В 1982 году мы дома смотрели «Новогодний аттракцион». Пугачева пела «Канатаходку», а по канату ходила очень эффектная длинноволосая циркачка. Отец сказал мне, — «смотри, это наша, дагестанская канатаходка, из Цовкра». Так, от Отца я впервые узнал о Фатиме Гаджикурбановой.
Фатима — 6-тая дочь Яраги Гаджикурбанова — народного артиста РФ,основателя всемирно известных канатоходцев «Цовкра». Вмести с Яраги Гаджикурбановым с раннего детства выступали семь его дочерей. Участие семи сестер придавало номеру незабываемый эффект.
20 лет назад ФатимаГаджикурбанова, ее сестра Изольда и муж Александр Медников выступали в лучших цирках мира и снимались в кино, их трюк «Леки» был известен зрителям многих стран и покорял сложностью и красотой. Но в 1996 году артисты разбились. Александр впал в кому на 13 лет, а Фатима оставила цирк, чтобы выхаживать его. Все эти годы она мечтала вернуться на арену, но работала то няней, то уборщицей, то продавцом. За это время ни один артист цирка больше не смог повторить тот номер из-за его сложности. Теперь, после смерти мужа, Фатима Гаджикурбанова решилась возродить этот номер. Она, как и прежде работает без страховки, в свободное от выступлений время учит детей мастерству канатаходца и на вопрос о секрете успеха просто отвечает, — самое главное никогда не смотреть вниз. По материалам сайта www.scdr.ru мы публикуем интервью с легендарной Фатимой Гаджикурбановой.
Посмотрите: она по канату идет…
«Цирк — зона особого риска, недаром во время представления зрителям перемещаться по залу запрещено: на успешность выполнения трюка или элемента может повлиять малейшая случайность. Но об этом совершенно забываешь, когда на манеж выходят канатоходцы Медниковы. Их прима — легенда советского и российского цирка, Фатима Гаджикурбанова — так бесстрашно и грациозно скользит по этой тонкой веревочке на головокружительной высоте, что кажется, нет ничего проще. И с каждым новым проходом артистов понимаешь, что действительно, предыдущий был не самый сложный. Но вскоре забываешь и об этом, а просто наслаждаешься красотой и отлаженностью действий канатоходцев.»
— Этот номер 96-го года, я вновь поставила его в память о моем муже Александре Медникове, с которым мы изначально его и делали, — рассказывает Фатима Гаджикурбанова. — Артист небывалого дарования, но это я понимаю только сейчас, когда повторяю номер с новым составом исполнителей, а тогда казалось, что все так и должно было быть.
С мужем Александром Фатима познакомилась уже будучи артисткой Союзгосцирка, именно с ним началась ее самостоятельная работа без руководства отца. А до этого ее гастрольная жизнь протекала в семейной программе, где все семь сестер, а она предпоследняя по рождению, были отменными канатоходцами.
— Нас всех на канат поставил папа, — рассказывает она. — Он дагестанец, уехал из родного аула в пятилетнем возрасте с бродячими артистами. В 20-е годы время было голодное, у матери было десять детей, отец их погиб. Отпустила его на вольные хлеба, а артисты, видимо, разглядели в нем способности, и пригрели. К 16 годам его отметили в Киеве и пригласили официально работать артистом цирка. Цирк для него стал домом на всю жизнь, и, соответственно, нашим тоже.
И с будущей женой он познакомился в манеже. На представлении в Баку он увидел прекрасную персиянку, влюбился и сразу сделал ей предложение. По месту рождения их семи дочек, можно построить линию гастрольных турне цирка: Омск, Ижевск, Киев, Тбилиси, Симферополь, Горький (Нижний Новгород), Куйбышев (Самара). Жизнь простой не была: многодетной семье жилья во время гастролей не давали — то в красном уголке приютят, то в комнате вожатых.
Репетировать Фатима начала в 5 лет. Подражая известной в то время артистке цирка Галине Тарбеевой, которая выступала в красивом костюме лебедя, стала упорно тянуться и гнуться, мечтая о таком наряде.
— Мне вообще все давалось легко. И учеба в школе, хотя дольше месяца мы ни в одной не учились — переезжали из города в город на гастроли, и общение друзьями, я всегда была заводилой и легко адаптировалась в новой компании, и, конечно, репетиции. Видела, что другим детям в цирке давались некоторые элементы гораздо сложнее, они могли месяцами учить то, что у меня получалось с первого раза.
После окончания четвертого класса перед Фатимой, равно как и ее сестрами, стала проблема: развод родителей. Мама изможденная постоянными гастролями осталась жить в московской квартире, папа продолжил свою цирковую деятельность и поездки.
— Мы не столько выбрали жизнь с папой, сколько тренировки и работу в цирке. Другого жизненного пути мы и не знали. Заботу о нас он полностью взял на себя — варил борщи, заплетал косы, тренировал, воспитывал. А мы жили своей детской жизнью, играли, репетировали, радовались красивым костюмам и аплодисментам.
