Есть мнение, что кавказскими народами считаются не только те, что нам известны по административным образованиям, или по территории компактного проживания (ногайцы, кумыки, табасаранцы и другие в Дагестане).
Но и те, предки которых поселились на этой земле в незапамятные времена. Это имеет непосредственное отношение к евреям.
Первые представители еврейского народа обосновались на Кавказе, а точнее на территории современной Грузии, более двух тысяч лет назад (по некоторым данным, в VII-VI веках до нашей эры). В дальнейшем их стали называть грузинскими евреями.
Чуть позже на современную территорию Азербайджана и Дагестана из Персии пришли горские евреи. В Европе о них стало известно гораздо раньше, чем, например, о многих кавказских народах, ныне имеющих свою, пусть даже формальную, государственность.
Еврейские села предгорной зоны обычно располагались в плодородных ущельях — вдоль дорог, соединявших дагестанские высокогорья с равнинными пунктами.
Как правило, жители этих селений занимались не только сельским хозяйством или ремеслами, но и торговлей. Торговля с некоторыми из дагестанских ущелий почти полностью находилась в руках евреев. Например, жители селений Араг снабжали товарами почти все аулы Курахского ущелья и Верхнего Табасарана.
С 17 века евреи стали селиться в городе Дербенте.
Неизвестно, жили ли евреи в Дербенте до мусульманского завоевания, но начиная с 8 века евреям разрешалось посещать Дербент только в торговых целях.
Впервые евреи, живущие в Дербенте, упоминаются в 1637 году, но позднее они оттуда были выселены, и только с 1798 года евреи снова стали селиться там.
Численность еврейского населения там постоянно пополнялась выходцами из окрестных сел и со временем превысила 12 тысяч человек (1985 год) — больше, чем в любом другом городе Дагестана. Поэтому за Дербендом закрепилась слава самого “еврейского” города на Кавказе.
Другой дагестанский город, в котором долгое время жило много евреев, была Темир-Хан-Шура (ныне Буйнакск).
В 19 веке русская военная администрация основала на этом месте крепость, право на проживание в которой получили и горские, и европейские евреи, причем вторых было больше, чем первых. Это были большей часть купцы, занимавшиеся снабжением русской армии и ремесленники, а также солдаты, выслужившие свой срок и оставшиеся на поселение в Дагестане.
В 20 веке большая часть евреев-ашкеназов перебралась в другие места, а численность горских евреев увеличилась.
В 1985 году, до начала широкой эмиграции советских евреев, в Буйнакске жило до 2 тысяч евреев. Ныне их не осталось городах — Каспийске, Избербаше, Хасавюрте и Кизляре, хотя раньше жило примерно по одной тысяче горских евреев в каждом.
В 20 веке значительное число горских евреев жило также на Северном Кавказе, в основном, в городах Нальчике и Грозном. Еврейский район Нальчика, основанный еще в середине 19 века, известен как Еврейская колонка.
По некоторым данным, до перестройки там жило свыше 5 тысяч горских евреев. Грозный горские евреи начали заселять в том же 19 веке.
Гораздо позже грузинских и горских на Северном Кавказе появились и ашкеназские евреи. Можно было сказать, что произошло это исключительно благодаря освоению региона Россией, но в тоже время вопреки царской администрации.
До второй половины XIX века царские власти запрещали евреям жить на Кавказе. Точнее, хотели запретить, но обстоятельства заставляли власть отказываться от своего решения.
Обобщая, можно сделать вывод о трех волнах иудейского заселения Кавказа, при всей, конечно, условности этого процесса. Евреи грузинские, горские и ашкеназийские, по словам специалистов, — этнические группы единого еврейского народа. Они говорят на разных языках, но принадлежат одной вере — иудаизму.
Ашкеназские евреи на Кавказе язык предков почти утеряли. Идишем почти никто из них сегодня не владеет. Появились они в регионе в XIX веке после разрешения русского царя. Возможно, сильная зависимость от каждого имперского чиха постепенно ослабила тягу к родному языку, но не к родной религии.
Наиболее старая община ашкеназских евреев в регионе — владикавказская. Ее историю хранят активисты местного этнического общества «Шолом».
Глава общества Марк Петрушанский рассказал, что большие массы европейских евреев попали в Россию в конце XVIII века, в результате послевоенного раздела Польши. В то же время царские власти заложили у отрогов кавказских гор крепость Владикавказ. Для обслуживания гарнизона требовались ремесленники.
Горцы поставляли в крепость бурки, сыр осетинский, другие продукты, но они не умели шить офицерские мундиры с золотыми погонами, гражданские платья, дамские шляпки. Не ездить же за всем этим было в Петербург. Вот и решили поселить во Владикавказе мастеровых евреев, несмотря на то, что в начале XIX века им жить на Кавказе не разрешалось. Для умельцев сделали, можно сказать, исключение.
Однако в 1827 году все же вышел царский указ (по настоянию министра финансов Егора Канкрина) о выселении евреев из Владикавказа. Но не прошло и двух лет, как Петербург под давлением руководства Терского казачьего войска вернул евреев на Кавказ.
Произошло это потому, что офицеры и местное население возмутились выросшими ценами на одежду, не говоря о том, что офицерскую форму просто некому стало шить. Правда, выселение евреев из Владикавказа повторилось в 1835 году, но вскоре они снова вернулись и больше уже не уезжали.
В середине и во второй половине XIX века началось интенсивное развитие курортов Кавказских Минеральных вод. Сюда уже приезжали не только евреи-портные. Нуждались курорты и в медиках, среди которых было много евреев. Словом, для становления курортной сферы и зарождения городов на Северном Кавказе еврейское население сделало много.
Еврейских погромов в регионе почти не было, но большевистских репрессий этот народ не избежал.
Кроме того, согласно данным генетики, основным ядром, сформировавшим субэтническую группу центрально- и восточноевропейских евреев, были мигранты из Хазарии, несшие в своих генах информацию о кавказских, тюркских и иранских народах, с которыми они контактировали несколько веков.
К сожалению, только теперь, когда горские евреи уже большей частью рассеяны по миру, начался взрыв интереса к их прошлому и настоящему. Сейчас есть уже достаточное число исследователей, изучающих быт, язык, историю горских евреев, происходящие в их среде демографические и социальные процессы.
Марат Габуев
http://gorskie.ru/juhuro/history/item/8776-evrei-severnogo-kavkaza-istoriya-i-sovremennost
Новости по теме