСМ из Азербайджана без уплаты таможенных сборов и каких-либо налогов. Масштабы незаконных доходов нового прокурора республики достигли таких мастшабов, что уже в 1996 году создал собственное организованное преступное сообщество, в которое вошли его многочисленные родственники. С тех пор Яралиев наложил на предпринимателей из Юждага регулярную дань, которую те сдавали в специально созданный для этого «благотворительный фонд».
Не желавшие заниматься подобной «благотворительностью» коммерсанты вскоре оказывались сперва в тюрьме, после чего обычно теряли или свой бизнес или здоровье и жизнь. Таким способом ОПС Имама Яралиева прибрала к рукам и завод минеральных вод «Рычал-Су». На бывшего руководителя завода Максима Меликова завели уголовное дело и взяли под стражу. Выйдя на свободу, Меликов переоформил акции своего завода на родственников Яралиева. Розлив минералки под крышей прокурора республики оказался настолько успешным, что доходы завода стали исчисляться миллионами долларов. А вскоре Яралиевская ОПС запустила завод по розливу питьевой воды «Мевер». Активно рекламируя эти предприятия, как основу благосостояния Сулейман-Стальского района, наживался на них сам Имам Яралиев, отгрохав себе гигантский дворец в родном селе Юхари-Сталь.
Более десяти лет занимая пост прокурора республики, Яралиев должен был войти в историю как гнусный коррупционер и подлец, превративший дагестанскую прокуратуру в свою частную лавочку, с помощью которой набивал карманы и расправлялся с оппонентами. Подлость Яралиева достигла своего апогея, когда работники прокуратуры начали фабриковать уголовные дела в отношении его собственных родственников, отказавшихся подчиняться. Заслужив славу алчного до омерзения и абсолютно беспринципного человека, он не вызывал ничего кроме омерзения даже среди собственных земляков. Именно поэтому в 2006 году первый президент Дагестана Муху Алиев добился его отставки. В этот период Яралиев показал землякам и чудеса своей изворотливости. Вложив огромные деньги в подкуп общественности, Яралиев сумел преподнести некоторой части жителей Юждага свое падение результатом не собственной коррумпированности, а так называемого «аварского национализма».
Быстро вспомнив свои лезгинские корни, Яралиев пустил часть своих криминальных капиталов на предвыборную пропаганду, сумев в 2007 году возглавить родной Сулейман-Стальский район. Однако и на этом посту Яралиев начал «осваивать» свои служебные полномочия не менее активно, чем на посту прокурора республики. В результате все наиболее перспективные направления бизнеса в районе оказались либо в его руках либо под его крышей. Естественно, что в бюджет района принадлежащий Яралиеву бизнес платил лишь формальные копейки. Деньги на развитие района Яралиев предпочитал требовать от руководства республики, критика в адрес которого стала его политическим коньком для оболвания земляков. Продвигая тезис о том, что в Махачкале не оказывают Юждагу должного внимания, Яралиев последовательно саботировал решения руководства республики, что привело к росту сепаратистских настроений среди местного населения.
Однако успешная политика всегда должна быть подкреплена крепкой экономикой. В ходе прошедших на днях обысков, командированные в Дагестан сотрудники центрального аппарата ФСБ России на заводах по производству минеральной и негазированной воды «Рычал-Су» и Mever в Касумкенте изъяли финансовую документацию. Оказалось, что заводы, которые Яралиев столько лет активно рекламировал в качестве налоговых доноров Сулейман-Стальского района, не уплатили налогов как минимум на полмиллиарда рублей. Сотрудники ФСБ пока разбираются с документами только за 2016 год. С учетом того, что еще в 2011 году произошел скандал по поводу неуплаты заводом 100 миллионов налогов, итоговая сумма, не уплаченных Яралиевым в бюджет родного района миллионов может увеличиться в разы. Оказалось, что «борец за права Юждага», объявивший себя едва ли не отцом лезгинского народа, банально обворовывал все эти годы своих собственных земляков.
Вопросы у сотрудников ФСБ неизбежно возникнут и к формально руководящему районом Нариману Абдулмуталибову, которого Яралиев оставил после себя в районе, приложив невероятные усилия, чтобы возглавить город Дербент. Всем известно, что реально всеми делами в районе командует сын Яралиева Азиз, который помогает отцу с помощью собственной банды бородатых молодчиков, которые не так давно устроили перестрелку с погибшими и раненными в Магарамкентском районе. Проверять будут и деятельность Яралиева в Дербенте, который при нем запомнился жителям неухоженным и заброшенным. И мифотворчество Яралиеву уже не поможет.
Стремясь возглавить в 2010 году Дербент, Яралиев активно распространял вокруг себя слухи о том, что его поддерживает сенатор Сулейман Керимов. Однако это не соответствовало реалиям. Керимов в тот момент продвигал в Дагестане свои собственные интересы, использовав Яралиева как наиболее активного, богатого и влиятельного в Юждаге кандидата. После того, как уже всем стало понятно, что у Керимова нет больше ни интересов в Дербенте, ни какой-либо заинтересованности в Яралиеве, национальный «герой» стал запускать о себе новые мифы о том, что нашел не менее влиятельного покровителя.
При всяком удобном случае называя своим равноправным партнером вице-президента ОАО «РЖД» Салмана Бабаева, с которым якобы ведет многомиллиардный совместный бизнес, Яралиев не первый год пускает пыль в глаза своему окружению, что никто и ничто не сможет поколебать его позиции. Сумев сохранить свободу в ходе нескольких наскоков со стороны работников республиканского УФСБ, Яралиев и сегодня пытается убеждать всех в том, что сумеет уйти от уголовной ответственности благодаря своим широким связям в Москве. Рассказывая про свои связи, Яралиев не церемонясь называет первым своим человеком в Москве все того же Салмана Бабаева. Однако сам Бабаев, понимая, что в этот раз Яралиевым занялась Служба экономической безопасности ФСБ РФ, наверняка не станет пытаться помочь Яралиеву, даже если на самом деле с ним связан.
Новости по теме