С 12 лет Фатиму Гаджикурбанову официально зачислили в артисты цирка. Номера с участием сестер были уникальны и пользовались феноменальным успехом. Но к 18 годам Фатиме стало ясно, что цирк меняется и пора сменить и тему их выступлений: национальные костюмы поменять на сверкающие грации, лезгинку — на музыку современных ритмов. Нужна была новая и свежая композиция. Сестры обратились с этим к отцу, но он менять что-либо в программе категорически отказался. Тогда сестры решили создать свой номер.
— Папа уступил лишь тогда, когда старшая сестра вышла замуж, а я представила ему Сашу, своего будущего мужа, — вспоминает артистка. — Мы познакомились с ним в цирке, он был акробатом другой программы. Папа успокоился и стал нам активно помогать в создании номера.
«Леки» получился уникальный номер: участвовали четыре сестры и мужья двоих из них. Понимая друг друга по движению плеч и развороту головы, доверяя как самим себе, они выполняли такие трюки, на которые и сегодня смотришь с восхищением. Повторения им нет и не было. Сохранились свидетельства уникальных выступлений в сценах чешского фильма о цирке «Соло для слона с оркестром». Но многочисленной семьей работать сложно: все горячие, никто своих эмоций не сдерживал и после 5 лет совместных выступлений, коллектив распался.
Фатима с мужем и младшей сестрой, работая в цирке на Цветном Бульваре, создали свой номер. Молодые и смелые, новые композиции они нагружали все более сложными трюками, объездили всю Европу, трижды побывали в Японии. Но на одном из представлений в Алма-Ате, неожиданно провис канат, и Саша не удержался. Его падение произвело такое впечатление на Изольду, младшую сестру Фатимы, уже падавшую в детстве, что у нее появился панический страх высоты. И работать в номере она больше не смогла. Создав свой номер, стала выступать самостоятельно с обручами.
А Саша оправился после падения и вновь поднялся на канат. Теперь в их тройке появился новый партнер — Игорь. Создали новый номер и с ним поехали по контракту в США. И тут случилась беда. Успешно выступая на канате, совершая головокружительные и неповторимы трюки, Саша вдруг упал с домашней лестницы. А причиной стала полная остановка сердца.
Фатима Гаджикурбанова оказалась в чужой стране, без дома и родных, почти без знания языка и с неизлечимо больным мужем. Саша впал в кому и находился в ней 13 лет 1 месяц и 3 дня. В это время Фатиме пришлось оставить цирк, зарабатывать деньги, где возможно, и ухаживать за ним. Начала она с мытья полов в церковных зданиях. С освоением языка сумела получить получше оплачиваемую работу консультанта в компании Эстер Лаудер.
— Помню там первый новый год: как в кино было — музыка играет, люди идут с подарками, а у меня катятся слезы. Потому что кроме как в больницу к безнадежно больному мужу, а врачи сразу сказали, что шансов на выздоровление нет, идти некуда. Но я ждала и ухаживала за ним. И это чудо, что он столько лет прожил. Я знаю, что он чувствовал мою заботу, и слышал меня. И я не опускала руки и верила, и жила надеждой.
По возвращению в Россию, сразу после смерти мужа, Фатима решила воссоздать тот номер, с которым они выступали до его болезни, поэтому вновь созданный коллектив имеет название «Канатоходцы Медниковы».
— Мне говорили, зачем тебе надо в таком возрасте на канат лезть? Сиди на барьере и руководи. Но все эти годы я жила мыслью о возвращении в цирк. Он мой дом, моя судьба, моя любимая работа. И я похудела, и форму набрала и поднялась на канат.
В первый раз, по словам Фатимы, от волнения даже давление подскочило, и пульс как бешенный застучал. Пришлось за кулисами в тихую валерьяночку пить. Но на следующий день уже чувствовала себя, как и раньше — спокойно и уверенно.
Подготовка к номеру идет уже более трех лет, и только несколько месяцев назад удалось восстановить почти все трюки прошлых лет. Партнеры Фатимы — два акробата, которых она обучила ходьбе по канату фактически с нуля.
Сама Фатима в этом году отметила свой пятидесятилетний юбилей работы в цирке. Сейчас она не только канатоходец, но и художественный руководитель программы Юрия Мерденова «Кубанские казаки».
— Женщинам я хочу пожелать здоровья, личного счастья и стимула в жизни. Чтобы в сложные жизненные моменты, а они бывают у каждого, руки не опускали. Ведь завтра вновь выглянет солнце. Пусть оглянутся вокруг и поймут, на сколько они счастливы. Затем встряхнутся, поднимут голову и пойдут вперед с блестящими глазами.
Новогодний аттракцион 1982. Поет Алла Пугачева. На канате — Фатима Гаджикурбанова из дагестанского аула Цовкра.
Канатоходцы Медниковы
Канатаходцы Медниковы. Кадры из фильма «Соло для слона с оркестром»
Александр Медников выполняет двойное сльто-мортале и полтора пируэта на канате.
Всем Мир!
http://www.dagmeloman.ru/
Новости по теме